Опубликовано: 3600

Царское это дело: на юге Казахстана вскрыли большое погребальное сооружение

Царское это дело: на юге Казахстана вскрыли большое погребальное сооружение Фото - Курган с городища. Фото Сергея ПАВЛЕНКО

Третий полевой сезон проводят в долине высокогорного Угама шымкентские археологи. Ученые и студенты исследуют городище Ушбас тобе (дословно с казахского – трехголовый холм) на надпойменной террасе Угама и погребальные сооружения у подножия древнего поселения.

Заповедные пределы

Приглашение приехать на раскопки в живописную долину Угама, где работает археологический отряд Южно-Казахстанского педагогического университета, я получил давно. Но я не Хоттабыч и телепортироваться за сотню километров вырванным волоском из бороды не могу. А добираться к месту раскопок – та еще задачка. Работы ведутся в заповедном Сайрам-Угамском национальном парке на высоте немногим менее 2 тысяч метров. Да и дорога к лагерю – щебенка, изрезанная водными промоинами – петляет по горам, где 2 машинам не разъехаться. С одной стороны – стена вверх, а с другой – обрывы в десятки метров или подъемы-спуски, сродни американским горкам – дух захватывает. Хочется закрыть глаза до самого лагеря. Добраться до места можно лишь на внедорожнике. Его-то я и ждал. На мое счастье, проведать археологов собрался бизнесмен Владимир БЫСОВ, с чьей помощью вот уже третий год подряд проводится научная экспедиция. На мой вопрос, что за интерес – вкладывать деньги в работу археологов, предприниматель Владимир ответил:

– Конечно, у меня есть миллион важных направлений, куда надо вкладывать деньги. Но посмотришь на энтузиазм руководителя экспедиции Александра Николаевича (А. Н. Подушкин – доктор исторических наук, профессор), на его горящие глаза, когда он находит что-либо интересное и археологически значимое, хочется просто помочь человеку. Всех денег не заработаешь, а здесь дело нужное. Приятно и то, что открытия останутся в истории.

Доктор истоических наук Подушкин А. Н.

Доктор истоических наук Подушкин А. Н.

А на раскопанные предметы будут смотреть наши дети и внуки, будут гордиться, что живут на такой земле.

Раскоп

Стойбище археологов прячется от палящего солнца в тени небольшой рощи таласской березы. Подобраться к нему можно, лишь перейдя в брод быстрый и холодный Угам. Это сейчас, почти полностью утопив в воде колеса, внедорожник проходит на другой берег реки. Двумя месяцами ранее я бы и на танке не рискнул перебираться через Угам. Многих смельчаков, что пытались преодолеть полноводную и коварную реку, находили на десяток километров вниз по течению.

От лагеря до первого раскопа – царского кургана – 5 сотен метров. Перед глазами открывается невероятная картина. Площадка диаметром в 50 метров, покрытая, словно тротуар, брусчаткой, камнем, очищена от земли. По границе раскопа – аккуратно уложенные в вал увесистые булыжники. В центре гигантского каменного круга – могильная яма, обложенная большими валунами. В каменном кургане, вероятно, было захоронение вождя жителей этой долины периода государства Кангюй.

– Мы обнаружили дромосное погребальное сооружение, которое, к сожалению, было ограблено в далекой древности. Тем не менее удалось выявить конструктивные основы погребальной конструкции. В центре было, по всей вероятности, одиночное погребение мужчины средних лет. Мы можем с уверенностью говорить, что это был действительно вождь и что погребение было богатое, – рассказал руководитель экспедиции Александр ПОДУШКИН.

– А доказательства?

– Социальный статус в древности подчеркивался размерами погребального сооружения. Насыпь кургана – около 35 метров в диаметре и 1,5 метра в высоту. На юге Казахстана в горной местности мы впервые вскрыли такое большое погребальное сооружение. Найдены фрагменты керамики, которая целиком связана с близлежащим городищем и которую можно датировать II в. до н. э. – IV в. н. э. Мы обнаружили атрибуты земледельческого образа жизни – зернотерки. В пределах курганной насыпи нашли железные ножи кангюйского облика и даже один бронзовый втульчатый наконечник позднесакского периода и начала кангюйской эпохи.

Ранее в насыпи кургана мы обнаружили письмо, которое по своим параметрам близко к иссыкскому или сакскому письму. Его пока не удалось расшифровать.

Всё это дает нам такой расклад – курган появился на границе позднесакской эпохи и раннекангюйского времени. Это период II в. до н. э., – пояснил профессор Подушкин.

Разграбленное в древности погребение

Разграбленное в древности погребение

На “трехголовом” холме

Чтобы попасть на второй объект раскопок – городище Ушбас тобе – необходимо подняться по крутому склону еще метров на пятьдесят. Отсюда открывается невероятная панорама долины Угама. Закрытая со всех сторон горами, долина лежит, словно в глубокой чаше, которую прорезает бирюзовая лента реки. Древнее поселение находится на горном выступе, который возвышается над равниной и образует со всех сторон неприступные естественные стены.

– Уникальность городища в том, что оно находится в географически замкнутой горной зоне и при этом имеет огромную площадь вместе с цитаделью – 7–8 га. Для горного региона это очень большая территория. Размер памятника указывает, что здесь люди проживали долго. Они были земледельцами, что доказывают найденные на городище многочисленные зернотерки и другие приспособления, характерные для земледельческой культуры. Кроме того, мы находили здесь семена плодовых деревьев. Но, вероятно, главное предназначение этого объекта – это один из мощных кангюйских центров по производству железа, которое, по всей видимости, вывозили. И на городище, и на территориях рядом мы находили большое количество так называемых криц – это сильно обогащенное железо. Руда присутствует, но в процентном соотношении больше железа. Крицу помещают в горн или печь и выплавляют железо. В заложенном раскопе на рабате мы нашли остатки 4 железоделательных печей. Конструкция похожа на очаг. К нему подводилась труба, которая соединялась с мехами для нагнетания воздуха. Достичь температуры плавления железа в 1 400–1 600 градусов без усиленного притока воздуха невозможно, – поделился научными гипотезами Александр Подушкин. "Открытие перевернет историю": уникальный город в Казахстане раскопали археологи

Воду, по предположениям ученых, древние жители Ушбас тобе брали из 2 родников, которые и поныне обрамляют городище с 2 сторон. Либо использовали более трудоемкий, но вполне реальный способ. Древние жители городища могли спускаться к Угаму и набирать воду из реки. В большом количестве найдены осколки крупных сосудов с ручками у горловины и донца, явно предназначенные для перевозки воды. То есть обитатели “верхнего яруса” могли на телегах привозить воду с Угама. Но городище на рубеже IV в. н. э. погибло.

– Это произошло, вероятно, в ходе вооруженного вторжения и открытого уничтожения как самих жителей, так и предметов материальной культуры земледельцев. На это указывают осколки керамики, которую намеренно уничтожали, разбивая ее, на это указывали разбитые зернотерки. В пределах раскопа мы нашли останки людей и наконечники стрел и даже концевые накладки на лук. Чьи они – защитников или нападавших – сейчас сказать невозможно, но наконечники стрел явно указывают на то, что они использовались нападавшими. Памятник погиб сразу.


Разбитые керамические сосуды

Керамики здесь целые развалы. Сосуды самого разного назначения – от огромных хумов до миниатюрной столовой и кухонной утвари. По всей видимости, была установка – всё уничтожить, – делился предположениями известный археолог.

– Кто мог “приложить руку” к уничтожению Ушбас тобе?

– Письменные источники свидетельствуют о том, что в начале IV в. н. э. в Центральной Азии сформировался мощный союз племен, именуемый эфталиты, которые в течение двух сотен лет завоевали практически все государства, в том числе и Кангюй, которое существовало на протяжении почти 600 лет на территории Южного Казахстана. После IV в. н. э. Кангюй не фигурирует как единое государство, а лишь его отдельные части, которые именуются как “бывшие земли Кангюя”, “прежние земли Кангюя”, – высказал еще одну гипотезу руководитель археологической экспедиции.

У ученых большие планы по исследованию долины Угама, которые предполагают долгосрочные работы. Это и первоначальная музеефикация царского погребения, что позволит превратить место раскопа в полноценный туристический объект.

САЙРАМ-УГАМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи