Опубликовано: 3100

Военный баланс в Центральной Азии

Военный баланс в Центральной Азии

Начало XXI века в Центральной Азии связано с постепенной милитаризацией региона.

Практически все республики начали уделять своим национальным силам более пристальное внимание. Это касается как военно-материальной базы (техника и вооружение, модернизация), так и финансовой стороны (реформирование родов войск и подразделений, зарплата военнослужащих, обучение, льготы и пособия). На сегодня можно констатировать, что безоговорочного лидера среди республик Центральной Азии не существует. Так, по парку военной авиации, бронетанковой техники Туркменистан занимает лидирующее место в регионе. Наименьший вертолетно/самолетный парк располагается в Кыргызстане. Однако это не пугает Бишкек, так как размеры республики позволяют современному истребителю-перехватчику ВВС России, размещенному на военной базе в Канте покрыть территорию за несколько минут, что затрудняет выполнение боевой задачи летным машинам подобного класса. Вооруженные силы Таджикистана по многим параметрам уступают Казахстану, имеющему в своем распоряжении танковые подразделения. Но в условиях горной местности и ограниченной видимости бронетанковая техника становится малоэффективной. В данном случае большую роль играет человеческий фактор, то есть подготовленность военнослужащих к действиям на пересеченной местности в условиях гор. Узбекистан также уступает армии Казахстана, но у военнослужащих республики, в отличие от своих соседей, имеется практический опыт ведения боевых действий, что является более значимым показателем боеготовности подразделения для участия в различного рода вооруженных конфликтах. Казахстан как и Туркменистан, имея в своем распоряжении базы со значительными запасами бронетанковой техники не в состоянии полностью их использовать по причине отсутствия такого большого количества специалистов, а также в связи с неимением ремонтно-восстановительной базы, способной поддерживать в исправном техническом состоянии вооружение и технику, находящиеся в распоряжении армий двух республик. Военные реформы Практически во всех республиках региона были проведены/проводятся реформы вооруженных сил. Вместе с тем реформы ВС во многом ограничивались/ограничиваются в большей степени реорганизацией уже существующих подразделений и их трансформацией (слиянием/разделением). Каждая республика "отличилась" своими нововведениями в этой области. Так, в Кыргызстане появились Силы немедленного реагирования в состав которых вошли мобильные подразделения специального назначения полного состава министерства обороны, министерства внутренних дел, министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, национальной гвардии, службы национальной безопасности. Другим нововведением стал новый вид вооруженных сил - Силы Воздушной обороны, и Силы быстрого развертывания, которые содержатся в готовности к доукомплектованию, оперативному развертыванию на угрожаемых направлениях в целях наращивания боевых возможностей группировок сил немедленного реагирования и охраны государственной границы в приграничном вооруженном конфликте любого масштаба. В Казахстане появились Аэромобильные войска. В их состав вошли десантно-штурмовые подразделения, части и соединения. Фактически новый род войск является "старыми, добрыми" ВДВ, но с претензией на реформы. Таджикистан также внес свой вклад в процесс реформирования своих национальных сил. В 2003 году были образованы Мобильные войска, в состав которых вошли десантные, горнострелковые подразделения, а также силы специального назначения. В Узбекистане были сформированы Силы специального назначения на базе действовавшей в советское время 15-й бригады специального назначения, 459-ой отдельной роты специального назначения. Туркменистан является единственной республикой региона, которая не стала переименовывать свои войска в соответствии с веяниеми времени и моды, но вместе с тем проводит аналогичную реформу национальных Вооруженных сил. Территориальное размещение Практически все республики региона провели передислокацию своих подразделения в соответствии новыми угрозами и вызовами их суверенитета и государственной безопасности. В Узбекистане действуют четыре военных особых округа: Юго-Западный - штаб командования располагается в г. Карши; Восточный - штаб командования располагается в Фергане; Центральный - штаб командования располагается в г. Джизаке; Северо-Западный - штаб командования располагается в г. Нукусе. Вооруженные силы Туркменистана размещены по территориальному принципу, в соответствии с количеством областей: военный округ Ахалского велаята (области); военный округ Балканского велаята; военный округ Дашогузского велаята; военный округ Лебапского велаята; военный округ Марыйского велаята; Под Ашхабадом дислоцируется отдельная бригада. Подразделения Вооруженных сил Казахстана дислоцируются по региональному признаку. В настоящее время региональные командования подразделяются на: командование "Астана" - штаб командования располагается в городе Караганда. командование "Восток" - штаб командования располагается в городе Семипалатинск командование "Запад" - штаб командования располагается в городе Атырау. командование "Юг" - штаб командования располагается в городе Тараз. Точных сведений о дислокации подразделений вооруженных сил Таджикистана нет, поэтому можно предположить, что основные силы сосредоточены в районах городов Курган-Тюбе, Худжанте и Кулябе - местах постоянной дислокации отдельных мотострелковых бригад. Подразделения вооруженных сил Кыргызстана дислоцируются на месте Койташской и Ошской бригад, доставшихся республике со времен СССР. Финансирование ВС Одним из основных факторов, свидетельствующих о заботе государства к своим вооруженным силам, является их финансирование. В данном случае стоит отметить, что все республики Центральной Азии начали его увеличивать.
№№ ппСтранаРасходы на оборону в 2005 г. (млн. долл.)Расходы на оборону в 2006 г. (млн. долл.)Доля расходов на оборону в % от ВВП в 2006 г.Расходы на оборону в 2007 г. (млн. долл.)Доля расходов на оборону в % от ВВП в 2007 г.
1Казахстан4486041,0112201,2
2Кыргызстан30,634,51,340,41,3
3Таджикистан4243,21,752,21,8
4Туркменистан8082,80,53113,60,6
5Узбекистан736809,25,2902,44,8
Примечание: таблица составлена на основе информации Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа РФ, Информационного агентства "Фергана.ру" и гос. бюджетов республик Центральной Азии. Из представленных выше данных становится понятно стремление республик путем увеличения финансирования своих национальных сил обезопасить себя от новых угроз. *** Насколько боеспособными станут вооруженные силы республик Центральной Азии - покажет время. Но тот факт, что практически все страны региона являются членами той или иной региональной организации, в задачи которых входит защита членов-организации от всякого рода рисков и угроз, служит очередным доказательством тому, что республики региона пока не в состоянии рассчитывать на собственные силы в случае возникновения внештатных ситуаций у своих государственных границ, либо внутри республик Центральной Азии. Изображение с сайта http://www.icwc-aral.uz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи