Опубликовано: 3500

Союз Центрально-азиатских государств - от перспектив к реалиям

Союз Центрально-азиатских государств - от перспектив к реалиям

Инициатива Казахстана по созданию нового регионального объединения при всей своей привлекательности не находит понимания со стороны центрально-азиатских соседей.

Новый Союз в урезанном до Центральной Азии виде должен обеспечить безопасность, экономический рост, политическую стабильность и процветание региона, а также повысить уровень жизни граждан нового объединения. Гипотетически новая региональная структура объединит порядка 55 млн. человек, а по территории будет почти равна Европейскому союзу. Вместе с тем главы государств не собираются форсировать события в данном направлении, хотя справедливости ради стоит отметить, что после озвучивания ее многие главы республик поддержали предложение Астаны. Но последующего продвижения на нацинальном уровне не случилось, и в результате немого бойкотирования инициативы Казахстана республиками региона, перспектива создания нового Союза приняла размытые очертания. Напомним, что в последние годы Астаной не раз выдвигались проекты по интеграции республик Центральной Азии. Однако все осталось на своих местах. Пошаговая интеграция республик региона также не дала результатов. Напомним, что, еще в рамках ЦАЭС был предложен проект создания Международного водно-энергетического консорциума, который так и не вышел из стадии обсуждения и находится в подвешенном состоянии. Остался нереализованным проект организации Международного транспортного консорциума, функционирование которого стало бы катализатором в процессе формирования общей транспортной политики государств Центральной Азии. Это, принимая во внимание выгодное геополитическое и геоэкономическое расположение республик региона, способствовало бы улучшению их транзитного потенциала. Также фактически остался на бумаге проект рождения Международного продовольственного консорциума. Вместе с тем в Центральной Азии республики поддерживают между собой связи в двух плоскостях: 1. членство в региональных организациях (ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭс); 2. двусторонне сотрудничество через заключение договоров по актуальным направлениям. Так, ОДКБ как и ШОС решает вопросы региональной безопасности. При этом ШОС в последнее время начинает больше внимания уделять региональному сотрудничеству в экономической и энергетической сферах. А ЕврАзЭС изначально призвано содействовать укреплению экономических, в т. ч. и торговых связей в регионе. В то же время, подписывая между собой договоры о поставках и продажах, республики также строят свои отношения с учетом своих национальных интересов без нанесения ущерба своему суверенитету. В результате, все вопросы, которые возникают между республиками региона, могут решаться по двум вышеуказанным направлениям, что, в свою очередь, является фактором, пролонгирующим инициативу Астаны и переносящим ее на более позднее время. Однако основной причиной замедления процесса становления Союза Центрально-азиатских государств является экономический фактор. Принимая во внимание, что Союз в числе приоритетных направлений выделяет межгосударственные связи в экономической, энергетической, промышленной и др. областях, и сопоставляя их (направления) с объемами экспортно-импортных операций республик, можно сделать вывод, что многие страны вряд ли в ближайшее время поддержат инициативу Астаны, так как они настроены углублять свои связи больше с дальним зарубежьем, нежели с соседями по региону.
Экспортно-импортные операции государств Содружества (миллионов долларов США)
 200020052006
Всегостраны СНГдругие страныВсегостраны СНГдругие страныВсегостраны СНГдругие страны
Экспорт
Казахстан8812233764752784940672378238250557432676
Кыргызстан504207297672303369794379415
Таджикистан78437441090917873113991861213
Туркменистан250613141192
Узбекистан
 Импорт
Казахстан5040273223081735281349218236771106412613
Кыргызстан55429825611016794221718991727
Таджикистан675560115133086446617231100623
Туркменистан17856781107
Узбекистан
Примечание: По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ (...) - данные отсутствуют (не представлены) Рассматривая динамику роста торгового оборота республик Центральной Азии видно, что взоры стран и дальше будут обращены в сторону дальнего зарубежья. Одной из причин, влияющих на торгово-экономические отношения между республиками региона, является фактор низкой конкурентоспособности потребительских товаров национального происхождения и их невысокое качество. Вместе с тем республики региона ориентированы на импортные товары, произведенные в странах дальнего зарубежья. Сложившуюся тенденцию трудно "перебить" новыми инициативами, когда республики региона зачастую в приоритеты ставят экономические связи, а не политические. В этом случае страны Центральной Азии, которые объективно в экономическом развитии отстают от Казахстана, пытаются повысить свой уровень путем интеграции в мировой рынок, чтобы не попасть под влияние более развитого регионального соседа. Посему на ближайшее время можно прогнозировать как максимум начало обсуждения перспектив создания и механизмов функционирования нового регионального объединения, как минимум - проведение дискуссий на различных уровнях встречах между представителями республик. Изображение с сайта http://www.pravda.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи