Опубликовано: 2300

Великаны дорог, или Разговор о единстве формы и содержания

Великаны дорог, или Разговор о единстве формы и содержания

От автора: Дальнобойщики (или дальнобои) - это особое подразделение, это шофера!* Серьезные мужики, серьезные тонно-километры, серьезные машины. Суровая и ответственная езда без баловства, свет прожектора, пробивающий помехи от любой непогоды.

Жизнь без излишеств и без прикрас: только ты, машина, груз и дорога. Сегодня мы беседуем об этой непростой, но интересной профессии с шоферами междугородних и международных рейсов Баевым Иваном (стаж работы 15 лет) и Григоряном Александром (стаж 35 лет). Корр:Почему вы выбрали именно эту профессию? Б.И: Мне всегда нравилось путешествовать! Когда-то я поступил в мореходное училище, работал на судне. Знаете, здорово - морские брызги, солнце, ветер - романтика! А потом переехал в Алма-Ату, здесь, к сожалению, нет ни морей, ни океанов. А душа-то жаждет приключений и дорог, вот тогда я решил, что "себя найти" смогу за рулем большой машины! Дорога - это тоже романтично. Просто я такой человек. А.Г: А у нас шоферская династия. Мой дед крутил баранку, мой отец, и я вот тоже пошел по их стопам. Корр: Чтобы стать водителем-дальнобойщиком, нужно ли специальное образование? Б.И: Нет, никакого специального образования не нужно, нужен стаж и категория Е. А.Г: Вот вы водите машину? Корр: Да. У вас наверняка права категории В. Так вот, после категории В идет категория С - это грузовые автомобили, в принципе, уже можно начинать работать, но, если хотите пересесть на фуру, красивую и блестящую, то нужны 2 года стажа на грузовиках, а потом - сдача экзаменов на категорию Е. Корр: Интересно, а почему в вашей профессии нет женщин? Б.И: Есть, но немного. У нас еще ментальность другая, мол, ЕЕ дело рожать детей и ждать мужа с дороги, а вот так пахать - не женское дело! А.Г: Когда я был еще пацаном, мы какое-то время в Ленинграде жили, я постоянно посещал гаражи автобазы, где работал водителем-дальнобойщиком мой отец. Я видел женщину водителя грузовика, так ее мужики так любили, чуть ли не на руках носили! При ремонте - слесаря самые лучшие, техобслуживание без очереди, на трассе любой поможет и т.д и т.п. И она была не одна, в других организациях нашего маленького города тоже были... А если взять весь Союз?! Так что женщина-водитель - это не совсем веянье нынешнего времени, а из прошлого. Вот тогда им куда было сложнее получить категорию... А нынче дам на дальнобое за рулем очень много, кто в паре с мужем, а кто и с напарником или напарницей, что нередко встречаешь. Приходилось и не раз выручать в сложных ситуациях... Но у нас, в РК, конечно, не видел, это в основном в России и Европе. Б.И: Нет, по моему мнению, шофер - совсем не женская профессия! А.Г: А я думаю, что женщины, разбавляя своим присутствием нашу профессию, ее украшают! Корр: Ну, раз уж мы заговорили о юбках-туфельках на дороге, не могу не поинтересоваться: как вы в целом относитесь к женщинам за рулем? Б.И: В общем, нормально. Нельзя судить по половому признаку, если баба за рулем - обязательно обезьяна с гранатой! Есть умнички такие, что за пояс любого мужика заткнут! Но не так много, как хотелось бы. А.Г: Да. У нас, помню, на 11-м маршруте автобуса ездила тетя одна, так она не ездила, а летала. Ни с одним мужиком я ТАК не гонял по городу! Корр: А у нас тоже по соседству жила женщина, которая грузовик водила, лет 30 или больше. Все мужчины даже за советом к ней обращались, она мало того, что хороший водитель и в машинах разбирается на "отлично". А.Г: Именно! Так что женщина водитель - это хорошо, но при условии, что женщина ЗНАЕТ, что и как делать и УМЕЕТ водить. Женщина за рулем автобуса или грузовика в 1000 раз лучше женщины за рулем лексуса. Ибо, если уж она села за руль грузовика, то на 90% профессионал, а в лексусе - на 98% тупая нагламуренная дура… Корр: Ой, я вот сейчас чтобы лишнего не сказать, лучше переведу разговор в другое русло, ладно? У вас наверняка имеются собственные легковые автомобили? А есть разница: водить маленькую тачку или большой трак? В смысле, не чувствуете себя низко и беззащитно, когда в обычным авто? Б.И: Нет разницы никакой! Просто если ты за рулем большой машины, на тебе больше ответственности! А.Г: Если ты умеешь водить огромную фуру, то на любом автомобиле будешь чувствовать себя уверенно и комфортно. На большой машине ты должен подумать и за себя, и за ту легковушку, что крутится под ногами, и за пешехода, который может выскочить в любой момент. Больше внимания! Б.И: Зато никто не думает, о том, что у большой машины больше веса и дури, но ей сложнее управлять, чем легковой. Тяжело просчитать ситуацию за двоих. А в случае чего, всегда валят почему-то на водителей грузовиков! Потом отдувайся и за себя и за того парня... Корр: Лучше работать на себя или по найму? Б.И: На себя сложно работать, особенно сейчас. Во-первых, тяжело одному, без напарника, а во-вторых, не окупается ни твоя машина, ни твоя работа. Страховка на тебе, топливо на тебе, ремонт машины, не дай бог какая авария, а тем более, если работаешь один - все за твой счет. Лучше и проще - по найму. Корр: А на работу сложно устроиться? Что там требуют, трудовую книжку или рекомендательные письма или что? Может тесты какие-то по вождению? А.Г: В некоторых местах придёшь устраиваться на работу - а им на дух не нужна твоя трудовая. Сажают за руль сцепки и просят в какую-нибудь адскую дыру задом въехать. Въехал - взяли! Б.И: Я тоже много таких тестов при приёме на работу от ребят слышал. Хотя и в Америке, и в Европе, все водители проходят подобные тесты и все они довольно сложные, просто у нас это выглядит не как экзамен при устройстве на работу, а как издевательское испытание… Корр: А как вы относитесь к водителям смежных профессий? Автобусникам, например? У них тоже большие машины! Б.И: В советские времена работать на автобусе было своего рода наказанием. Это же адский труд! Представьте себе: битком пассажиров, всем нужно угодить, постоянные остановки и не как сейчас посередине дороги, а как положено в кармане, а водил-удальцов во все времена хватало! Работа нервная и тяжелая. А.Г: По городу работать - это смерть! Все не любят водителей автобусов, но никто с ними не считается и не хочет представить себя на их месте. Погоняй-ка по городу целый день, во время открой-закрой двери, попробуй рассмотреть человека, который спереди решит обойти автобус, а обозрение у автобусов не такое хорошее, как у легковой машины. Нет, я бы лучше побираться пошел, чем сел бы за руль автобуса. Корр: А случаются у вас какие-то ситуации на трассах? Нападения, грабежи? Б.И: Сейчас нет, едешь себе и едешь, ну если только какой-то водитель-самоучка попытается выпендриться, пробуешь его приструнить, так он еще подрезает и в драку лезет… А нападения и все такое - это удел 90-х. Корр: Что, как в кино? Останавливали и грабили?! Б.И: Ну, со мной, слава богу, таких случаев не было, но другие ребята рассказывали, что если везли ценный груз и по наводке кто-то нападал. Было страшно, когда рядом ровняется джипец, и в окошке появляется дуло автомата. Бывало, что "наезжали" на стоянках, пока отдыхаешь, кушаешь или заправляешься. Корр: А вот, если вы везете груз, а вас по дороге ограбили, что тогда? Водитель платит за все? Б.И: Это считалось форс-мажором. Проще было дать денег, чтобы отвалили, и, конечно, начальство знало об этом - тут, как говорится, ничего не сделаешь, времена такие. Сейчас нет, да и тут в КЗ почти не было, только в России. А.Г: У нас свой рэкет был. Еще в 80-90-е годы в южном направлении особенно процветал беспредел. Там документы твои вообще никому не нужны. На дороге сидит даже не гаишник, а участковый. У него табуретка и маленький стол, на столе чайник с водой. Подъезжаешь, кладешь денежку под чайник и едешь дальше. Типа такса за въезд. И волки сыты, и овцы целы! Корр: А сейчас что? Тоже деньги под чайник? Б.И: Нет, сейчас стало строже, проверяют документы, могут осмотреть фуру, могут докопаться. Корр: И что? Б.И: А ничего. Все решается деньгами, абсолютно все! Корр: Но так ведь никакой зарплаты не хватит!? Б.И: А и не нужно просто так платить. Если у меня все в порядке и с документами и с грузом, я не дам ни копейки! Я знаю свои права, и пусть они сами доказывают, что я виноват! А.Г: Но это опять же не всем. Ты ездишь с алматинскими номерами, ты можешь и права качать! А иногородние? Б.И: Это отдельная песня, там ребят откровенно жаль, их имеют нещадно! И штрафуют, и груз конфискуют, они как будто люди третьего сорта… Корр: Кстати, что касается денег. Сколько сейчас вам платят, если не секрет? Б.И: Почему же, совсем не секрет! 30 тенге за 1 километр - по городу, между городами немного больше, где-то 40. Корр: Режим труда, есть такое понятие? Б.И: Вам откровенно сказать? По возможности… Вообще, положено ездить 8 часов в сутки, если ты один, если с напарником, то 10, наверное, как везде, ну и отдыхать не менее 10 часов. Но у нас, рулишь до потери сознания! Едешь с напарником - хорошо, есть возможность и покушать, и поспать, а если один - то можно гнать фуру, пока силы не закончатся! Но, конечно, не все так поступают, я, к примеру, не загоняю ни себя, ни машину, что проку? Потом себе дороже выйдет, лучше опоздать на полдня, зато все в порядке. А есть такие водители, что хотят за быстрой деньгой угнаться, и итог получается не всегда радужный. Корр: Что совсем никаких правил? Ведь сейчас столько пишут о режиме труда, о евро-стандартах... А.Г: В России сейчас проще стало. Под спидометр вставляют "тахошайбу"*** по ней все отслеживают - путь, работу двигателя и так далее. И водителям лучше, и начальству спокойнее. У нас, к сожалению таких нет. Почему, не спрашивайте - не знаю. Корр: А условия отдыха сейчас лучше стали или по старинке - "жмемся мы друг к дружке, чтоб теплее стало"? И.Б: Нет, сейчас по трассе много мотелей, и закусочных, и там же и стоянки, и СТО, в общем как во всем цивилизованном мире. И цены, нужно отметить, приемлемые. Корр: Существуют ли у вас сообщества дальнобойщиков, какая-то взаимовыручка? Б.И: Ну как такового сообщества нет, но, конечно, знаешь почти всех ребят, с кем работаешь. Если случается что-то на дороге, то общаешься по рации или по мобильному. Кто проезжает, всегда помогает друг другу. А.Г: А еще существует целая сигнальная азбука* * Корр: Как эта азбука работает? А.Г: Все просто: включаешь правый поворотник - поворачиваешь направо, включаешь левый - налево, но это в городе. Обычно поворотниками, как средством сообщить какую-либо информацию, пользуются водители грузовиков. Если у впереди идущей фуры непрерывно работает левый поворотник - водитель этого транспортного средства предупреждает вас: "Впереди опасность! Не обгоняй меня". У грузовика, наконец, загорелся правый поворотник, можете смело его обгонять. К слову о грузовиках: если вас обгоняет фура, подмигните водителю дальним светом фар после завершения его маневра. Так вы не только поможете водителю грузовика определить, когда завершить обгон, но и обезопасите свое транспортное средство от столкновения с фурой. Корр: А правду говорят, что водители фур частенько ездят нетрезвые за рулем? Б.И: Бывают случаи. Особенно, если холодно, мерзко и одиноко… Но при условии, что четко знаешь - трасса пустынная и ничего не может случиться. Вмажет водитель, боевых 100 грамм и тихонько так едет, как на прогулке. Корр: Но ведь и палка когда-то может выстрелить? Б.И: Может, но опять же повторюсь, что такое случается нечасто, и когда водитель уверен в своей безопасности. А.Г: А если не уверен, то значит кретин, но такие долго не живут… Корр: И вы так делали? Б.И: Я? Никогда! Я же не самоубийца, у меня двое детей... Я говорю вам откровенно, как бывает. Корр: А такое понятие как "проклятые места" на дорогах существуют или это все выдумки? Б.И: Есть, конечно! Мимо проезжаешь, прямо на обочине целое кладбище! Памятники, цветы, венки… Корр: На ваш взгляд, с чем это связано? Б.И: Я не верю в мистику, просто тяжелый участок дороги, с плохим обзором. Знаете, уже все боятся этих мест, а плохие мысли мало того, что угнетают, так еще и отвлекают от дороги. Если водитель уставший, внимание рассеянное, а может просто лихачил слишком... На таких участках нужно быть предельно внимательным! А если еще какой-нибудь идиот идет на обгон - вот и следствие. Корр: А что, обгонять нельзя? А.Г: Но это опять же, смотря какая дорога и какой ее отрезок. Вот вам реальный пример. Как-то разговариваем с коллегами о том, о сем. Один из них, начинающий драйвер, рассказывает историю: - Еду вчера вечером с дачи в город. Дорога в два ряда. Догоняю фуру, навстречу - никого. Спокойно обгоняю и пилю дальше. Вдруг этот КамАЗ обиделся, догнал меня и начал гудеть. Вот, …. какой! Коллега мой - водитель-то начинающий. Начинаю расспрашивать:
- А ты с какой скоростью ехал?
- Ну, 90.
- А фура?
- Чуть медленнее... Может 80. А что?
- А какой рельеф дороги начался после того, как ты его обогнал? Не было ли там спуска, а потом подъема?
- Рельеф? Ну да, там здоровый такой овраг, сначала вниз, потом, с небольшим, поворот вправо - подъем. А что?
- А то! Тяжелогруженой фуре перед подъемом обязательно нужен разгон. Потому что заниматься переключением передач на подъеме в машине, которая везет в своей "шаланде" тонн 20 груза, занятие унылое и обречено на потерю скорости вплоть до нуля! Т.е. камазист хотел со своих 80 км\ч ускориться до 100, чтобы без переключений вскарабкаться в горку, а ты у него перед носом болтаешься, как кое-что в проруби. Ты же на легковой машине едешь, ну нажми чуть сильнее и держись от него подальше! Б.И: Думаю, это очень хороший пример. Мораль простая - обогнал фуру - не болтайся у нее под носом. Тем более, что и тормозной путь у тяжелой техники гораздо длиннее, чем у мелких машин. А.Г: И так сказать, пользуясь случаем, хочу дать совет всем. Если впереди себя на трассе видишь "гонку монстров", т.е. одна фура пошла на обгон другой, расслабься. Не нервничай и не лезь. Дай им закончить. Тебе на легковой машине гораздо проще жить. А у того тягача, что пошел на обгон, это может быть единственный шанс сделать такое на протяжении 100 км пути. Корр: А давайте о погоде? Сезон играет роль, бывают какие-то сложности связанные именно со временем года? Б.И: Зима! Зима - это ужас для всех автомобилистов, особенно для водителей тяжелых машин. Представьте себе: мороз минус 40, ветрище хлыщет по лицу, а ты сломался посреди степи и никого! И рация не берет, и мобильный не работает. Вот сиди, жди, если вдруг кто-то появится на горизонте и проклинай судьбу. А.Г: Еще одна история, как пример. Еду за город, выехал. Зима. Пассажиром со мной едет приятель, тоже дальнобой. Вдруг он начинает грязно материться в адрес гаишников. Смотрю, куда приятель показывает рукой. Оказывается, впереди на подъеме гаишники остановили фуру с целью полюбопытствовать, что внутри, что с документами. А как камазист потом будет трогаться в горку? Ведь он стоит на правой полосе. И под его правыми колесами наверняка лед! Вот, вроде бы они-то как никто лучше должны были подумать и просчитать, ан нет! Не хватило ума встать на спуске или подальше от горки… Самое противное - встрять на гололеде, да и еще и не по "своей вине", потом как жук навозный карабкаешься, а толку мало. Корр: Есть что сказать "на посошок"? А.Г: Я вожу и легковой автомобиль, и грузовой. Но мне непонятна позиция многих водителей легковушек. Откуда такое неуважение и хамство в отношении грузовиков? Наши автомашины по габаритам превосходят легковые в десятки раз, весом на 40, иногда и на 50 тонн больше, а обзорность в зеркала заднего вида увеличена в лучшем случае в 3 раза. Нелегко бывает даже притормозить, когда тебя подрезает легковая машина. Так зачем же вставать в мертвую зону обзорности у правого переднего колеса, начинать лихорадочно жать на клаксон, если грузовик едет медленно или моргать фарами, когда грузовик, совершая маневр, не успевает его закончить и уступить дорогу? Я не требую сочувствия, просто хочу попросить немного уважения, терпимости и держаться подальше в целях собственной безопасности. Б.И: Можно и дворником работать, но при этом быть художником, поэтом или музыкантом или даже разбираться в ядерной физике. Если бы не было дворников, мы бы уже давно утонули в собственных отходах. Я это к тому, что все профессии важны, и нет лучших или худших. Я, например, горжусь тем, что "кручу баранку", потому, что я люблю свою профессию. А если нет любви к тому, что ты делаешь, то какая разница водитель ты, ассенизатор или маршал Советского Союза? Это не маловажный фактор твоего отношения к любой профессии. Главное - всегда оставаться человеком. Примечания: *Просто водителем называется любое физическое лицо, управляющее транспортным средством. Если это твоя профессия, то ты - шофер. **Трудно сказать, когда и в какой стране впервые начали использовать различные условные сигналы для облегчения общения на дороге, но достоверно известно, что распространению сигнальной азбуки водителей в СССР поспособствовала …милиция. Примерно тридцать лет назад в одной еще тогда советской газете была напечатана статья со слов ее служащего. Милиционер возмущался тем, что творится на дорогах загнивающего Запада: водители предупреждают друг друга сигналами фар о полицейских постах и засадах. Мол, вот как у них все плохо. В ответ на напечатанную статью автомобилисты всего Советского союза … тоже замигали фарами. ***Традиционный тахограф, обязательный в странах Европейского Сообщества, выполняется в одном блоке со спидометром. На картонной "шайбе", которая вставляется за циферблат спидометра, самописец отмечает точную скорость автомобиля, время, проведенное в пути и на стоянке и т. д. Показания тахографа у дальнобойщиков часто контролирует полиция - при этом ее интересует не столько превышение скорости, сколько соблюдение режимов труда и отдыха (нарушение чревато серьезным штрафом). С августа 2000 года на смену этим устройствам постепенно приходят новые, с электронной памятью и расширенными функциями. Картонную шайбу заменяет специальная идентификационная пластиковая карточка водителя с его фотографией и подписью. Если шайбу старого образца нужно менять раз в сутки, то карточка будет хранить информацию за 28 дней работы; память самого прибора рассчитана на 1 год. Фото с сайта http://auto.vl.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи