Опубликовано: 5700

ВС Кыргызстана - вчера и сегодня

ВС Кыргызстана - вчера и сегодня

Вооруженные силы Кыргызской Республики призваны защищать национальный суверенитет, безопасность и территориальную целостность своей Родины, но насколько реальные ставятся перед ними задачи и каким образом кыргызская армия их может выполнить - тема отдельного разговора.

Напомним, что строительство Вооруженных сил независимой республики началось, как и у всех бывших республик СССР в 1991-92 гг. В основу возникновения ВС КР легли два президентских указа: - "О формировании республиканского Государственного комитета Республики Кыргызстан по делам обороны" (от 13 января 1992 г.); - "О принятии под юрисдикцию воинских соединений, частей и учреждений бывшего Советского Союза, дислоцированных на территории Кыргызстана" (от 29 мая 1992 г.). В конце 1993 года Государственный комитет республики по делам обороны был преобразован в Министерство обороны Кыргызской Республики. С начала своего суверенного плавания в отношении ВС КР был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МО республики. К их числу можно отнести законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О национальной безопасности", а также Военную доктрину на переходный период до 2010 г. Вооруженные Силы Кыргызской Республики в мирное и военное время состоят из органов политического, военного управления, соединений, частей и учреждений Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, Внутренних войск МВД, Национальной гвардии, Службы национальной безопасности, Пограничной службы СНБ, Службы государственной охраны и органов военной юстиции Кыргызской Республики. Кроме этого существуют силы немедленного реагирования (СНР) в состав которых в соответствии с Военной доктриной республики вошли мобильные подразделения специального назначения полного состава министерства обороны, министерства внутренних дел, министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, национальной гвардии, службы национальной безопасности. Во второй половине 2006 года в республике был создан новый вид вооруженных сил - силы воздушной обороны (СВО), в перечень обязанностей которых сил вошли защита и прикрытие государственных, стратегических, военно-промышленных объектов и группировок войск Кыргызстана. По конституции главнокомандующим Вооруженными Силами является Президент Кыргызской Республики. Он осуществляет руководство Вооруженными Силами, назначает и сменяет высшее командование. Центральным органом государственного управления Вооруженными Силами является Министерство обороны. Его Главный штаб - основной орган оперативного управления Вооруженными Силами Кыргызской Республики. Министерство обороны несет ответственность за состояние всех Вооруженных Сил и их дельнейшее развитие, способность к противодействию в случае военной опасности для государства. Высшим командованием Вооруженных Сил является руководство Министерства обороны, возглавляемое Министром обороны Кыргызской Республики. На сегодня численность кыргызстанских вооруженных сил по информационным источникам разнится от 12 тыс. до 7 тысяч человек - включая внутренние войска, Службу Национальной Безопасности и собственно армию. В 1998 году в структуру Министерства обороны были включены пограничные войска. Их численность составляет порядка 3 тысяч человек. Что касается наследства СССР, то стоит отметить, что после распада СССР от Среднеазиатского военного округа под юрисдикцию Кыргызстана перешли Койташская и Ошская бригады. Именно они и составили основу Вооруженных сил республики. В предыдущие годы из-за сворачивания финансирования численность Вооруженных сил была сокращена на 5 тысяч человек, что негативным образом отразилось на поддержании внутриполитической стабильности Кыргызстана. По разным подсчетам на вооружении армии республики находятся: - танки (Т-62, Т-64, Т-72) - 210 единиц; - БТР, БМП - 298 единиц; - военно-транспортные самолеты - 58 единиц; - вертолеты огневой поддержки и транспортные - 11 единиц. Вооруженные силы республики насчитывают 1 мотострелковую пехотную дивизию, состоящую из 3 мотострелковых полков, 1 танкового, 1 артиллерийского полка, 1 полка ПВО, а также 1 отдельной горной бригады. В связи с низким уровнем престижа ВС Кыргызстана личный состав сформирован за счет сельской молодежи кыргызской национальности, и частично русской - за счет русскоязычного населения на севере страны. Большинство личного состава имеет среднее образование. Вместе с тем новый глава министерства обороны Кыргызстана Исмаил Исаков издал приказ, согласно которому в армию будут призывать в 20 лет и с высшим образованием, а не с 18, как было до этого. Исаков подчеркнул, что по сравнению с 2005 годом, "число военнослужащих срочной службы с высшим образованием поднялось до 5%, а количество призывников старше 20 лет выросло на 22%". В Вооруженных Силах осуществляется переход на государственный язык. На кыргызский язык переведены все уставы. Военное финансирование на сегодня приравнивается к финансированию других министерств, что не позволяет ВС КР выполнять возложенные на них задачи. Военный бюджет остается на уровне порядка 460 миллионов сомов, а вопрос о приобретении военной техники, как и в прошлые годы, на сегодня остается открытым. Критическая ситуация, сложившаяся в Вооруженных Силах, вынудила Жогорку Кенеш (Парламент Кыргызстана) принять закон "О военизированных населенных пунктах", в котором определяется статус городов и поселков, расположенных в приграничной зоне, права и обязанности граждан, проживающих там. В законе также определен перечень населенных пунктов, подпадающих под этот законодательный акт. Согласно новому закону, в приграничных районах республики вводится особый режим проживания, специальная контрольно-пропускная система и обязательный порядок регистрации. Утверждаются ограничения для приезжающих сюда граждан. Жители особых территорий теперь вправе приобретать, хранить, носить при себе и использовать оружие в пределах, предусмотренных новым законом. Ополченцы будут получать за свою службу денежное вознаграждение. В результате современная армия Кыргызстана представляет собой непрестижную, морально подавленную, малообеспеченную, профессионально неподготовленную, финансово ограниченную и не обладающую современными видами техники и вооружения структуру, которая призвана при всех вышеуказанных "достоинствах" заниматься обеспечением военной безопасности республики. Неудивительно, что при возникновении критической ситуации, которая в последний раз имела место в республике в мае 2006 года, когда группа боевиков совершила нападение на пограничный пост, расположенный в кишлаке Ляккан Исфаринского района Республики Таджикистан и захватила 19 автоматов, один пулемет, около 4 тысяч патронов, отправившись на двух автомашинах в Баткенскую область, - армия не только не сможет локализовать незаконные вооруженные формирования, но даже рискует стать своеобразным арсеналом, из которого боевики будут пополнять свои боевые запасы. Вместе с тем реформа Вооруженных Сил, о которой уже несколько лет говорили на разных уровнях, постепенно начинает сдвигаться с мертвой точки. Продолжение следует

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи