Опубликовано: 3600

Миграция консервирует режимы

Миграция консервирует режимы Фото - http://news.ferghana.ru

Если трудовая миграция из государств Центральной Азии прекратится, придет конец внутриполитической стабильности в регионе.

Трудовая миграция из наиболее бедных стран Центральной Азии - Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана - позволяет руководству этих государств с уверенностью смотреть в завтрашний день. Миграция уже давно выполняет функцию некой отдушины - люди на время уезжают из страны, зарабатывают деньги, тем самым, снижая давление внутри котла. Котел - это социальная обстановка в вышеуказанных государствах. Поэтому президентам Исламу Каримову, Эмомали Рахмону и Курманбеку Бакиеву нужно, как минимум, поблагодарить своих коллег Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева за то, что последние вносят посильный вклад в стабильность всего центрально-азиатского региона. Точно оценить масштабы трудовой миграции довольно сложно. В Таджикистане и Кыргызстане есть официальные данные по миграции, но в полной мере доверять им практически невозможно. В Узбекистане подобная статистика не ведется, ибо официальная пропаганда не может без ущерба для своего имиджа открыто признать факт массового выезда граждан страны на заработки в третьи страны. В силу этих причин мы можем использовать лишь данные международных профильных организаций. Так, по их оценкам, в период с 2004 по 2008 годы на заработки в Россию и Казахстан выехали в общей сложности около 5 миллионов человек: около 800 тысяч киргизов, 1,5 миллиона таджиков и 2,5 миллиона узбеков. Даже, несмотря на кризис, не все трудовые мигранты вернулись на родину в 2009 году. Часть из них осталась в России и Казахстане и берется за любую работу для того, чтобы иметь возможность отправлять деньги своим семьям. Если кризис затянется, и оставшиеся уже на нелегальном положении мигранты будут вынуждены вернуться на родину, то социальная напряженность в беднейших странах Центральной Азии возрастет. Денежная зависимость Фактором относительной стабильности стали денежные переводы, которые узбекские, таджикские и киргизские мигранты отправляют на родину. Ташкент отрицает сам факт наличия такой проблемы. Мол, Узбекистан с началом кризиса самая успешная страна региона, валовый внутренний продукт растет, и узбекам нет никакого смысла выезжать за пределы страны в поисках заработка. Валовый внутренний продукт трех стран уже давно находится в зависимости от объемов денежных переводов трудовых мигрантов. С 2006 по 2008 годы поступления в Кыргызстан возросли от 481 миллиона долларов до 1,2 миллиарда, в Таджикистан - с 1 миллиарда до 2,6 миллиардов долларов, в Узбекистан - от 1,4 до 3,3 миллиарда долларов. Одновременно растет доля денежных переводов в валовом внутреннем продукте (ВВП): в 2008 году они составляли 27 процентов киргизского ВВП, около 49 процентов таджикского и около 13 процентов узбекского. Именно переводы не позволяют многим узбекским, таджикским и киргизским семьям скатиться в нищету. Именно переводы стимулируют и потребительский спрос в этих странах. Секреты инфляции Денежные переводы выполняют не только задачу сохранения социальной стабильности, но и стимулируют внутреннюю инфляцию. Причем, одновременно идет еще один процесс: ликвидация собственного производства на фоне экспансии российских и китайских товаров. Между 2005 и 2008 годами объемы импорта втрое выросли в Кыргызстане и Таджикистане. По мере того, как рынки бедных стран заполняются китайскими и российскими товарами, растет и инфляция. Деньги, которые присылали мигранты, повышали покупательную способность населения, и цены росли. В 2008 году в Кыргызстане и Таджикистане был зафиксирован самый высокий в регионе рост цен на потребительские товары и услуги. Вследствие чего в Кыргызстане и Таджикистане стала проявляться другая тенденция. Так как товары становились все менее доступными для тех, кто не задействован в трудовой миграции, последние стали задумываться о том, чтобы мигрировать, то есть желающих выехать на заработки стало еще больше. Пока деньги из-за границы шли потоком, руководители бедных стран вообще не думали об ущербности национальных экономик. Их мало волновало и то, как к мигрантам относятся в России и Казахстане. Тем более их не интересовало, как на семьях сказывается отсутствие трудоспособных мужчин. В 2009 году ситуация существенно изменилась. Так, к примеру, сумма денежных переводов в Узбекистан и Таджикистан снизилась соответственно на 30 процентов, в Кыргызстан - на 25 процентов по сравнению с 2008 годом. В то же время денежные переводы в Таджикистан - это довольно крупные вложения в национальную экономику. Они - более эффективный инструмент поддержки населения, чем государственные гарантии. В 2008 году мигранты отправили около 2,6 миллиардов долларов в Таджикистан. Для сравнения - государственный бюджет предусматривает 201 миллион долларов на образование и 74 миллиона - на здравоохранение. В "тени" комфортнее Россия и Казахстан уже отреагировали на кризис. Они снизили квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Россия срезала в 2009 году квоты с 3,9 до 1,95 миллиона рабочих мест, Казахстан - до 66,3 тысяч человек. Но это не останавливает трудовых мигрантов. К примеру, в той же России семь трудовых мигрантов из десяти работают нелегально, в РК, согласно некоторым оценкам, и того больше. Эксперты полагают, что число мигрантов достигает трех миллионов ежегодно, и только около двести-триста тысяч из них работают легально. Кризис вынуждает Россию и Казахстан больше думать о собственных гражданах. Поэтому отмену квот даже при наличии экономического подъема ждать не приходится. Государство надеется использовать на рабочих местах, где раньше трудились мигранты, использовать своих граждан. Хотя, по мнению экспертов, ни россияне, ни казахстанцы не стремятся этого делать: им нужна более престижная и высокооплачиваемая работа. Так что при сохранении низких квот вполне возможна ситуация образования существенных дыр на рынке труда. Работодателям же в условиях отсутствия поддержки со стороны государства, придется на свой страх и риск брать на не престижные рабочие места нелегальных мигрантов. А так как риски по найму нелегалов, как правило, перекладываются на плечи нелегалов, они будут получать меньше денег, чем раньше. Мигрантов не останавливает не только снижение заработной платы, но и проблемы с властями по легализации. Как и на родине, они предпочитают не связываться с властями, и вместо легализации выбирают нелегальное положение. Ни тяжелые условия труда, ни негативное отношение местного населения не могут остановить поток мигрантов. Кризис где-то там… Сложно вообще понять, чем руководствуются власти Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, когда утверждают, что кризис прошел мимо. К примеру, Ташкент реагирует на кризис специфично. Он вообще не признает никакие проблемы, связанные с кризисом и не собирается участвовать на саммитах, где вырабатываются пути выхода из кризиса. При этом на самом верху полагают, что узбекская экономика сильна и способна выдержать любой кризис. Агентство "Жахон" заявило - и это отражает официальную точку зрения, - что "несмотря на глубокий экономический кризис, который охватил почти все страны мира, включая и те, что граничат с Узбекистаном, республиканская экономика, основанная на пяти принципах, разработанных Исламом Каримовым, успешно развивается". Эдакий танец шамана вокруг костра и заклинания, отгоняющие от страны кризис. И в Душанбе, и в Бишкеке также считают, что в силу слабой зависимости стран от международной финансовой системы последствия кризиса будут незначительными. К тому выводу, что их страны все равно окажутся в экономической яме, они пришли лишь в конце 2008 года, когда в Кыргызстане была создана межведомственная комиссия по преодолению кризиса. Ее работа носила конфиденциальный характер, чтобы не сеять панику в обществе. Цены на хлопок и алюминий, два основных экспортных продукта Таджикистана, резко упали в 2009 году. С января по сентябрь 2009 года экспорт сократился на 43 процента в Таджикистане и на 20 процентов - в Кыргызстане. Ситуация в Узбекистане, на первый взгляд, получше. Даже если и произошло резкое снижение экспорта, убытки покрываются за счет экспорта газа в Россию. Сегодня уже понятно, что цены на газ вслед за другими экспортными товарами, также будут снижаться. Так, недавно было заявлено, что цена одной тысячи кубометров узбекского газа для Таджикистана составит 231 доллар США. Если снижение цены продолжится, то Узбекистан окажется в довольно сложном финансовом положении. Продолжение следует

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи