Опубликовано: 1400

Услуги для бизнесменов

Услуги для бизнесменов

Агентство США по международному развитию (USAID), решило помочь казахстанскому сообществу бизнесменов в развитии такого направления, как бизнес-услуги для малого и среднего бизнеса.

Этому был посвящен прошедший на днях в Алматы семинар "Поставщики бизнес-услуг Казахстана и лучший международный опыт". Стоит отметить, что он стал продолжением длительной работы Агентства, осуществившего с 1992 года целый ряд программ в Казахстане на общую сумму более 500 миллионов долларов США. Почему теперь USAID занялся такой темой? Отчасти на этот вопрос дал ответ в своем выступлении Патрик Пернер, директор Проекта по развитию малого бизнеса в Казахстане (один из проектов USAID), напомнивший, что казахстанской экономике по прежнему не достает диверсифицированности, независимости от экспорта сырья. Наверное, второй мотив этой активности в том, что от степени развития малого и среднего бизнеса очень сильно зависит стабильность социальной стабильности в стране, а Соединенным Штатам это очень важно в отношении Казахстана - здесь ведь работают американские нефтедобывающие компании, связанные со страной многолетними контрактами. Американские эксперты подошли к своей задаче на семинаре основательно. О необходимости развивать малый и средний бизнес много не говорилось, лишь один раз было замечено, что всем необходимо помнить истину, что рабочие места создаются в первую очередь именно в этом секторе. Но, в общем, организаторы семинара исходили из того, что убеждать в важности малого и среднего бизнеса уже никого не надо и стоит сосредоточиться на конкретных и важных вопросах. Например, на обеспечении стабильных бизнес-услуг для малого и среднего бизнеса. Чтобы рассказать о том, что это такое и как должно работать, в Алматы был приглашен ряд экспертов из восточноевропейских стран. В их выступлениях отмечалось, что бизнес-услуги для сектора малого и среднего бизнеса это: поиск клиентов, дизайн товаров, повышение продуктивности, уменьшение основных расходов, эффективное администрирование, выполнение требований законодательства, коммуникации, поиск новых технологий. А для развития подобных услуг нужны: ориентация на потребности, устойчивость на долгосрочный период, стратегический фокус на рынок, эффективное использование правительственных или донорских поддержек, постоянный и эффективный менеджмент. Вообще-то, по ходу мероприятия, его участники высказывали разные мнения о том, что включается в бизнес-услуги. Или, наоборот, о том, чего в них нет, от чего степень развития бизнеса зависит мало. К удивлению казахстанских слушателей, эксперт из Болгарии Красен Станчев заявил, что к уровню образования состояние этой сферы не слишком "привязано". - Нужен некоторый общий уровень образования, нужна возможность непрерывного переобучения, но сам по себе фактор образования не обеспечивает конкурентоспособности в малом и среднем бизнесе. У такой страны, как Тайвань, был не слишком высокий уровень образования, а она сейчас производит основные элементы электронной индустрии в мире. Что стало возможным благодаря непрерывному обучению на рабочих местах, во время работы. Специального образования для получения таких знаний и умений там не было. То есть, услуги по профессиональному образованию обязательно должны входить в перечень бизнес-услуг для бизнеса, но с иной философией, чем принято представлять у нас. Вообще семинар дал основания задуматься о том, что многие из привычных нам представлений видятся иначе в странах с развитой бизнес-инфраструктурой, даже если она там появилась недавно. Например, болгарский эксперт сказал, в общем, простую вещь, но действительно часто забываемую у нас: важно помнить, что люди начинают бизнес не для того, чтобы платить налоги, создавать рабочие места или регистрироваться; их идея и цель что-то производить, продавать, иметь прибыль… Налоги и рабочие места - это побочные результаты рынка. Кто же должен быть поставщиком бизнес-услуг? В целом, по большинству позиций - только бизнес. Например, финансовый и консалтинговый бизнес предоставляет свои услуги другим видам бизнеса, хотя такую важную вещь как статистика должно брать на себя государство (при чем совершенно бесплатно для предпринимателей). Сложнее ситуация в отношении законодательства и налогов, здесь очень важно, чтобы государство определяло их вместе с бизнесом. И защита малого и среднего сектора от "больших акул" тоже дело государства - оно "должно обеспечивать равный доступ к рынку всем предпринимателям". Наверное, не всем нашим участникам семинара понравились и мнения выступавших на счет поддержки государством системы бизнес-услуг для малого и среднего бизнеса. Они призвали быть поосторожнее на этот счет, так как господдержка сильно зависит от политики правительства, а государство однажды может перестать подставлять плечо. Этот момент был самым "здоровым" в ходе семинара: наших бизнесменов призывали сотрудничать с государством в развитии системы бизнес-услуг и вообще малого и среднего предпринимательства, но не слишком настраиваться на государственный патернализм.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи