Опубликовано: 1400

Сегодня - три маленькие, завтра - одна большая

Сегодня - три маленькие, завтра - одна большая

Окончание, начало см.здесь

Боюсь, сегодня даже инициаторы коллективного вступления во Всемирную торговую организацию не знают каковы будут последствия их действий. А любые из них предполагают мотивацию. Решение руководства России, Казахстана и Беларуси о вступлении в ВТО в составе Таможенного союза отчасти вызваны эмоциональными порывами, отчасти - прагматизмом. К эмоциональным порывам можно отнести реакцию на объективные факторы. Узбекистан, приостановив членство в ЕврАзЭС, недвусмысленно дал понять: если никаких реальных подвижек в вопросах интеграции не произойдет, то Ташкент будет участвовать в региональных объединениях дозированно. Пока интересен ОДКБ, и он сможет на многосторонней основе поддержать стабильность на постсоветском пространстве, Ташкент в нем останется. До тех пор, пока Шанхайская организация сотрудничества обеспечивает скоординированную борьбу с наркотрафиком и терроризмом, Ташкент из нее не выйдет. Структуры же типа ЕврАзЭС без четкого интеграционного наполнения Ташкенту просто не интересны. С другой стороны, Россия и Казахстан, которые выступают во всех этих структурах как инициаторы новых идей, должны осознать простую истину: Узбекистан - далеко не первая страна, скептически оценивающая эффективность тех или иных политических инструментов. До него довольно прохладно перспективы интеграции оценивали Украина, Грузия и Туркменистан. Первая, хотя и осталась в СНГ, но до сих пор использует эту площадку для локальных целей - урегулирования отношений с Россией по всему комплексу российско-украинских отношений. Вторая де-факто покинет СНГ в ближайшее время. Третья ни до, ни после Сапармурата Ниязова не испытывала никаких иллюзий по поводу будущего интеграционных структур, поэтому довольно вяло в их работе участвует. Но даже на фоне такого скептицизма есть все основания полагать, что инициируемый Россией, Казахстаном и Беларусью Таможенный союз - первый реальный шаг к тому, чтобы показать скептикам что-то осязаемое. В предыдущей части я уже описывал эмоциональные причины зарождения Таможенного союза. Теперь, что касается прагматизма. Нет выхода У России сегодня нет иного выхода, кроме как наполнить Таможенный союз реальным интеграционным содержанием. С того момента, как СССР распался, из Москвы прозвучало множество инициатив, причем, большая их часть носила декларативный характер. Конечно, нельзя сказать, что все инициативы Запада носят прикладной характер. С той стороны тоже хватает пустых обещаний, посулов и ни к чему не обязывающих движений. Правда, на Западе есть то, чего в излишке точно нет у России: денег и инноваций, необходимых для модернизации национальных экономик. После распада СССР от нее ждали того, что она может дать: региональную и межрегиональную интеграцию с перспективой самостоятельного выхода на взаимную выгоду, в конечном счете, на новые технологические решения. Стратегия России на внешнеполитическом поле носила странный характер. С одной стороны, именно по ее инициативе и при поддержке ее союзников появились не только СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, но и потенциально очень интересный ШОС, где к интеграции подключался богатый финансовыми ресурсами Китай. Казалось, Москва сделала свой выбор, и совсем скоро декларации с трибун этих региональных объединений станут обрастать "мясом" - появится единая интеграционная площадка, причем, универсальная и во благо всех. С другой стороны, Россия стала зацикливаться на противостоянии с Западом. Война с Грузией, запрет на импорт польского мяса, газовые конфликты с Украиной, проблема Косово и суверенности Сербии, попытки привести в чувство северокорейское политическое руководство - вот неполный перечень проблем, которые, надо прямо сказать, отравили отношения с США и ЕС. При этом неслучайно я прошел мимо проблемы ПРО в Европе: данную проблематику США готовы обсуждать, и здесь, в случае конструктивного подхода, есть выход на приемлемые решения. Противостояние с Западом отняло много времени и нервных клеток у российского руководства. Думаю, сейчас никто в Москве не сможет внятно ответить на вопрос, почему российские стратегические бомбардировщики посетили с дружественным визитом Венесуэлу, морские ударные группы стали курсировать по всем шести океанам. Они должны были показать миру то, что Россия возвращается в лоно сверхдержав в полной военной экипировке. Не знаю, насколько Запад поверил в это, но со стороны бравада с оружием выглядела если не смешно, то очень странно. Никто ведь не будет отрицать: деньги, выброшенные на поддержание статуса сверхдержавы, пригодились бы для обустройства России. Но есть впечатление, что в Москве все-таки сумели трезво оценить ситуацию, и выбрать правильные ориентиры. Во-первых, сделали акцент на интеграцию внутри СНГ, поняв, что интеграция в Европу - слишком далекая перспектива. Во-вторых, кризис показал, что ресурсы, которые расходуются на ВПК и поддержание статуса сверхдержавы можно с большей эффективностью потратить на интеграцию и получение прибыли на региональном и межрегиональном уровнях. В-третьих, Москва осознала, что кормить одними обещаниями партнеров по СНГ опасно: можно потерять даже ту толику доверия и влияния, которая есть сейчас. "Батька" снова в теме Белорусский президент Александр Лукашенко оказался загнанным в угол. Понятно, что сказки про Союзное государство с Россией не прибавили ему авторитета внутри страны. За ее пределами - тоже не фонтан. Вроде бы наклюнувшиеся контакты с Западом, возможность получить внешнее кредитование должны были подвигнуть "батьку" к размежеванию с Россией в частности, и с СНГ в целом. Но этого не произошло. Почему? Во-первых, любые западные кредиты будут взаимоувязаны с темпами экономических реформ в Беларуси. Работать под нажимом, даже если представители Запада тебе улыбаются в лицо, он не привык. Поэтому и не будет. Во-вторых, он не может не понимать, что более глубокая интеграция с Россией одновременно способствует стабильности в Беларуси. Компаньон в лице Нурсултана Назарбаева как никто другой подходит для создания союза: казахстанский президент всегда может стать посредником при решении любых вопросов, возникающих между Беларусью и Россией. В-третьих, 145-миллионный рынок России, 17-миллионный рынок Казахстана на блюдечке с голубой каемочкой никто не преподнесет. Экономическая выгода очевидная, а взаимопонимание практически полное. В-четвертых, ни Россия, ни Казахстан не хотят и не будут увязывать интеграцию с темпами экономических реформ. Главное, соблюсти внешние признаки реформ. Глубина реформ во всех трех странах примерно одинаковая: не утонешь. Если бы Лукашенко был недальновидным и ограниченным политиком, то продолжал бы конфликтовать с Западом, на одном фронте, с Россией - на другом. Но это не так, и Таможенный союз ему нужен для того, чтобы завтра никто не мог его упрекнуть в отсутствии желания дружить с теми, с кем бог велел дружить. Астана ничего не теряет Казахстанский президент Нурсултан Назарбаев ничего ровным счетом не потеряет, а только приобретет. С начала 2000-х годов в Казахстане активно лоббируют автотранспортный коридор "Западная Европа - Западный Китай", в 2006 году он же подписал соглашение со своим китайским коллегой Ху Цзиньтао о строительстве на границе в районе поселка Коргас Центра приграничной торговли. С 2007 года он активно лоббирует строительство железной дороги Казахстан - Туркменистан - Иран. Все эти проекты вместе взятые очень хорошо ложатся на будущие возможности Таможенного союза. Казахстан, в случае запуска проекта союза, получает сквозной и, по деньгам экономичный, маршрут от Китая до Европы: свободный доступ на территорию России и Беларуси в данной стратегии - ключевая задача. Назарбаев - именно тот президент, который может "склеить" кусочки Таможенного союза. Он способен стать естественным посредником между Беларусью и Россией, в перспективе, быть может, между Россией и другими странами СНГ, пожелавшими стать членами союза. У него имидж главы государства, менее всего подверженного эмоциональным всплескам, способного найти экономическую выгоду там, где ее многие просто не видят. Союз ему выгоден и с точки зрения утверждения имиджа Казахстана как регионального лидера. Безусловно, обязательства в рамках союза на некоторое время похоронят его идею о Союзе центрально-азиатских государств, отвергнутую в Астане узбекским президентом Исламом Каримовым. Но идея регионального союза может трансформироваться в гораздо большую идею, если процесс присоединения к Таможенному союзу обретет хорошую динамику. Решив "узбекскую проблему", Таможенный союз в перспективе может стать образованием, подобным Евросоюзу. Экономическое объединение трех государств призвано показать Узбекистану выгоды экономической интеграции. Только таким образом можно сломать недоверие официального Ташкента и подвигнуть Каримова к действиям. Если он увидит выгоду, то, без сомнения, станет частью союза. Не завтра, но, быть может, скоро. Прогноз на завтра Завтра будет солнечно и тепло. Это говорят синоптики. Завтра Таможенному союзу будет легче вступить в ВТО. Это мой прогноз. Почему? Во-первых, самым сложным препятствием для России в переговорах с ВТО стала позиция Грузии, которая не смирилась с потерей Южной Осетии и Абхазии. Теперь, когда по ту сторону стола будут сидеть представители России, Казахстана и Беларуси, Тбилиси будет очень сложно сказать "нет". Во-вторых, Запад в одиночку никогда не согласится принять членом ВТО Беларусь. В формате Таможенного союза, где гарантами соблюдения принципов таможенного регулирования станут Россия и Казахстан, это вполне осуществимо. В-третьих, Казахстан уже несколько раз приостанавливал переговоры по ВТО. Из всех трех стран, он, быть может, более всего подходит под стандарты, выдвигаемые членами ВТО. В рамках Таможенного союза Казахстан больше не будет тормозить переговоры в одностороннем формате. ВТО сделали предложение, от которого та отказаться просто не в силах. Это промышленный, интеллектуальный потенциал рынка протяженностью от Китая до Европы, от Узбекистана до Северного ледовитого океана. А если ВТО и откажется, то Таможенный союз в перспективе станет еще одним глобальным торговым игроком. И еще не факт, что после отказа ВТО сможет себя комфортно чувствовать на территории Таможенного союза. С другой стороны, в ВТО слишком долго тянуть тоже не могут. Если процесс присоединения к ТС наберет обороты, то совсем скоро и ВТО станет не нужным. Чем не фактор, способный поторопить многих? Рисунок с сайта http://www.promved.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи