Опубликовано: 1300

Расстояние не помеха. Был бы интернет

Расстояние не помеха. Был бы интернет

Республиканский центр информатизации образования заявил об открытии казахстанского компонента международного портала.

Можно считать, что установка президента страны на внедрение в учебных заведениях информационно-коммуникационных технологий, выполнена. Портал обеспечит стопроцентное подключение школ к Интернету. Еще летом этого года, на знаменитых августовских педсоветах, было объявлено о том, что абсолютно все школы страны имеют компьютеры. Сколько техники приходится на каждую школу, история умалчивала, зато нынче хорошо известно, сколько учеников претендуют на одну машину. В среднем по Казахстану - на 49 школьников - 1 компьютер. Опять же, никто не говорит сейчас: много это или мало, удобно или не удобно, прогрессивно или отстало, главное - в другом. И именно на это другое все делают акцент: цивилизация, о которой так долго все говорили, наконец-то пришла в самые отдаленные уголки страны. Что в корне меняет ситуацию в образовании. По крайней мере, так считают чиновники и заявляют, что первая ступень информационно-образовательного пространства выполнена. Дети имеют представление о сложной современной технике и даже умеют ею пользоваться. Что дальше? Дальше, согласно плану Министерства образования и науки РК, должно состояться подключение компьютеров к Интернету. Разрабатываются планы: как это сделать менее затратно? В настоящее время к Интернету подключены 46% школ Казахстана. До конца года эта цифра увеличится до 53 процентов. Так говорят чиновники. Перспективный план подключения школ к мировой паутине расписан до 2007 года, но, по мнению специалистов центра информатизации, дело даже не в процентах, не в охвате, не в отчетах. Зачем мальчишкам и девчонкам, живущим в глухомани, без радио и телевизоров - такая роскошь, как Интернет? Черпать информацию из Интернета намного дороже, чем из телевизора. Оказывается, новые технологии решают куда более серьезные задачи, чем банальный доступ к информации. Интернет открывает двери к дистанционному обучению, которое широко развито за рубежом и в России. А вот это уже важно для Казахстана. Почему? Потому что дотянуться до глубинки, принести туда новые знания, прогрессивные методики и прочие полезности в образовании можно только с помощью Интернета. Россия на своем опыте доказала, что это так. Она тоже страдает разбросанностью и удаленностью школ от больших жилых центров. Однако сегодня, благодаря Интернету, любой выпускник замшелой деревушки Лоскутово, в состоянии выучить английский язык не хуже центрового ученика Москвы или Новосибирска. С помощью дистанционного обучения. Именно так сегодня демонстрируются успехи компьютеризации российских школ в соседнем государстве. Принимая к сведению наработки России, казахстанская сторона завязала тесные отношения с российским институтом открытого образования. Сотрудничество позволило Казахстану не просто открыть портал местного значения, но сразу врезаться в международную сеть. Ну а мировые знания и возможности в области образования, конечно же, делают дистанционное обучение на порядок выше и качественнее. Однако, как говорит Асылбек Мереке, заместитель директора республиканского научно-методического центра информатизации образования, чтобы подключение к порталу состоялось, пришлось немало поработать, так как один компьютер и пучок проводов, обеспечивающих связь, не решают всех проблем современных школ. Создание информационно-коммуникативных сетей должно сопровождаться обеспечением информационными ресурсами и подготовкой кадров, которые могли бы воспользоваться прогрессивной инженерной мыслью. Поэтому параллельно с оснащением школ компьютерами, в стране идет большая работа по созданию электронных учебников, пособий и других учебных материалов. На сегодня подготовлено 140 анимационных карт по истории с пятого по 11 классы, учебные планы школ закрыты на одну треть электронными версиями учебников, профшколы пока укомплектованы плохо - им требуется полторы тысячи компьютерных книг. В середине октября должен состояться тендер на разработку электронных изданий по 22 предметам, предназначенных для начального и средне-технического образования. Всего же профшколам понадобится 1875 электронных изданий. Высшие учебные заведения нашли другой способ приобщения к новым технологиям. Они стали самостоятельно готовить образцы электронных книг. Пионерами в этом направлении считаются политехнический институт имени Сатпаева, Карагандинский институт имени Букетова, алматинский институт международных языков. У вузов уже имеется 241 электронная книга. Также к возможностям новых технологий относится подключение школ к спутниковому каналу. В настоящее время 717 школ страны уже подключены к этой системе. Реально в школе это выглядит так: два часа в день в строго установленное время через спутник распространяется полезная новая информация. В школах в это время могут идти уроки, на которых используется прямая трансляция учебных фильмов. Либо учителя записывают на видео спутниковые уроки, с целью использования данного материала в дальнейшем. В Мангыстауской области сто процентов - все школы работают через спутник, в Павлодарской области - пять процентов школ, в Западном Казахстане - пятьдесят. Учебные заведения накапливают богатейшую информационную базу, которая раздвигает образовательные горизонты перед учениками и учителями. Токен Конысбаева, один из первых авторов электронных учебников говорит, что компьютерные версии имеют массу преимуществ перед бумажными. Если материал в учебнике рассчитан на ограниченное время проведения урока, то на диске предлагается намного больше текстов, информации, изображений. Учебники построены таким образом, что его задания позволяют ученикам учиться самостоятельно, заниматься самопроверкой знаний. Это удобно опять же для тех детей, которые не всегда имеют возможность ходить на дополнительные занятия. В общем, в ближайшем будущем дети будут просиживать перед компьютерами на 3-4 часа больше, чем сегодня. Нормально ли это? Что по поводу активного внедрения интернет-услуг в образовательные программы говорят медики? Оказывается, компьютер официально признан не вреднее автомобиля. Звучит не убедительно, но именно такой ответ дают сторонники электронного обучения. И добавляют, что компьютеры нового поколения имеют современные степени защиты, и поскольку компьютерная революция захватила весь мир, боятся казахстанским школьникам как-то глупо и нелепо. Однако хорошо кивать на весь мир, который имеет другие социально-экономические условия не только в отдельно взятой школе, но и в стране в целом. К тому же трудно представить, чтобы во всех школах нашей необъятной страны, особенно в захолустье где-то между Шымкентом и Жамбылом, где и воды-то вдоволь нет, стояли "Пентиумы-4". Скорее всего, в них будет стоять старье, которое на родительские деньги кое-как удалось приобрести! К сожалению, эти реалии никто не берет в расчет. Все голосуют за технологии. Единственное, что внятно сказали санврачи по поводу засилья техники в школе, так это то, что за последнее время изменились санитарные нормы. Старые давно устарели, теперь на один компьютер должно приходиться вместо шести метров - 4,5. Еще меньше, чем было. Предполагается, что излучаемый фон современной техники уменьшился, но только в том случае, если она действительно современная! А если нет? А если нет, говорят в республиканском центре, надо технику менять, вовремя ремонтировать. Сделать сегодня это за счет школ практически невозможно. Поэтому центр вышел с предложением на Министерство, чтобы из республиканского бюджета выделялись средства на обслуживание компьютеров. Есть предложение закрепить все школы города за сервисными центрами, и вменить в обязанности последним содержать технику в исправности. Или ввести в школах новую должность - инженера по эксплуатации техники. Учителя информатики вряд ли смогут справиться с такими обязанностями. И еще. Кто гарантирует качественное изображение электронных учебников, которое неминуемо скажется на зрении учеников? Тут создатели учебников горой стоят за свою продукцию говорят, что все учебники сертифицированы. Саннормы выдержаны. Качество гарантировано. Так что детки спокойно могут открывать книжки на компьютере и читать их, сколько душе угодно. И последнее. Как будет работать новый портал? В режиме любого подключения к интернету. Центр объявит сайт, заходя на который, можно будет задавать любые вопросы ученым и педагогам, записаться на курсы по обучению английского и математики, писать в режиме переписки контрольные и дипломные работы. Причем, первое время все эти образовательные услуги будут предоставляться бесплатно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи