Опубликовано: 670

Алеся Шахер: художница – самурай

Алеся Шахер: художница – самурай

Ее необычные работы живут в домах, диппредставительствах России, Сингапура, Германии, Испании, Швейцарии, Афганистана, Голландии, а также есть в Лондоне, Нью-Йорке и в городах Казахстана.

Художница творит из материалов, подаренных природой: круп, специй, цветов, семян, крахмала и других. А еще она успешно постигла секреты арт-менеджмента и без стеснения заявляет: “Искусство – это бизнес. Художник не должен быть голодным!”

34-летняя Алеся Шахер (Артемьева) (на фото) – член Европейской творческой гильдии (Лондон), арт-менеджер, представитель мирового дизайнера Карима Рашида (США), основатель Академии амбициозных художников…

Перечислять ее регалии можно долго. Любовь к творчеству пришла в детстве: обучение в школе искусств сочеталось с занятия­ми в школе с математическим уклоном.

– 90-е годы – очень сложный период для моей семьи. Дефицит, острая нехватка всего, – вспоминает Алеся. – Хотелось сделать многое, а материа­лов не было. Приходилось искать замену, что только развивало фантазию. Из пленки кассет плела макраме, из старой одежды шила игрушки. Я жила в поселке Фабричный Алматинской области, неподалеку от дома находилась суконная фабрика. Возможно, эта близость тоже повлияла на увлечения. Тогда начала делать картины из природных материа­лов.

Собирала травы, семена, мох, кору деревьев. Позже обнаружила: то, чем занималась с детства, – древняя японская техника ошибана. Причем она была частью обучения самураев, как искусство владения мечом или каллиграфия.

Приобщали их к такому, казалось бы, немужскому занятию, чтобы воспитать наблюдательность, терпение. Мне понадобилось много лет, чтобы научиться соединять разную фактуру, цвета. Успела получить образование в области программирования, юриспруденции, поработать маркетологом, PR-специалистом, в сфере рекламы.

– А что дает членство в Европейской гильдии?

– Она основана для объе­динения, развития и помощи творческим людям в разных регионах. Когда они общаются между собой, узнают много нового. В 2015 году я обучалась в исследовательской арт-компании Голландии. Преподаватели сообщили любопытные данные: развитие искусства в Казахстане находится на уровне 1993 года. Нас обогнали Кыргызстан и Узбекистан (1997–1998 годы), Россия (2000). На первом месте в 2015 году в ногу со временем шагали США, Австрия, Великобритания и Голландия.

В чем причина? В нашей стране нет многих образовательных процессов, в частности, арт-менеджмента, позволяющего художникам, скульп­торам продвигать свои произведения, зарабатывать на жизнь. В целом искусство не воспринимается как бизнес. Нет даже оценки современного искусства. Хотя работают две профильные палаты.

У многих в головах еще живут установки вроде художник должен быть голодным. Нет! Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.

Сальвадор Дали еще при жизни стал очень известным, обеспеченным. Завоевал признание брокеров, меценатов, своего друга – Беньямина Леви, страстного поклонника, который продвигал его искусство. И продолжает делать это сейчас. Искусство зарабатывать деньги на искусстве

Работы Сальвадора Дали могут приехать в Казахстан

– Ты стала партнером фонда Сальвадора Дали. Увидим ли мы когда-нибудь его работы в Казахстане? Я побывала в Доме-музее художника в испанском Фегеросе, впечатлений, эмоций – море!

– Не ты одна ждешь этого события! Недавно впервые его произведения заехали на территорию Евразии, сейчас они в Минске. Мы решили сделать микс – скульптуры, картины, ювелирные работы. Всего 50 работ предстанут на выставке-продаже – оригиналы и дублирующие работы (есть такое понятие в искусстве).

Но пока стоит вопрос финансов – логистика, охрана, всё очень дорого. Картины уже растаможены в Минске, планируем перевезти их на фуре. Воздушным транспортом не позволяют габариты работ. На основе выставки планирую сделать много разных активностей.

– Так чего не хватает казахстанским художникам?

– Прежде всего меценатов. Приглашаешь на выставку в другие страны даже известных художников, чьи работы стоят несколько тысяч долларов, все говорят – нет денег.

– А как их можно заработать?

– Рассказывать, показывать свое искусство. Не важно, кто – скульптор, музыкант, поэт. Проблема в том, что люди варятся в своем котле. Когда они организовывают выставки, их посещают в основном коллеги. Поэты дружат с поэтами, художники с художниками. На подобных мероприятиях редко встретишь блогеров, журналистов, бизнесменов, представителей дипмиссий, иностранцев.

Нужно четко понимать целевую аудиторию. Учитывать и такой момент – богатые люди не придут на мероприятие для людей среднего класса. Для них стоит сделать закрытую вечеринку.

Это правило работает во всех странах. Редко проводятся и масштабные пиар-компании. Если делать выставку, нужно правильно ее преподносить людям! На Западе это давно поняли.

Бренд – ДНК художника

– Ну и какие технологии там используют?

– Не поверишь, но талантливые художники в Европе, Америке, Японии зарабатывают миллионы! Брокеры, дилеры бегают за ними. На одного художника приходится три-четыре брокера. У нас только недавно появились понятия “арт-менеджер”, “брокер”, “менеджер проекта”…

Арт-бизнес – очень серьезный бизнес! Двигатель экономики многих стран.

Недавно прочитала: 78 процентов экономики Франции составляют искусство, культура и всё, что с ними связано.

В США на законодательном уровне закреплено: все торгово-развлекательные центры должны стать культурно-развлекательными. 60–70 процентов должно быть представлено культурой. У нас такого нет! А ведь толпы молодежи проводят в ТРЦ свободное время. За искусством, между прочим, идет туризм. Сколько раз наблюдала – когда за рубежом казахстанцы устраивают концерт или ставят спектакль, интерес зрителей огромный! Их искусство им уже приелось.

– Арт-менеджмент вызывает интерес у наших творческих людей?

– Многие еще плохо понимают, что это самостоятельное продвижение искусства. Считают, пусть это делает кто-то, а я буду писать картины… Не то время! У всех европейских художников свои сайты. Это первый инструмент продаж. Если нет возможности вести сайт, используй соцсети. Рассказывай, показывай, устраи­вай экскурсии в мастерскую! “Если вас нет в Интернете, вас нет в бизнесе”, – говорил Стив Джобс.

Бренд – это не только логотип, фирменные цвета или связь с общественностью. Это – ДНК художника. Он включает всё, что мы делаем, наши эмоции, ценности, характер.

Эра абстракции

– Просвети, какие направления в искусстве нынче в моде?

– Недавно встречалась с консулом Швейцарии в РК, он сделал комплимент, мол, Алеся, ваши работы очень понравятся европейцам, потому что они теплые. Сделаны из экоматериалов. Европа не любит кричащие краски в искусстве. Как и ядовитые цвета.

XXI век – эра абстракции. Люди начинают ее понимать. Сейчас “кляксы”, как раньше говорили, стали очень востребованными.

В целом в мире на слуху имена Дэмьен Херст, Ай Вэй Вэй, Маурицио Каттелан, Такаси Мураками, Томас Кинкейд, Джек Веттриано, Бэнкси. Из казахстанцев сразу приходят на ум Сауле Сулейменова, Алексей Уткин.

Но у каждого творца должно быть свое направление, философия. К сожалению, в картинах казахстанцев часто не видно художника. Смотришь работу и не знаешь – кто автор, пока не прочитаешь табличку.

Еще один момент. Весь мир старается завлечь людей в искусство действом.

Несколько лет назад национальный музей Нью-Йорка привез исторические вазы Китая. Но народ не шел. Тогда организаторы придумали интерактивные выставки с музыкой, дискотекой. И выставка прошла с большим успехом. В начале 2000-х один из театров в Португалии сделал отличный пиар-ход: спектакль “Гамлет” поставил на футбольном поле. И в нем участвовали обычные люди. Был аншлаг!

Цены только растут

– Насколько удачны вложения денег в произведения искусства?

– Искусство никогда не падает в цене. Чем больше востребован художник, тем его картины дороже. В среднем картины растут в цене каждый год на 12–28 процентов. А коллекция или предвыставочные работы стоят еще дороже. Так что это самое выгодное вложение. Один пример.

Питер Дойг, купленный на аукцио­не “Сотби” в 2005 году за 880 тысяч долларов, годом позже был продан за 1,8 миллиона долларов. Среднегодовая прибыль составила 86 процентов.

– А есть ли среди коллекцио­неров обычные люди, влюбленные в искусство?

– Конечно! В Германии муж с женой более 30 лет покупали произведения искусства, которые им нравятся, разных авторов, ценовой политики. Жили в крохотной квартире, где все заставлено картинами. Выставили коллекцию на продажу. Очень удивились, когда ее оценили в сумму более 10 миллионов долларов! Вложили они раз в 20 меньше…

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи