Опубликовано: 3100

Реформа здравоохранения: цели и задачи

Реформа здравоохранения: цели и задачи

Год 2004 был полон реформ не только в промышленном и образовательном секторах, но и в сфере охраны здоровья.

Сейчас, когда успех экономических преобразований в стране стал очевиден, наше правительство наконец-то принялось и за здравоохранение. В своем послании народу Республики Казахстан от 19 Марта, 2004 года Президент четко определил цели реформы и те изменения, которые необходимо начать в отрасли. К первоочередным задачам, поставленным "в план" на этот год, относятся: 1) перенос акцентов со стационарного на амбулаторное лечение, уход от ориентации на койко-места с целью снижения случаев госпитализации, а также для воспитания уважения граждан к своему здоровью; 2) переход на международные стандарты здравоохранения для улучшения медицинского обслуживания; 3) укрепление здоровья матери и ребенка; 4) создание системы независимой медицинской экспертизы для проведения контрольных проверок качества медицинских услуг, оказываемых как в частных, так и в государственных медицинских учреждениях; 5) подготовка менеджеров системы здравоохранения, которые могли бы эффективно управлять ресурсами и финансами отрасли; 6) улучшение проведения профилактических мер для борьбы с социально значимыми заболеваниями; 7) строительство новых больниц и проведение капитального ремонта действующих. Для выполнения вышеуказанных задач Правительству было поручено в месячный срок завершить разработку Государственной программы реформирования и развития здравоохранения. А что же все-таки является самой первой из всех первоочередных задач программы? К счастью, это подготовка врачебных кадров. Что абсолютно логично. Давайте задумаемся: откуда берутся плохие врачи, не умеющие (или не желающие) профессионально оказывать медицинскую помощь? Однозначно, они являются следствием предыдущих реформ, сформировавших образовательную систему, которая не только не отвечает сегодняшним требованиям, но и запутала всех так, что даже сами врачи не знают, сколько же им нужно учиться, чтобы иметь достаточный груз знаний для качественного оказания врачебной помощи. Безусловно, сегодня бессмысленно искать виновных. Нужно объединить усилия врачей, преподавателей и опытных финансистов для спасения отрасли. Согласно вышеупомянутой государственной программе вместе с увеличением количества грантов, в два раза подорожает стоимость обучения в медицинских ВУЗах. Помимо этого, также увеличится и срок обучения, и будет составлять 9 лет. Но и это еще не все! Скорее всего, полностью изменится и сам процесс обучения. Министр обещал перевести медобразование на международные стандарты с углубленным изучением английского языка. Это предложение является очень актуальным - в современной медицине события развиваются так быстро, что невозможно поспеть за всеми открытиями, пользуясь чьими-то переводами. Чтобы легко усваивать новую информацию по медицине, генетике, биохимии и т.д., ученым необходимо свободно владеть английским языком. Все вышеперечисленные составляющие реформы направлены на улучшение процесса обучения в медВУЗах и, как следствие, на оказание медицинских услуг. В министерстве считают, что повышение стоимости и увеличение срока обучения снизят количество абитуриентов, "случайно" выбравших медицину и, на самом деле, не испытывающих сильного желания стать врачами. Вроде бы все верно, однако предлагаю проанализировать своевременность и актуальность предлагаемых изменений. Медицинское образование, несомненно, является самым дорогим и длительным. Даже в Соединенных Штатах не все родители могут позволить своим детям изучать тайны человеческого тела и души. Стоимость обучения зависит от репутации университета и может достигать $ 50, 000 в год, а таких лет будет не 4 и не 5. Но стоит заметить, что талантливые и искренне преданные будущей профессии студенты имеют возможность получить стипендии различных фондов, за счет которых они и могут частично или полностью покрыть свою учебу. Другими преимуществами американской системы образования являются: во-первых, разнообразность степеней внутри выбранной школы (например, степень Магистра Здравоохранения внутри школы Ветеринарии и Медицины); а во-вторых, кредитная система (когда студенты самостоятельно выбирают предметы обучения). Благодаря первому преимуществу студенты могут свободно поменять специальность внутри выбранной школы (от чего, конечно, будет зависеть и срок обучения); а благодаря второму, - самостоятельно составлять план обучения (с помощью советника). В Казахстане же стоимость обучения практически одинакова внутри страны и в среднем составляет $ 900 - $ 1100 в год. С 2005 года стоимость будет только повышаться. Но стоит заметить, что у наших студентов нет возможности получения грантов или стипендий от образовательных фондов, потому как таковых у нас просто не существует. Мне стало известно, что у студентов (договорников) с хорошей успеваемостью есть возможность получить 50%-е или даже 100%-е покрытие обучения. К сожалению, почему-то не всем студентам знакомы их права, и многие узнают о них только к последнему курсу обучения, что говорит о непрозрачности системы, в целом. Но пора вернуться к реформам. Как уже было сказано, в Министерстве верят, что повышая стоимость и срок обучения, они снизят количество "случайных" студентов-медиков. Не скрою, таковые имелись и имеются в ВУЗах. Многие студенты выбирали мединституты, потому что там не нужно было сдавать математику на вступительных экзаменах. Есть такие, которые просто выполняли семейный долг, стремясь получить лишь "корочку", а не знания. Конечно, только время сможет показать действенность предложенных реформ. Во всяком случае, становится ясно, что мы выбираем путь, который делает медицинское образование доступным исключительно тем, у кого есть деньги. Однако, если в США студенты, выбирая медицину, точно знают: после долгих лет и огромных инвестиций они быстро окупят свое образование, будут работать в хороших условиях, с современной аппаратурой и иметь страховку на случай совершения врачебной ошибки. В отличие от наших, которые так же точно знают, что обучение их не окупится, зато из-за несовершенства законодательной базы их в любой момент могут обвинить в преступной халатности и лишить свободы. Но даже несмотря на то, что предложенная реформа может оказаться несовершенной, все-таки приятно, что государство стало уделять внимание охране здоровья. Конечно, за 13 лет независимости в отрасли были ошибки, но будем надеяться, что они больше не повторятся. А еще хотелось бы, чтобы медицинское образование было доступным для всех желающих лечить людей, а условия работы врачей были близки к нормальным. Изменения должны осуществляться постепенно и вовлекать всех участников отрасли: студентов, врачей, управленцев, простых граждан. Хотелось бы, чтобы в ходе реформ проводились "замеры общественной температуры", виде тех же опросов будущих врачей и их преподавателей, тем более, что сегодняшних студентов-медиков отличает желание быть активными и полезными. Втянутые и плывущие с самого начала в русле профессии, сталкивающиеся с ее "подводными камнями", будущие специалисты, по крайней мере, будут знать, в какой системе здравоохранения им придется "вариться".

[X]