Опубликовано: 2527

Развитие туризма в РК: лед тронулся?

Развитие туризма в РК: лед тронулся?

Туризм для многих стран мира, в особенности для тех, в которых полностью отсутствуют сырьевые и минеральные ресурсы, является основной статьей пополнения государственного бюджета.

Поэтому сегодня предпочитают рекламировать не отдельные курорты, как это делалось раньше, а создают бренды целым странам. Подобная тактика полностью оправдывает себя, ведь в подобном случае раскручивается не просто название отдельного курорта, а страна в целом, что является эффективным не только для привлечения туристов, но и международных инвесторов. Одной из первых стран, взявшейся за свой имидж, стала Испания, к ней присоединились Сингапур, Турция, Малайзия, Греция, Румыния. Помимо создания видео-роликов с кратким рассказом о стране, ее достопримечательностях, и инвестиционной привлекательности, у некоторых стран появились свои бренды. Теперь у Испании, так же как и у Румынии, есть официальный логотип, который в какой-то степени является лицом страны. Над созданием подобных лого работали только самые опытные профессионалы. Теперь на официальных сайтах этих и нескольких других стран красуются очень оригинальные и красивые, а самое главное - официальные "визитные карточки" государств. Так, Испания представлена ярко красным солнцем и пляшущими буквами, составляющими имя страны ESPANA. У Румынии "лицо" немного оригинальнее. Бренд этой страны объединяет все те достопримечательности, которыми богата страна: горы, море и солнце. В Казахстане тоже есть горы, море, солнце и много-много исторических мест с монументами, памятниками, мавзолеями. Нам с детства известно, что через территорию нашей страны проходил Великий Шелковый Путь. Другими словами, у нас есть все предпосылки для того, чтобы стать привлекательной страной для иностранных туристов и инвесторов. В данном случае - когда дело касается дополнительных инвестиций - медлить нельзя. Понимая это, в марте, в Алматы, на проведенной сессии городского маслихата третьего созыва, была утверждена "Программа развития туризма г. Алматы на 2004-2010 годы". Целью этой программы является создание механизмов регулирования туризма для его успешного развития в городе и формирование положительного имиджа центра международного туризма в Казахстане. По прогнозам, эта программа должна будет увеличить число рабочих мест, установить систему стандартов и сертификации в сфере услуг, улучшить городскую инфраструктуру, и, в конечном счете, позитивно повлиять на экономику города. Программа была разработана университетом "Туран" совместно с департаментом туризма акимата Алматы и разбита на два этапа: первый - 2005-2007 годы, второй - 2008-2010. Для реализации первого этапа предполагается выделить средства из местного бюджета, однако возможно и привлечение инвестиций. Актуальной является и одна из первоочередных задач программы - формирование конкурентоспособного гостинично-туристского комплекса. В принципе, за развитие гостиничного комплекса страны нужно было взяться еще в прошлом веке, но, видимо, откладывали до лучших времен. Часто путешествующим по стране гражданам известны все нюансы отечественного гостиничного сервиса, который, смею предположить, развивается только интуитивно. В принципе, винить в этом некого: образование в этой сфере у нас только зарождается, следовательно, очень скоро профессиональные кадры должны будут занять свои рабочие места. Пока же, развивать гостиничное обслуживание казахстанцам помогают менеджеры из соседних стран, чаще всего из Турции. За комментарием по образованию в этой области я обратилась к выпускнице одного из московских ВУЗов, решившей стать профессионалом в гостиничном бизнесе - Жанат: - В Казахстане можно получить образование в сфере "Гостеприимство", но это находится на стадии зарождения, также как и в соседней стране России, которая считается более продвинутой, в частности, по вопросам туризма. Вообще этот термин - гостеприимство - охватывает широкий спектр бизнес услуг: сюда входит ресторанный, гостиничный бизнес, индустрия развлечений. На Западе школы по гостеприимству предлагают различные программы обучения, включая и более узкое образование, например, менеджер по управлению департаментом напитков и еды (Food and Beverages department). Студенты изучают работу всех основных департаментов отеля: администрация, уборка и чистка, бухгалтерия и финансы, еда и напитки, организация мероприятий и конференций. Обычно, в обязательную часть программы обучения входит комбинация теории и практики, т.е. стажировка в отелях мирового класса. В Лозаннской гостиничной школе, считающейся № 1 в мире гостеприимства, студенты-бакалавры по ходу обучения обязаны проработать во всех школьных столовых. Это уникальный опыт, ведь всевозможные курорты, отели, клубы, рестораны и т.п. - это механизм, призванный работать в большинстве случаев 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и при этом надо всегда "сохранять свое лицо", иначе клиенты в следующий раз предпочтут отдых у конкурента. Кстати, в сферу гостеприимства можно прийти из любой области, и школы даже сами приветствуют подобных студентов и создают специальные программы, рассчитанные в среднем на 2 года. К сожалению, действительно качественное образование дают только ограниченное число школ и за довольно большие деньги. Будем надеяться, что в нашем государстве осознают острую нехватку качественных местных кадров в индустрии гостеприимства и пробелов будет меньше. Я уверена, что те казахстанцы, которые, как и я, учатся за границей, по возвращении на родину сделают свой вклад в улучшение сферы гостиничного обслуживания, - надеется Жанат. На данный момент в Алматы действуют около 36 гостиниц различного уровня, 13 музеев, 10 театров, 2 национальных парка, 1 заповедник, 12 санаториев и курортов, и 45 казино. В Алматы туризм, в основном, местный. Чаще всего к нам приезжают туристы из стран СНГ. И хотя Алматы - главный город страны, куда приезжают с целью отдохнуть, все же основной контингент туристов состоит из граждан Казахстана. Кстати эта категория туристов редко останавливается в гостиницах, загодя предупредив своих родственников о своем приезде с просьбой провести ночь-другую у них. Бизнес-туризм в стране, конечно же, находится на более высоком уровне. Бизнесмены приезжают к нам практически из всех стран мира и чаще всего проводят время в Алматы, Астане, Актау и Атырау. Самым "горячим" сезоном для наших гостиниц является осень: именно в это время в стране проходят бизнес выставки, включая KIOGE, и как раз в этот период года практически невозможно найти свободные гостиничные номера. Что же касается наиболее востребованных гостиниц, то таковыми в Алматы, среди бизнес-туристов, все еще остаются Regent Hotel и Hyatt Regency. В Астане это Astana Intercontinental. А вот ситуация в Актау и Атырау намного сложнее. Несмотря на то, что в этих городах с каждым годом увеличивается количество приезжающих в командировку сотрудников крупных сырьевых компаний, в обоих городах отсутствуют гостиницы, отвечающие мировым стандартам. И дело здесь даже не только в обслуживании, но и в архитектуре, которая могла бы сделать эти города красивыми и стать даже "изюминкой" нашей страны, как, например, отель Burj Al Arab в Объединенных Арабских Эмиратах. К счастью, все не так уж и плохо. Как стало известно, в этом году как в Актау, так и в Атырау, планируется открытие двух пятизвездочных отелей сети Renaissance. В Актау это будет отель из 120, а в Атырау - 202 номеров. В будущем, для работы в этих отелях будет привлечен местный обслуживающий персонал. Будем надеяться, что развитие гостиничной отрасли плавно перейдет с вышеуказанных городов, и на другие. Ведь к нам приезжают не только иностранные бизнесмены, певцы и актеры, но постепенно увеличивается и количество желающих посетить местные святые места, совершить "малый хадж" по святым местам Южного Казахстана. К тому же, всегда остается шанс, что когда-нибудь и Казахстан сможет достойно принять участников Олимпийских Игр, или Чемпионата мира по футболу. Поэтому, уже сейчас можно начать работу над созданием нашего собственного бренда.
Загрузка...

[X]