Опубликовано: 2100

Туркменистан: альтернативные выборы без альтернативы

Туркменистан: альтернативные выборы без альтернативы

В воскресенье 11 февраля 2007 года в Туркменистане состоялись выборы президента страны. И хотя список кандидатов включал в себя шесть человек, а количество голосов отданных за ту или иную кандидатуру еще не оглашено, результаты выборов были известны еще в декабре 2006 года.

Напомним, что в списке кандидатов на пост президента Туркменистана значились следующие деятели страны: Аманнияз Атаджиков - первый заместитель главы администрации Дашогузской области;
Аширнияз Помманов - мэр города Туркменбаши;
Гурбангулы Бердымухаммедов - исполняющий обязанности президента;
Ишанкули Нурыев - замминистр нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов;
Мухаммедназар Гурбанов - глава Карабекаульского района Лебапской области;
Оразмурат Караджаев - мэр города Абадан.
После ознакомления с послужным списком кандидатов (малоизвестных среди жителей республики) на пост президента страны создается впечатление, что все пять кандидатов, за исключением и.о. президента Туркменистана, были назначены для демонстрации мировому сообществу квазидемократических выборов главы страны, которые в соответствии с международной практикой должны проходить на альтернативной основе. Вместе с тем в списке отсутствуют представители от оппозиции. Это и понятно, так как существующая власть сделала все, чтобы не допустить оппозицию к участию в политической жизни республики. Так, в Законе "О подборе государственных руководителей и должностных лиц на государственную службу в Туркменистане" от 2002 года сказано, что "Решение о выдвижении кандидатур на выборы Президента Туркменистана принимается Народным советом Туркменистана. Кандидат в Президенты Туркменистана выступает со своей программой перед Народным советом и по рекомендации членов Народного совета на альтернативной основе избирается непосредственно народом Туркменистана". В частности, чтобы стать кандидатом в президенты претендент должен заручиться поддержкой одной трети голосов Народного совета. Для того, чтобы у кандидата от оппозиции была популярность среди электората, он должен опираться на своих единомышленников. Другими словами, должна быть та организационно-составляющая группа людей, обладающая легитимными правами в обеспечении своей деятельности, направленной на популяризацию взглядов, идей и программы своего лидера. То есть, нужна партия, которая собирала бы в свои ряды единомышленников и занимала активную позицию во внутриполитической жизни страны. Но Туркменбаши предусмотрел и этот случай, поэтому в Туркменистане на сегодня нет закона о порядке регистрации и деятельности политических партий. В стране на сегодня действует только одна общественно-политическая организация - провластная Демократическая партия Туркменистана. Туркменская оппозиция, представленная тремя ведущими организациями - Объединённой Демократической Оппозицией Туркменистана, Республиканской партией Туркменистана и Общественно-политическим движением "Ватан", в настоящее время находится за пределами республики. Все оппозиционные лидеры проживают вне страны и для того, чтобы принять участие в президентских выборах, им необходимо получить визу на въезд и по приезду встречаться с избирателями округов, от которых они могли бы быть выдвинуты. На многих из них в Туркменистане заведены уголовные дела, поэтому появление оппозиционеров на туркменской земле делает проблематичным не только их участие в предвыборной гонке, но и их свободное передвижение по стране. Принимая во внимание прямую зависимость избирательного округа от хякимов велаятов, которые из-за сложившихся правил административно-командного стиля работы выполняют указания Ашхабада, уже на начальном этапе можно было прогнозировать поражение кандидатам от оппозиции. Напомним, что недавно в стране был принят новый Закон о выборах Президента Туркменистана, в котором сказано, что президентом "может быть избран родившийся в Туркменистане гражданин Туркменистана из числа туркмен не моложе сорока лет и не старше семидесяти лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих десяти лет постоянно проживающий в Туркменистане". В соответствии с 53-й статьей Конституции, президентом может стать человек, работающий "в государственных органах, общественных организациях и отраслях народного хозяйства, завоевавший высокий авторитет, признанный и выдвинутый Халк Маслахаты кандидатом, достойным участвовать в выборах президента Туркменистана". Таким образом, изгнанная из страны оппозиция может объявлять о скольких угодно кандидатах, но никто из них в ближайшее время не сможет прийти к власти легитимным путем. В результате Туркменистан становится ареной столкновений интересов действующих представителей власти, которые не допустят любой возможности приближения к политической борьбе оппозиционных лидеров, проживающих как на территории Туркменистана, так и за его пределами. Учитывая выступление главы Демократической партии Туркменистана Онджика Мусаева в декабре 2006 года, когда он призвал членов Народного Совета утвердить Бердымухаммедова сразу главой государства, а также заявление главы Центризбиркома Туркменистана Мурата Карыева, в котором он дал понять, что выборы президента Туркменистана можно считать уже состоявшимися, но необходимо "следовать закону" и провести выборы 11 февраля 2007г., можно уже сейчас говорить о вступлении в должность нового президента страны. Что касается заседания Народного Совета республики, то ясно, что он соберется 14 февраля, чтобы утвердить результаты президентских выборов. И это является уже чистой формальностью. Фото: На избирательном участке в Туркменистане, кадр НТВ, фото lenta.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи