Опубликовано: 1180

Тяжесть асфальтовых рек

Тяжесть асфальтовых рек

Жители южной столицы давно заметили интересную закономерность: как только в город приходит тепло, примерно с середины весны и до сентября-октября, в Алматы начинается дорожно-ремонтная страда.

На многострадальных улицах города появляются десятки бригад дорожников, одетых в яркие оранжевые жилеты, и начинается ежегодный алматинский ремонт, доставляющий немало хлопот и неудобств всем. Особенно автомобилистам, которые обучаются в этот период азам автомобильного "слалома", лавируя между грохочущими дорожными машинами и запрещающими знаками. Что же происходит сегодня в дорожном хозяйстве крупнейшего мегаполиса страны? Как делают асфальтовое покрытие городов в Европе, в той же Германии, шоссе которой давно стали эталоном для автодорожников всех стран? Иван Сергеевич Байбулов, проработавший в автодорожном строительстве три десятка лет, побывал в этой стране и хорошо ознакомился с их технологиями и организацией дела. Надо сказать, что они привели его в восхищение. - Там дороги находятся под неусыпным вниманием дорожных служб и муниципалитетов - рассказывает он. - Каждая вновь создаваемая дорога включается в реестр, с перечислением всех ее характеристик и особенностей, включая особенности рельефа местности, материалов, из которых она изготовлена, сроков текущего и капитального ремонта. Это как только что родившегося ребенка берут на постоянный учет в поликлинику, и врачи регулярно проверяют его здоровье. Второе: при строительстве дороги строго соблюдается технология - это тоже увеличивает заметно срок их "беспорочной службы". Используется самая современная техника. И третье условие - в Германии на дороги и государство, и местные власти не жалеют денег. Поэтому все ремонты проводятся точно в срок и с высоким качеством. Есть график ремонта дорог, рассчитанный на годы, в соответствии не с состоянием бюджета того или иного города - с этим у немцев всегда порядок,- а с требованиями технологии. Выходят специальные дорожные журналы, в которых каждый желающий может узнать, что, например, дорога А будет приводиться в порядок с 22 по 26 число этого месяца, а дорога Б, например, с 12 июня 2005 года… Технологический порядок - исключительный. Совершенно новенькая дорога служит лет пять-шесть. Затем всю ее покрывают новым слоем асфальта, толщиной до 1 см. Еще через три-четыре года - повторяют эту операцию. Это считается текущим ремонтом. И как только ее нормативный срок подходит, а в Германии это занимает 10-11 лет, в зависимости от климатической зоны - все, приходит время капитальной реконструкции дороги: асфальтовое покрытие, каким бы идеальным оно не казалось, полностью снимают и укладывают новое. Дорога обретает новую жизнь - и опять без проблем служит людям очередные 10-11 лет. По данным алматинского акимата, асфальтовое покрытие улиц Алматы составляет 1485 километров. Срок службы этого покрытия для климатической зоны, в которой расположена южная столица, составляет 12 лет. Простой расчет показывает, что примерно 130 километров улиц необходимо ежегодно капитально ремонтировать. Для того, чтобы это сделать, соблюдая график, включая ремонт и замену бордюров, тротуаров, газонов - в комплексе, городу нужно ежегодно 9,8 млрд. тенге. В бюджете Алматы таких денег нет. При утверждении бюджета на этот год там смогли выделить только 1,5 млрд. тенге. Потому что бюджет Алматы весьма напряженный. На текущие расходы в нем заложено 24,7 млрд. тенге. На все городские проблемы город выделяет только 3,7 млрд. тенге. Возникла парадоксальная ситуация, когда доходная часть бюджета растет, а расходная остается на том же самом уровне. Руководство города не раз обращалось в Кабмин с жалобами на эту несправедливость. И действительно, ему пошли навстречу, городу были выделены дополнительные средства в объеме 2,9 млрд. тенге. Один миллиард тенге был направлен на строительство транспортной развязки, на перекрестке улиц Саина и Ташкентской, еще один миллиард - на сейсмоусиление школ и больниц, остальные средства - на другие неотложные городские нужды. Город принял на себя обязательства по дополнительному сбору и направлению в бюджет дополнительных доходов. Они составили еще 2,5 миллиарда тенге. Их также направили на нужды Алматы, но, конечно, не только в дорожную сферу. Недавно сам Президент, озабоченный жалобами алматинцев на состояние дорог в городе, распорядился выделить городу еще 2 миллиарда тенге - специально для ремонта асфальтового покрытия улиц. Благодаря этому "подарку" городские власти смогли капитально отремонтировать еще две важнейшие улицы - проспект Абая и улицу Сатпаева. Сегодня, как уверяют в акимате, в городе есть все - техника, материалы, кадры. Нужны только деньги и тогда работы могут идти безостановочно. И не хуже, чем в любой европейской стране. Возросший поток автомобилей на улицах Алматы создает большие трудности для проезда практически в любом направлении. Часты стали дорожные "пробки", скорость движения машин, особенно в часы "пик", снижается. Ухудшается и экологическая обстановка в городе. И чтобы разрешить эту проблему, акимат разработал программу строительства дорожных развязок. Долгие годы такие дорожные объекты в городе просто не строились, между тем, как количество автомобилей в нем за последние десять лет возросло на порядок. Созданная несколько лет назад дорожная развязка по дороге на аэропорт стала первым таким объектом, после долгого перерыва. Город потратил на ее строительство много денег, которые могли бы использовать на ремонт тех же алматинских дорог. Но ситуация на этом перекрестке была критической. Достаточно сказать, что 48% дорожно-транспортных происшествий в Турксибском районе, происходили именно на этом перекрестке. Да и стыдно было, что гости южной столицы, приезжающие в город, видели постоянное столпотворение машин, с первых же минут попадали в дорожные пробки. Поэтому власти пошли на серьезные расходы и построили эту развязку. И сегодня этот перекресток является одним из самых безопасных в городе, скорость и количество проходящих через него машин возросли в несколько раз. Следующий, очень проблемный перекресток в Алматы - на пересечении улиц Саина, Райымбека и Рыскулова. Здесь в день ежедневно проезжало рекордное количество автомобилей - до 90 тысяч единиц. И, кроме того, до последнего времени не была продлена улица Мате Залки - от Толе би до Ташкентской, не было улицы Яссауи - весь поток с этих трех улиц сливался в одной точке, на этом перекрестке. Закономерно - здесь постоянно возникали огромные транспортные заторы и "пробки", утром и вечером вообще здесь, до улицы Толе би, невозможно было ни проехать, ни пройти… Конечно, акимат не мог мириться с этой, постоянно обостряющейся, проблемой и было принято решение о строительстве новой, самой мощной в Центральной Азии, дорожной развязки. Она будет состоять из трех уровней, более ста метров тоннелей пройдет под землей. Ее пропускная способность позволит полностью решить проблему проезда автотранспорта в этом плотном транспортном узле. Ташкентское направление этой развязки строители намерены сдать в эксплуатацию в конце этого года, а полностью открыть движение по ней, в сторону улиц Саина и Рыскулова, намечено в следующем году. Это связано с большим объемом инженерных и строительных работ по возведению дорожных съездов, тоннелей, большого количества тротуаров, дорожных переходов, благоустройству территории. А кроме того - опять не хватает денег. Эта развязка не только разрешит острейшие транспортные проблемы, но и архитектурно украсит город. Всего городская дорожная программа предусматривает строительство 19 транспортных развязок. Это, например, развязка на очень напряженном перекрестке Саина - Жандосова; будут строить развязку на пересечении улиц Аль-Фараби и Фурманова; намечено возводить развязки на перекрестках улиц Жансугурова (Белинского) - Рыскулова и Сейфуллина - Рыскулова - там также количество автотранспорта приближается к критической черте, на северном "полукольце" - по улице Рыскулова и в других, наиболее напряженных транспортных узлах города. Конечно, это огромный объем строительства и огромные же расходы для города. Но надо методично и упорно работать в этом направлении - иначе в городе наступит транспортный коллапс. Кроме транспортных развязок идет совершенствование сети дорог. Будет продлена улица Наурызбай-батыра - от Сатпаева до Тимирязева, а в дальнейшем ее протянут до проспекта Аль-Фараби. Проспект Сейфуллина будет продолжен от улицы Сатпаева до Тимирязева - и дальше, через проспект Аль-Фараби до южного транспортного полукольца. С прошлого года идет капитальная реконструкция улицы Желтоксан - западная, работы эти продолжатся и в дальнейшем. Принято также решение о "пробивке" улицы Фурманова, через улицу Хаджи Мукана - до здания областной филармонии в Горном Гиганте. Затем улица Фурманова будет доведена до восточного транспортного полукольца. В городе уже сегодня работают над планами строительства объездной кольцевой автодороги вокруг Алматы. Сегодня идет процесс согласования с акиматом Алматинской области, с владельцами участков и строений, расположенных на месте будущей трассы. Таких владельцев сейчас около 300 и сегодня решается непростой вопрос их материальной компенсации. Новая кольцевая автодорога позволит ежесуточно пропускать до 70-80 тысяч единиц транзитного автотранспорта, который сейчас перегружает городские дороги. Причем, как планируют в акимате города, его бюджету и горожанам эта дорога не будет стоить ни одного тенге. Это коммерческий проект и объездная кольцевая дорога будет платной. С учетом огромного потока транзитного транспорта кольцевая дорога - очень выгодный экономический объект, и уже сегодня акимат имеет предложения нескольких компаний, которые готовы вложить в возведении этой дороги до 100 миллионов долларов инвестиций. По самым примерным расчетам, строительство такой дороги окупится уже через пять - семь лет, а после можно снимать прибыль десятилетиями. Так что инвесторы на этот проект просто дышат друг другу в затылок. Асфальтовое дорожное покрытие города - тяжелая ноша, но совершенно необходимая и поэтому ожидать каких-то резких изменений к лучшему в этой сфере было бы наивно. Остается утешаться тем, что страна и люди потихоньку становятся богаче, живут лучше. И наступит такой день, когда состояние общественного "кошелька" позволит нам достичь европейского уровня дорог в южной столице.

[X]