Буллинг в школе: что делать родителям - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
-3 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Буллинг в школе: что делать родителям

Буллинг в школе: что делать родителям

Как травля в классе действует на здоровье ребенка и можно ли навсегда устранить ее последствия?

  • 3 Марта 2020
  • 3571
Фото - Caravan.kz

О своем опыте работы с детьми рассказывает психолог Анастасия СТЕБЛЯНКО.

– Чаще всего буллинг (травля, запугивание) зарождается среди подростков 13–16 лет. Возраст, когда дети уже не просто конкурируют друг с другом, но и стараются подавлять. Выбирают в классе так называемую белую ворону – ребенка, которого, образно говоря, используют в качестве помойного ведра для слива собственного негатива. Хотя это вроде бы и считают нормой в таком возрасте, но печальный след от таких действий может оставаться в судьбе человека надолго.

“Мама была вынуждена забрать дочь из этой школы”

– Мне приходилось заниматься с девочкой, которая после начальной школы в 5-й класс попала в другое учебное заведение. Отучилась там больше года, и вдруг ее стали травить две одноклассницы, причем очень жестоко. Кульминацией стал момент, когда они написали какой-то плакат с оскорблениями и, как только эта девочка вошла в класс, сразу несколько ребят стали выкрикивать унизительные слова в ее адрес, называть ее имя и демонстрировать этот плакат, – рассказывает доктор Стеблянко. – В результате у ребенка случился нервный срыв. Она наотрез отказалась ходить в школу и лишь бесконечно плакала. Мало того, у нее проявились психосоматические заболевания: резко, до 38 градусов, поднялась температура, для которой, казалось бы, не было никакой физиологической почвы. Ни простуд, ни ОРВИ, и горло вроде здорово. Но всё происходило именно на почве травли, и мама девочки обратилась ко мне за помощью.

Фото Нэли САДЫКОВОЙ
Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Я стала работать с ребенком. Первое, что сразу бросилось в глаза, – это сниженная самооценка. Она возникает у всех детей, которые подвергаются травле. Это, так сказать, классика жанра: неверие в свои силы, сниженная самооценка и высокий уровень тревожности, когда блокирован или ослаблен слуховой канал восприятия информации.

То есть физически ухо работает хорошо, но психологически мозг часть информации пропускает мимо себя. И обычно нужно по 5–6 раз что-то повторять обычным спокойным тоном, чтобы подросток всё воспринял и запомнил. Это своеобразная форма защиты от окружающего мира.

Ну и обычно у таких детей нарастают различные физиологические расстройства: болят живот, голова, повышается температура. Именно такие симптомы чаще всего наблюдаются у детей, которых после травли в классе родители приводят к психологу.

Продолжалась история этой девочки довольно долго, поскольку мама не хотела забирать дочь из той престижной частной школы. Несмотря на наши занятия с ребенком, в течение двух четвертей ситуация не менялась. Более того, когда мама обращалась к родителям обидчиков, те не то что не реагировали, наоборот, подключились к этой травле. Обстановка накалилась настолько, что буквально почти все дети класса демонстративно поворачивались к ней определенным местом, оскорбляли и унижали. И через полторы четверти мама была вынуждена перевести дочь в другую школу.

– Что же послужило причиной такому отношению к девочке?

– Всё очень просто: ребенок не умел за себя постоять. Если в классе кто-то пробовал кого-то унижать или обзывать, получал отпор. И только эта девочка не способна была ответить каким-то образом и сказать: “Со мной так нельзя!”. И все это время девочка сильно болела, физически не могла ходить в школу. Хотя мама ее туда отправляла, она училась там с неделю – и снова заболевала.

Кто такой тьютор?

– Довольно странно, что такое происходило в частной школе?

– Поэтому я стала собирать информацию от родителей, дети которых подвергались травле в школе. И вот что выяснила: не так давно в некоторых наших школах ставки классных руководителей заменили на должности тьюторов. Между тем именно классный руководитель в ответе за воспитательную работу в конкретном классе. Тьютор же прикреплен сразу к нескольким классам, у него гораздо меньше оклад и на порядок меньше обязанностей. Возможно, в разных школах регламент чем-то отличается, но в целом в обязанности тьютора входит извещать учеников о расписании уроков, заполнять документацию. Не входят многие воспитательные функции, в том числе по устранению таких моментов, как буллинг в классе. Не знаю, экспериментальный это вариант администрирования или уже утвержденный, но я обратила внимание, что именно из тех школ, в которых вместо классного руководства введено тьюторство, ко мне и поступают дети, нуждающиеся в серьезной психологической корректировке. Именно там буллинг увеличился в разы.

– Такие преобразования в школах связаны с экономией средств?

– Возможно. Я приведу еще случай, происшедший ранее. Ко мне привели подростка 12 лет. В течение целого учебного года он подвергался травле и в конце концов, написав предсмертную записку, решил выйти (выброситься) с балкона. К счастью, именно в этот момент к нему подоспел папа и буквально поймал своего мальчика за руку. Затем привел его ко мне на консультацию.

Среди причин, приведших к такой ситуации, – неблагополучие и недостаток средств в семье.

Фактически папа один, без мамы воспитывал ребенка и не сдавал какие-то деньги на нужды класса и школы. В результате мальчика сначала стал травить классный руководитель, потом присоединились дети, другие педагоги, и всё закончилось попыткой суицида.

Потом, поскольку я не имею права работать с людьми, совершившими попытку суицида, сразу же передала его психиатру. Тот провел обследование. Психических расстройств у ребенка не обнаружил, но налицо был тот самый классический набор: сниженная самооценка, высокий уровень стресса и тревожности. Врач назначил медикаментозное лечение. Отчасти это помогло, но все же папа был вынужден перевести мальчика в другую школу. И только там он стал чувствовать себя более-менее благополучно.

Важно не молчать!

– Родителям ученика, которому в классе устраивают бойкот и травлю, я рекомендую разузнать, кто и в связи с чем это делает, потому что у этого явления всегда есть зачинщик. И потом обязательно поставить в известность классного руководителя, чтобы он принял меры, поработал над командообразованием и четко обозначил, что нельзя обижать этого ребенка и вообще кого бы то ни было в классе. И чтобы пресекал любые попытки запугивания и преследования.

– А что, родители даже не обращаются за этим в школу?

– Бывает. Стесняются или не знают, что они имеют на это право. Но идти в школу и общаться с классным руководителем нужно в первую очередь. Он имеет большую власть, знает атмосферу в классе и понимает, как пресечь попытки буллинга.

Если же классный руководитель не принимает меры, нужно обращаться к завучу по воспитательной работе. И обязательно при этом ставить в известность школьного полицейского инспектора и директора, ведь нередко травля заканчивается физическим насилием, когда дети подкарауливают друг друга где-нибудь за школой и избивают. В случае же, когда руководство школы не принимает мер, есть острая необходимость перевести ребенка в другую школу. Поскольку в системе администрирования, где нет классных руководителей, а есть лишь тьюторы, буллинг будет процветать и набирать обороты.

Самим родителям в случае преследований их ребенка важно всегда его поддерживать. Объяснить: “Это не ты такой, это что-то происходит с ребятами. У тебя всё в порядке”. Чаще обнимать его, поддерживать добрыми словами и ни в коем случае не обвинять.

Нередко родители говорят ему: “Сам виноват, неправильно ведешь себя”. Но дети часто действительно не умеют себя правильно вести, особенно когда их запугивают.

А если еще и родители добавляют в его жизнь негатива, ребенок совсем теряется. Для него это прямой путь завершить свою жизнь. "Всё, что захотим, — отдашь": подростки сняли на видео изнасилование одноклассницы и шантажировали его распространением

Чему научить ребенка?

– Ребенка в случае травли важно научить говорить обидчикам простые фразы: “Со мной так нельзя! Если будешь со мной так поступать, я буду вынужден рассказать об этом классному руководителю, своим родителям, завучу по воспитательной работе. Очень прошу тебя так не делать!” – продолжает Анастасия Стеблянко. – Это единственное, что он может сделать в этой ситуации. Противостоять или, как часто его учат: “Игнорируй, не обращай внимания, и всё пройдет!”, в истории с настоящим буллингом не поможет. Потому что преследователи просто выбрали его в качестве мальчика (или девочки) для битья, на котором они вымещают свою злость.

А на самом деле ребенок-буллер, который является зачинщиком, обычно больше всех нуждается в психологической помощи.

Хотя именно таких детей реже всего приводят к психологу. По моим наблюдениям, ребенок, который занимается травлей, так выплескивает в классе свою агрессию, которую накапливает в семье, в отношениях с родителями или своими братьями и сестрами. При помощи буллинга он вымещает на других свою подавленность и свое неблагополучие.

– Кстати, кого больше приводят к психологам – мальчиков или девочек?

– Чаще всего, конечно, девочек. Мальчики обычно стараются себя защитить, как-то ответить или подраться. А вот девочки не всегда могут агрессивно за себя постоять.

– Но агрессивных девочек тоже немало?

– Именно они и занимаются такой травлей. И обычно девочки преследуют девочек, мальчики – мальчиков. Но на приемах у психологов преобладают именно девочки. Здесь, вероятно, срабатывает эффект женской конкуренции: “Я не хочу, чтобы она была лучше меня! Или – хочу выделиться на ее фоне!”.

Если в рисунке появились шипы или когти…

– Как проходит ваш прием?

– Один из видов встреч, когда ребенок попадает в кабинет психолога и тут же выкладывает всё! С такими проще работать, потому что сразу видишь ситуацию.

Другой вид общения, когда он замк­нутый и молчаливый. Тогда подбираю для него специальные терапевтические рисунки и игры. В целом применяют разные психологические приемы: рисуночные, игротерапию, сказкотерапию… Ребенок сам выбирает. Главная цель – научить его экологично проявлять свою агрессию и снимать психологическое напряжение. Как только сумеет справляться с тревожностью, значит, он здоров.

– Как же определить, что он избавился от тревожности?

– При первой встрече провожу диаг­ностику, смотрю, что происходит с ребенком. Через несколько встреч наблюдаю за изменениями в его поведении и спрашиваю у мамы: “Как он себя чувствует?”. Допустим, мама говорит: “Уже лучше”. Я снова провожу диагностику, сравниваю до и после. Оцениваю, к примеру, как рисует линии, надавливает на карандаш. Суть не в самом изображении, а в том, как оно исполнено.

По почерку можно многое определить. Значение имеют наличие или отсутствие штриховки, размер и положение рисунка на листе, появляющиеся дополнительные элементы. Если в первом диагностическом рисунке ребенка, например, отсутствовали ушки, то появились ли они во втором. Это может отражать, произошло ли разблокирование слухового канала, который прежде был закрыт.

Еще оцениваю, появились ли в рисунке какие-то шипы или когти. Это признак экологически здорового проявления агрессии.

Ну и не всегда состояние определяется только рисованием. Мы беседуем со школьником на тему, как защищаться, где и как себя вести. Так, с помощью игры, сказкотерапии и рисования мы высвобождаем накопившееся в его нервной системе напряжение.

– Но неужели подростков можно завлечь сказками?

– Если погружаться в тонкости психотерапии, существуют специальные терапевтические сказки и приемы: продолжить сказку, сочинить сказку. Вариантов много. Смысл в том, чтобы ребенок отыскал в себе качества, на которые он может опираться, нащупал эффективные для себя способы поведения. И еще – чтобы сумел распознать, что вызывает в нем тревогу, и взглянуть на свою историю несколько под другим углом. Процентов на 70 это помогает. Болезненная тревожность уходит, здоровая – остается.

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта