Опубликовано: 1800

Зачистка по-узбекски

Зачистка по-узбекски Фото - сайта http://uzbekrepublic.com

1 сентября запомнился жителям этой центрально-азиатской страны не только празднованием очередной годовщины независимости, но и новыми таможенными пошлинами. Отныне ранее применяемые ставки можно считать не актуальными, хотя и их по основным параметрам нельзя было назвать низкими.

Первая таможенная революция в Узбекистане свершилась в начале 2000-х годов, когда импортная пошлина составила от 5 до 50% контрактной стоимости. Вторая произошла 1 апреля 2005 года, когда президентским указом были повышены ставки импортных пошлин с 5 до 30% на живую домашнюю птицу, с 10 до 30% - на мороженое мясо крупного рогатого скота. Третья таможенная революция Третья таможенная революция происходит на наших глазах. Новые ставки утверждены постановлением президента Узбекистана Ислама Каримова "О дополнительных мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности", принятым в августе. К примеру, на телефоны установлена специфическая ставка на уровне не менее 15 долларов за штуку. При этом сохранена действующая ранее 30-процентная адвалорная (исчисляемая в процентах от таможенной стоимости) ставка. На импорт красок и лаков на основе синтетических полимеров, модифицированных природных полимеров, акриловых и виниловых полимеров, масляных красок и лаков установлена специфическая ставка в размере не менее 0,5 доллара за 1 килограмм. Ввоз косметических средств для ухода за кожей, шампуней и средств для волос облагается пошлиной в размере не менее 1 доллара за 1 килограмм, дезодорантов и антиперспирантов, средств для бритья и для чистки зубов - в размере не менее 0,5 доллара за 1 килограмм. Для лакокрасочной продукции и парфюмерии также сохраняется адвалорная ставка в размере 30 процентов. Для ряда пластмассовых изделий - полимерных труб и фитингов, а также плит и листов специфические ставки таможенных пошлин установлены в размере 0,3 и 0,5 доллара за 1 килограмм соответственно, при сохранении адвалорной ставки в 10 процентов таможенной стоимости. Также с 1 сентября введены новые ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей. Прежние действовали с 2002 года. К примеру, на ввоз автомобилей с объемом двигателя не более 1 тысячи кубических сантиметров установлена импортная пошлина в размере 20 процентов таможенной стоимости плюс 1,8 доллара за каждый кубический сантиметр от объема двигателя вместо прежней пошлины в размере 30 процентов таможенной стоимости, но не менее 1,8 за кубический сантиметр. Таможенные ставки повышены и по более мощным автомобилям. Установлена новая специфическая ставка при ввозе автомобилей, бывших в эксплуатации (с момента выпуска которых прошло 3 года) - 3 доллара за каждый кубический сантиметр объема двигателя. Прежняя специфическая ставка составляла 1,2 доллара за кубический сантиметр. При этом продолжит действовать адвалорная ставка в размере 30 процентов. Как все аукнется Некоторые эксперты сочли что Узбекистан, повысив пошлины на иномарки, помогает российскому "АвтоВАЗу". Некоторое время назад глава крупнейшего в России производителя легковых автомобилей жаловался на то, что Узбекистан искусственно ограничивает ввоз "Жигулей". Россияне очень надеялись, что проблему можно будет урегулировать на уровне глав правительств или глав государств. Новые ставки импортных пошлин не должны распространяться на "АвтоВАЗ", ибо с Россией, как и со многими странами СНГ, Узбекистан подписал соглашения о беспошлинной торговле. Повысив пошлины, Узбекистан ровным счетом ничего для россиян не изменил. Во-первых, GM-Узбекистан вообще никаких пошлин на ввоз комплектующих и машинокомплектов не платит, поэтому конкурентные преимущества "узбеков" на российском рынке сохранятся. Во-вторых, российские "Лады" будут поставляться в Узбекистан по старой беспошлинной схеме. А так как цены на "Нексии" и "Лады" сопоставимы, выбор потребителя неизменен - "узбечка". Автомобили, ввозимые в Узбекистан, подорожают еще на 20 процентов. Теоретически иномарки ввозить в страну можно, хотя практически данные таможенные пошлины выполняют запретительную роль. Еще одной немаловажной проблемой, стоящей перед импортерами автомашин, является вопрос конвертации узбекского сума. Поэтому объем продаж импортных новых автомобилей составляет в республике не более 3-5 процентов. Но самым существенным обстоятельством является повышение в два с лишним раза пошлин на подержанные иномарки. Если раньше за автомобиль с объемом двигателя 1,6 нужно было заплатить пошлину в размере почти 2 тысячи долларов, то теперь - около 5 тысяч. Именно подержанные иномарки и составляют основной сегмент автомашин, которые в плане конкуренции наиболее опасны для "узбечек". Телефоны, стационарные и сотовые, станут практически золотыми. То же самое произойдет с парфюмерией, красками и полимерными трубами. Конечно, свою часть прибыли обязательно получат таможенники и пограничники, сумма взяток которых повысится соответственно росту таможенных пошлин. Нет спроса - нет реформ Узбекские власти не сказали ничего нового. Повышение ставки таможенной пошлины должно ограничивать узбекский внутренний рынок от некачественного ширпотреба, в основном, китайского производства. Что, в свою очередь, способствует развитию производства внутри Узбекистана. По различным оценкам, в настоящее время доля незаконно ввезенных товаров в этих сегментах рынка составляет порядка 50-60 процентов. Однако далеко не всегда благие пожелания приводят к благим результатам. Высокие таможенные ставки в большей мере стимулируют контрабанду, в меньшей степени - собственное производство. Меры узбекского правительства в начале 2000-х годов способствовали наплыву контрафактной продукции из близлежащих государств. После ужесточения таможенного регулирования, предпринятого в 2005 году, поток контрабанды еще более усилился. Примечательно лишь одно немаловажное обстоятельство. По мере увеличения ставок таможенных платежей одновременно совершенствовалась и контрабанда. На сегодняшний день - это отлаженная система ввоза в страну различных товаров с наличием множества "серых" лазеек на границе. Она уже превратилась в отдельный сегмент рынка со своими законами, "прикормленными" таможенниками и пограничниками. Во всем мире отсутствие свободной конкуренции способствует принятию властями протекционистских мер. Примерно то же самое происходит в Узбекистане. Причем, властям неинтересно, что повышение пошлин приводит к росту цен на товары и услуги. Ведь и ежу понятно, что рост цен на вышеперечисленные товары даст свой мультипликативный эффект и отразится на всех остальных группах товаров и услугах. Еще узбекские власти очень любят говорить об экономической агрессии приграничных государств. В большей мере это касается Казахстана и Кыргызстана. Единственное, что вызывает сомнение, так это тезис о снижении активности приграничной торговли. Вместе с тем тезис об экономической агрессии есть не что иное, как попытки узбекских властей прикрыть собственную несостоятельность - отсутствие воли и желания провести реальные экономические реформы. Понятно, что воля не может появиться из ничего. Есть ли смысл проводить реформы, если нынешнее состояние узбекской экономики, находящейся под прессом государственного контроля, всех чиновников вполне устраивает? И откуда вообще возьмется желание проводить реформы, если на реформы нет спроса? Вместе с тем узбекская экономика не способна ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра выходить на внешние рынки и конкурировать с мировыми производителями. А тепличные условия внутри страны отбивают последнее желание что-то делать. В частности, повышать качество товаров и услуг. Проблема как раз в том, что стратегия выхода на внешние рынки уязвима: власти ставят телегу впереди лошади. Любой мало-мальски грамотный экономист скажет, что в приоритете конкуренция на внутреннем рынке, которая и является стимулом для развития бизнеса. А в дальнейшем - стимулом выходить на внешние рынки. В противном случае, страна будет и дальше закрываться от всего остального мира, напоминая крепость, фундамент которой залит некачественным бетоном…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи