Опубликовано: 3300

У края нефтяного рая: как Китай подложил мину под сырьевые страны

У края нефтяного рая: как Китай подложил мину под сырьевые страны

По прогнозу ОПЕК, в 2020 году страны мира должны были добывать символические 100 миллионов баррелей нефти в сутки.

Из этого объема 45 процентов предназначалось для переработки на бензин и дизельное топливо, чтобы сгореть в двигателях внутреннего сгорания, 6,6 процента – для авиации, 2 – для железнодорожного транспорта, 4 – для морского флота. И только 14 процентов должны были переработать для получения химических материалов и пластика. Всё это было бы, если бы не случились коронавирус и повальный карантин.

В прошлом году генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо заявил, что спрос на нефть к 2040 году вырастет до 112 миллионов баррелей в сутки. Он был очень оптимистичен:

“Наше исследование говорит о том, что нефть и газ, равно как и вся эта индустрия в целом, останутся до 2040 года.

Факт в том, что для удовлетворения будущего спроса потребуются все виды энергии, так что вопрос не в выборе одной энергии вместо другой.

Мы ожидаем, что до 2040 года нефть и газ останутся видами топлива с наибольшей долей в структуре потребления энергоресурсов”.

Главным потребителем углеводородного сырья останется автомобиль. Американская аналитическая компания “INRIX” считает, что на конец 2018 года в мире их эксплуатировалось 1,3 миллиарда единиц. Уровень автомобилизации был 182 автомобиля на 1 000 человек. Для сравнения: в 2009 году мировой автопарк состоял из 980 миллионов единиц техники, в 1986 году – из 500 миллионов, а в 1970 году – из 250 миллионов. С 1950 года число машин удваивалось каждые 10 лет.

По прогнозам “Navigant Research”, в ближайшем будущем годовые продажи легковых автомобилей вырастут до 127 миллионов штук. При таком показателе уже к 2035 году мировой автопарк достигнет цифры 2 миллиарда. Такое стремительное увеличение напрямую связывают с ростом рынков развивающихся стран. Так, в Китае уже продается треть всех новых автомобилей планеты. На подходе другая страна-миллиардер – Индия. Здесь работают 40 автозаводов, а по объему производства они давно обогнали Южную Корею.

Что интересно: если Китай уже стал автогигантом, то Индия только готовится к этому. Для этого должен появиться свой средний класс. А это миллионы человек, учитывая количество людей, проживающих там. То есть, даже если другие будут сокращать потребление нефти, два миллиардных государства поддержат потребление углеводородов как раз на перспективу до 2040 года.

Но именно Китай уже подкладывает мину под рынок мировой нефти.

Через 5 лет треть всех новых автомобилей будет чисто электрическими. Через 10 лет уже треть всего автопарка мира будут подключать к розетке. Сейчас большинство автокомпаний планируют за гибридами первого и второго поколений вывести на рынок полноценные электромобили. Германия, Норвегия и Нидерланды планируют на национальном уровне отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В США таким лидером является штат Калифорния. По темпам прироста рынка лидирует Поднебесная: каждый месяц здесь продавали до 30 тысяч “электричек”Как электромобили могут отменить строительство НПЗ в Казахстане

Ключевая проблема – стоимость их владения. КПД бензинового двигателя составляет 25 процентов. Электрического – более 90 процентов. Однако цена на электроэнергию пока выше, чем на энергетический эквивалент бензина. Плюс дорогими остаются аккумуляторные батареи. Тем не менее продажи растут.

Австралийское министерство индустрии, инновации и науки считает, что 2023 год станет переломным: из всех проданных автомобилей более 12 процентов будут электрическими – 15 миллионов единиц. К 2028 году – более 40 процентов. К этому времени лишь половина личных автомобилей мира будет использовать двигатели внутреннего сгорания. Что снизит потребление нефти для производства моторного топлива минимум на 20 процентов.

Исходя из этого прогноза потребность в черном золоте может упасть до 85 миллионов баррелей в сутки. Примерно к уровню 2006 года. Кризис отодвинул этот срок. Может быть, на год-два.

Итак, есть два прогноза развития рынка нефти. Карантин показал, что основное загрязнение экологии наносят автомобили. Спутниковые фотографии Китая в феврале ясно говорят, что запрет на движение транспорта и работу промышленности снизил загрязненность атмосферы Поднебесной диоксидом серы в 4 раза. Воздух очистился и в других местах, свободных от транспорта: к людям стали выходить дикие животные: олени, пумы, кабаны, в каналы Венеции вернулись дельфины. Даже в Алматы на озере Сайран появились фазаны.

Осознание этого на уровне государства может подтолкнуть развитые страны активнее стимулировать переход на электромобили. А если вспомнить об альтернативном транспорте – электробайки, скутеры, самокаты и велосипеды – это сделает прогноз о быстром насыщении рынка электрическим транспортом объективным.

Что это дает Казахстану? Более 80 процентов экспорта страны составляют углеводороды: нефть и газ.

Резкое снижение числа потребителей ГСМ будет провоцировать торговые войны между сырьевыми государствами.

Так, как это происходило в марте и апреле между Россией и Саудовской Аравией. Внешние факторы станут давить на курс тенге. К 2030 году надо успеть построить другую экономику, которая будет основана не на добыче сырья, а на продаже переработанных продуктов. Иначе точно останемся сырьевым придатком соседей.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи