Опубликовано: 890

Спутники жизни

Спутники жизни

Возможно, вскоре даже самые хилые казахстанские аэропорты чихать будут на туман и метель. У нас появилась возможность включиться в мировую систему глобальной спутниковой аэронавигации.

Слову "спутник" довелось пройти через контрастные пласты времени - от мирных собачек Белки и Стрелки до оголтелой шпиономании. В эпоху холодной войны спутники на земной орбите воспринимались исключительно как вражеские происки. Сегодня - все по-другому. Шпионские страсти утихли, космос обретает все более мирный характер. Крупнейшие страны объединились в эдакий "спутниковый" союз. Войти в него Казахстану намерен помочь Европейский Союз, только что начавший вторую фазу межгосударственного проекта программы ТАСИС "Трасса Южного кольца". Спутниковые навигационные системы на самом деле были придуманы для военных целей. В свое время еще в СССР в противовес американской появилась собственная "глобалка", как ласково называют систему профессионалы. Но она не обладала необходимым уровнем - не доставало точности, надежности. В конце прошлого года Владимир Путин издал указ о том, что режим автоматического зависимого наблюдения должен применяться на территории России, и первые шаги в этом направлении уже делаются. А Китай, к примеру, гордо решил пойти другим путем и создать свою инфраструктуру, вбухав в разработку технологии гигантские средства. В принципе, необходимость и актуальность внедрения "общественной", скажем так, аэронавигации понимают абсолютно все. Спутниковые системы считаются наиболее эффективным средством в управлении авиационными, морскими и наземными перевозками. Главное их достоинство - абсолютно точное определение объекта, в какой бы точке он не находился. Второй плюс - независимость от наземных навигационных систем и условий. Вместе с тем через спутник можно передавать нужную информацию не только на борт самолета или корабля, но и наземным службам. Сегодня основной пользователь систем - гражданская авиация. Огромные возможности спутникового слежения - и особенно наведение на посадку в условиях плохой видимости - позволяют компенсировать несовершенство оборудования аэропортов. Особенно это ценно для нас - кто не страдал сутками в каком-нибудь областном центре только потому, что погода капризничала, и рейс то и дело откладывался на неопределенный срок. Основная цель проекта со столь красивым названием - повышение безопасности и производительности полетов в регионе Южного кольца, куда входят Армения, Азербайджан, Грузия, Киргизия, Молдавия, Монголия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения. А теперь, будем надеяться, к ним примкнет и Казахстан. Вначале необходимо провести исследования, позволяющие судить о технологических возможностях "кандидата", в частности, внедрения автоматического наблюдения в широковещательном режиме. Планируемый срок реализации проекта - полтора года, стоимость - около двух миллионов евро. На орбите уже крутятся три программных спутника, и специалисты шведской организации "Swedavia", возглавляющей работу, считают, что можно вполне обойтись этим количеством. "Создаваемая система построена на таком принципе, при котором воздушное судно или какое-либо другое транспортное средство выдает свои координаты и прочую информацию в широковещательном режиме на постоянной основе, - говорит менеджер по проектам компании С. Эрикссон. - И местонахождение, и состояние объекта может быть отражено либо в кабине самолета, либо в центре управления воздушным движением, а то и в лбом другом месте, оснащенном аппаратурой нашей системы. В этом случае значительно повышается безопасность полетов". Что и говорить, авиакатастрофы в последнее время стали болевой точкой земного шара. Пожалуй, те страны, где бы не произошло трагедии, связанной с аварией чего-либо летающего, можно по пальцам пересчитать. Просто рок какой-то, может рассудить фаталист. Эксперты объясняют все реалистичнее: где-то причиной стала изношенность техники, где - то подвело диспетчерское оборудование, где-то пилот потерял ориентацию на небесной "местности". Причины бывают самые разные, но возникновение очень многих критических ситуаций поможет предотвратить "Трасса Южного кольца". Более того, сделать Казахстан более привлекательным для международных авиаперевозчиков.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи