Опубликовано: 1600

Наверное, топливо кончилось: чему пример Украины может научить Казахстан

Наверное, топливо кончилось: чему пример Украины может научить Казахстан Фото - Тахир САСЫКОВ

В/на Украине грянул дефицит. Две недели назад, 15 мая, правительство страны ввело государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо. Чиновники решили, что АЗС делают слишком большую наценку и ограничили ее размер: 7 гривен (109 тенге) за литр – для дизеля и 5 гривен (78 тенге) за литр – для бензина марок А-92 и А-95.

"Введение предельных торговых надбавок – вынужденная и временная мера на период карантина. Это ответ на необоснованный рост цен. Правительство – за здоровую и прозрачную конкуренцию. Но в то же время правительство должно защитить простых потребителей, которые и так пострадали от вынужденного карантина", – пояснил министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь ПЕТРАШКО.

Порог в 7 гривен – это 24 процента от розничной цены. Обычная торговая наценка. Но любая средняя цифра не учитывает особенности бизнеса. Тем более такого специфичного, как рынок ГСМ, где важны личные отношения, а не простая купля продажа, где рука руку моет и уровень наличных в обороте больше, чем в любой другой отрасли, где постоянно проворачивают махинации с объемом, плотностью и весом топлива. Кто физику не учил, тот расплачивается деньгами.

Но вышло всё совсем наоборот. В этот же день крупные сети АЗС остановили продажу премиальных и высокооктановых марок топлива. Им стало невыгодно. Одновременно цены на средний и самый популярный сегмент, А-92, быстро подошли к потолку. Со стороны это выглядело как рост цен.

Такая неожиданная реакция рынка озадачила чиновников. И уже на следующий день министерство опубликовало разъяснение: "Речь идет о бензине марки А-92, А-95 и ДТ. Таким образом под установление максимальной торговой надбавки не попадает "брендовое премиальное" топливо с улучшенными показателями качества и обозначения, которое включает торговую марку".

Правда, разъяснение опубликовали не отдельным постановлением, а только в социальных сетях. Тем не менее для крупных сетей оставили лазейку, как можно поднимать цены, не привлекая внимание чиновников. Либо последние оставили себе незаметный кнут, которым всегда можно наказать спекулянтов.

Понять власти Украины можно.

Средняя цена бензина А-92 в Киеве – 28,6 гривны/литр, или 440 тенге. А-95 – 29,5 гривны (459 тенге). ДТ – 28,3 гривны (440 тенге).

Надо помнить, что цены на топливо определяют уровень инфляции, а значит, и условия жизни людей. Половину ГСМ страны обеспечивают Кременчугский и Шебелинский НПЗ. Но оба завода работают на треть своей мощности. Поэтому бензина и дизеля стране не хватает. Дефицит закрывают Беларусь и Литва. Но буквально на днях Мозырский НПЗ встал на плановый летний ремонт. Для себя Минск запасы сделал. А вот для Украины – извините.

Ситуацию подогрела и Москва. В марте "Роснефть" прекратила поставку российских дизтоплива и автогаза на Украину из-за политического давления. Компания обеспечивала 20 процентов рынка моторного топлива. Все эти факторы, сыграв вместе, откликнулись ростом цен.

Но есть еще и теневой фактор. По разным данным, от 15 процентов до трети всего рынка ГСМ в Украине находится в тени.

Нелегальные АЗС продают всё – и нормальный бензин, и дизель, и "самоварное" топливо, и моторный газ, и топливный газ под видом моторного.

В отдельные годы только в Киеве их было сотни. Цена на таких АЗС обычно ниже, чем на обычных заправках. Но люди вынуждены покупать такое топливо, так как в других местах выходит сильно накладно.

Мимо кассы уходит около 3 миллионов тонн бензина, ДТ и автогаза. Только на акцизах и НДС бюджет страны потеряет в 2021 году больше 22 миллиардов гривен. Это почти 800 миллионов долларов, которые Украина покрывает за счет зарубежных кредитов. Сейчас эти деньги сыграли против Киева. Только из-за отсутствия порядка…

Административное регулирование цен на социальные товары при объявленных рыночных отношениях – явный признак кризиса. Или в экономике, или в головах чиновников. Лучший выход из кризиса – дать возможность гражданам повысить свои доходы, чтобы у них были деньги на покупку необходимого. Худший – заморозить цены, вгоняя поставщиков товара в минус. Таким образом, и рынок можно сломать, и создать условия для еще большего роста цен в будущем.

Причина топливного кризиса на Украине – общий кризис экономики страны и вмешательство политики в народное хозяйство. Но когда методами типа "тащи и не пущай" действуют чиновники в достаточно благополучном Казахстане – только руки опускаются.

Я говорю о ценах на продовольствие. Административная чистка розницы уже привела к разорению мелких магазинов. Теперь дело остается за малым: ждать когда крупные торговые сети начнут поднимать цены на всё подряд. Учитесь на чужих ошибках.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи