... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

"Будет самосуд": пострадавшим от действий барымтачей крестьянам не возместили ущерб

05.08.2021

Фермеры Западно-Казахстанской области бьют тревогу, они просят защиты у государства. Скотокрады не оставляют им никаких шансов на цивилизованное развитие животноводства. Краденое мясо продается при наличии ветеринарных и прочих справок и сертификатов. Это значит, что за скотокрадами стоят более влиятельные люди, уверены фермеры, которые лишились сотен голов лошадей.

Оглашен приговор в отношении 5 барымтачей, которые долго держали в страхе несколько районов области. Но пострадавшие фермеры не согласны с приговором суда. Они считают его слишком мягким и боятся, что, освободившись, воры продолжат свое дело.

В Акжаикском и близлежащих районах жители давно жалуются на скотокрадов. Сначала это были единичные случаи, затем коровы и лошади стали пропадать десятками, а потом – сотнями. А весной прошлого года ситуация вышла из-под контроля: начались массовые кражи лошадей прямо с пастбищ. И фермеры стали бить в колокола, требуя найти и наказать виновных. Хотя искать их далеко не нужно было, в сельской местности всё на виду и люди догадывались, кто промышляет этим нечистым делом. Но вслух сказать никто не решался. В числе пострадавших очень много известных в области предпринимателей, которые внесли свой вклад в развитие сельского хозяйства региона и чьи фамилии на слуху. Но перед произволом и они оказались бессильны.

Государство в последние годы помогает фермерам. Тем, кто занимается отгонным животноводством, компенсируют до 80 процентов общей стоимости на строительство инфраструктуры пастбищ. Этой программой воспользовались многие предприниматели Приуралья.

– Была такая программа из министерства “Отгонные пастбища”. Мы подобрали очень хорошее место, вложили большие средства, капитально построили зимовник и летник. Но сейчас мы разочаровались в этой программе, так как скот пропадает. У меня бесследно пропал племенной скот, – рассказал журналистам в ходе следствия предприниматель Сергей ШУНАЙБЕКОВ.

По громкому делу, которое вызвало настоящий ажиотаж в области, задержали 5 сельчан, 4 из которых оказались родными братьями. Как сообщила полиция, по месту жительства подозреваемых были обнаружены и изъяты незарегистрированные охотничье и огнестрельное оружие, а также патроны разных калибров и ножи.

У барымтачей было целое стадо, в котором на момент ареста насчитывалось более 600 голов коров и лошадей. Причем это стадо каждый раз весомо пополнялось, несмотря на то, что приплода не было.

В начале следствия на весь скот задержанных был наложен арест. Потерпевшие очень надеялись, что животные будут находиться под арестом до конца суда и им возместят весь ущерб. Однако к концу следствия количество арестованного скота значительно сократилось. Полиция объяснила это следующим образом.

– На стадии окончания уголовного расследования мы установили количество потерпевших и размеры заявленного ущерба. В рамках суммы ущерба часть скота оставили под арестом. С остальных животных арест был снят с санкции прокурора, – сообщил в ходе следствия журналистам начальник следственного управления департамента полиции ЗКО Галым БАЙЖАНОВ.

Потерпевшие, очень пристально следившие за ходом расследования, сообщили журналистам, что фигуранты дела, которым стражи порядка вернули часть скота, сразу же вывезли и распродали животных в разных городах Казахстана.

Фермеры уверены, что в этом деле замешаны более влиятельные люди, ведь не могли 5 сельчан провернуть столь масштабную барымтачную операцию. Скорее всего, братья Ешовы – лишь исполнители, а заказчики остались за кадром.

Такое количество животных воруют только для продажи, а для этого нужны справки от ветеринара и участкового. Значит, они или получили справки, или по дороге заплатили кому надо, рассуждают сельчане. Ворованный скот барымтачи продавали в соседние регионы. Но как только их задержали, коровы и лошади у сельчан тут же пропадать перестали.

Для выпаса ворованного скота скотокрады наняли пастуха. Он-то и стал главным свидетелем по делу, от которого хотели бы очень избавиться задержанные. Мужчина проработал пастухом у Ешовых в течение 9 лет.

– Они меня постоянно били. Однажды избили так, что я ночевал на могиле отца и хотел наложить на себя руки. Воровали скот по-разному, перегоняли, возили на машинах или в степях ловили и там же забивали, – рассказал пастух Адилет МАДЕНИЕТОВ в суде.

По словам мужчины, его бывшие хозяева за короткое время увеличили свое стадо в 6 раз. И это совпадает с периодом, когда в районах массово стал пропадать скот. Также сельчане рассказали, что в прошлом году подозреваемые угрожали людям и даже избивали их.

– Народ уже озлоблен, мы требуем, чтобы расследование провели объективно. Если этого не будет, люди вынуждены будут судить их по своим законам, будет самосуд. Мы будем обращаться не только в местные органы, но и в республиканские, – заявил в ходе следствия журналистам глава одного из крестьянских хозяйств Акжаикского района.

Особое недовольство сельчане выражали по поводу того, что деяния скотокрадов не были расценены органами уголовного преследования как действия организованной преступной группы, за которые законом предусмотрено более строгое наказание.

– Действиям фигурантов уголовного дела дана правовая оценка. Признаков организованной преступной группировки найдено не было. Но их действия были расценены как кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору, – объяснили свою позицию полицейские.

Недавно Акжаикский районный суд вынес приговор в отношении 5 подсудимых по делу о скотокрадстве. Четверо братьев Ешовых – 44-летний Берикболат, 39-летний Болат, 25-летний Болатбек и 34-летний Баубек, а также Нурхат Елеусизов признаны виновными в совершении преступления. От 4 до 7 лет лишения свободы получили барымтачи за свой “многолетний труд”. При этом сами подсудимые свою вину не признали.

В общей сложности в суде удалось доказать кражу 175 лошадей и 43 голов крупного рогатого скота, хотя количество пропавшего скота, по словам сельчан, достигает 1 000 голов.

Многие в ходе следствия забрали свои заявления, некоторые и вовсе не захотели их писать, а кое-кому обещали возместить ущерб взамен на отказ от обращения в полицию, что еще больше вызвало подозрение у глав крестьянских хозяйств.

Материальный ущерб потерпевшим не возместили. Этот вопрос в суде не рассматривался. Теперь десятки потерпевших будут вынуждены обращаться в суд с иском о возмещении материального ущерба. Так что хождения по мукам продолжаются.

УРАЛЬСК