Опубликовано: 1900

Король эпатажа

Король эпатажа

“Мастер эпатажа”, “великий сумасшедший”, “загадочный гений” – как только не называли критики известного испанского художника XX века Сальвадора Дали!

Но, как бы там ни было, истина в том, что оставить равнодушным его творчество не может никого! И родина Сальвадора Дали – испанский город Фигерас – прославилась на весь мир благодаря театру-музею, посвященному ему.

Наш корреспондент побывала в “обители” экстравагантного художника.

По дороге из Барселоны в старинный городок Фигерас у нашего гида было время рассказать о самом Дали. Замечу: сто пятьдесят километров пути пролетели незаметно – жизнь Дали была полна загадок, тайн, мистики, впрочем, как и само его творчество.

Сальвадор родился в 1904 году в Фигерасе. Его отец был городским нотариусом, и семья считалась достаточно зажиточной. Сальвадор был вторым ребенком в семье, он появился на свет вскоре после смерти своего старшего брата. Его окрестили в честь умершего брата Сальвадором. Отец Дали чувствовал себя виновным в смерти сына, считая, что виной тому стали его болезни – следствие разгульной жизни. Поэтому, когда Сальвадор был подростком, отец запирал его в комнате с энциклопедией по венерическим болезням. Как считают многие критики, это сильно повлияло на его психику…

Юный Дали очень любил рисовать, а вот учиться в школе не хотел вообще. Отлынивая от уроков, будущий художник научился мастерски имитировать… приступы эпилепсии. Вскоре учителя отстали от Дали, считая, что у того “не все дома”. Окончив кое-как школу, Дали поступил в школу искусств в Мадриде, которую, впрочем, также прогуливал.

Художник постоянно находился в творческом поиске, писал картины в разных жанрах, но они не приносили ему ни денег, ни славы.

И тогда он уезжает в Париж. Там он влюбился в супругу своего друга, французского поэта, – эмигрантку из России Елену Дьяконову, известную ныне всему миру под именем Гала.

Именно ей он по возвращении в Испанию посвятил одну из своих эпатажных работ – “Великий груститель”.

Дали запретил гидам показывать музей

А вот и экстравагантный музей художника. Он производит сильное впечатление своим внешним видом – чего и добивался автор. Место было выбрано не случайно. В обгоревшем в результате бомбардировок во время Первой мировой войны здании муниципального театра 15-летний Сальвадор впервые выставил на всеобщее обозрение свои произведения. Театр находится напротив церкви, в которой был крещен Дали. А художник всегда считал себя “католиком до мозга костей”.

В 1970 году состоялось открытие Театра-музея Дали. К этому времени художник был знаменит и богат.

В музее нет официального гида – так завещал Дали. Он считал, что любой гид, высказываясь о его работах, навязывает зрителю свое мнение.

“Подчас в своих работах я не вижу смысла, но это не означает, что они лишены его”, – говорил художник. Разгадывать тайны Дали нам пришлось, как только мы вышли из автобуса. Розовый дом украшает лепка в виде сдобных булочек, а крышу – огромные яйца – символ начала жизни.

На одной из стен музея с внутренней стороны помещен водолазный костюм – в нем художник выступал на открытии выставки сюрреализма в Лондоне и чуть было не задохнулся.

На крыше музея мы видим многочисленных “Оскаров” – Дали вручал их себе сам, без ограничений.

Навязчивые темы

Убранство прилегающей к музею площади Гала-Сальвадор Дали также полно необычных фигур и элементов. Например, картонная голова великана с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором.

Здание увенчано подобием короны из манекенов в различных позах. Они отлиты из синтетического материала и покрыты позолотой. Два манекена держат в протянутых к небу руках атом водорода – постоянно повторяющийся образ в работах Дали. На верхних карнизах виднеются четыре белые фигуры латников с батоном хлеба на голове. На балконной балюстраде нам встретились и другие фигуры с хлебом на голове.

Вообще, в его работах очень часто присутствует хлеб, который, по словам автора, был для него своеобразным фетишем и одной из самых навязчивых тем в его творчестве. В зале сокровищ хранятся картины “Корзинка с хлебом” и “Галарина” – изображение его музы – Гала с обнаженной грудью. При чем тут хлеб, спросит читатель. Дали утверждал, что при детальном рассмотрении скрещенные руки Гала похожи на… переплетенные прутья хлебной корзины, а ее грудь – на горбушку хлеба. А одна из картин Дали называется “Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече”. Таким необычным образом Дали выражал желание… проглотить любимую женщину.

Русская Гала – муза, супруга и менеджер

Как вам известно, Гала сыграла огромную роль в жизни художника. Вместе с мужем и дочерью она приехала в Испанию в гости к Дали и вскоре осталась у него навсегда. Больше она не виделась с дочерью. Гала была старше Дали на десять лет. Почему эта женщина с аристократическими манерами выбрала Дали, который тогда еще был малоизвестен и жил в нищете, почитатели таланта художника спорят до сих пор. Но очевидно одно: Гала разглядела в нем гения. Она была хорошим менеджером, что и продемонстрировала с первых дней их совместной жизни, Дали теперь работал на свое имя. Она составляла для него расписание дня и строго следила за тем, чтобы художник не вышел раньше времени из мастерской. Но вначале они съездили во Францию, где Гала попросила своего бывшего мужа дать ей денег на раскрутку Дали, и тот их дает. Затем пара отправилась в США.

Дали заключает контракты с модными компаниями по оформлению интерьеров, рисует картины, создает великолепные ювелирные украшения.

Кстати, мое знакомство с творчеством Дали началось именно с ювелирных украшений. Музей Дали построен особым образом: это сеть лабиринтов, и смотреть залы нужно в определенном порядке… Так вот, мы сразу попали в темную сеть коридоров, где под стеклом выставлены шикарные ювелирные изделия из драгоценных металлов, украшенные рубинами, сапфирами, изумрудами. Но и в этих работах у Дали был свой секрет. “Королевское сердце” из чистого золота, украшенное рубинами, пульсирует, как настоящее человеческое сердце. Или вдруг на глазах у изумленной публики на другом творении “оживают” золотые бабочки…

Жизнь в мечтах

В начале 1970-х годов здоровье Дали стало ухудшаться. В какой-то степени виной тому была его Гала, заводившая романы с молодыми людьми. Испанские гиды всегда с особым чувством рассказывают, как однажды Дали застал Гала с любовником. Нет, скандала не было. Стареющий художник обнял ноги своей музы и на глазах удивленного молодого человека заплакал…

Хоть его творческая энергия и не уменьшилась, Сальвадора стали беспокоить мысли о смерти. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, и исследовал пути сохранения тела через замораживание и пересадку ДНК, чтобы вновь родиться.

Картины этого периода его творчества удивительным образом отражают искания художника. Так, посетители театра-музея по рекомендации самого Дали приходят к некоторым картинам по нескольку раз, чтобы открыть для себя в работах новые образы. Вообще, отдельные работы нужно смотреть по-особому.

Например, знаменитые диван-губы Сальвадора Дали. Смотреть всю композицию с губами в зале американской актрисы Мэй Уэст нужно через специально подвешенную линзу, поднявшись по лестнице. Все детали вместе – диван-губы, камин в форме носа, виды Парижа и Сены вместо глаз, обрамленные париком в виде штор, – образуют лицо Мэй Уэст.

…В 1984 году умирает Гала. Для Дали это удар. Он одевает любимую жену в очень дорогое платье от известного дизайнера, украшения, наносит ей грим и везет мертвую Гала на машине в другой город, в ее замок, где она хотела быть похороненной. После смерти супруги Дали превращается в “растение”. Картины он больше не пишет. Почти ничего не ест и передвигается в инвалидной коляске. Через пять лет, по его завещанию, Великого Мастера Эпатажа похоронили в родном Фигерасе...

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи