Опубликовано: 2500

Международные стандарты в медицине

Международные стандарты в медицине

В последнее время меня не покидает чувство, что я являюсь пионером, постоянно живущим в ожидании чего-то прекрасного, того, что изменит жизнь в лучшую сторону.

Нет, я не имею в виду пионера с красным галстуком на шее, навеки связанного клятвой, этот этап мы уже прошли. Речь идет о преобразованиях в сфере медицины. Изучая ее в университете, я всегда больше интересовалась не клиникой, а управлением этой сложной отрасли. Так получилось, что замечательных практиков в нашей медицине много, а прогрессивных управленцев, - практически нет. Сегодня, когда правительство принялось за преобразование системы охраны здоровья, я, как молодой специалист, постоянно слежу за кадровыми, законодательными, и другими изменениями, которые происходят в отрасли. Невозможно не заметить, что мы постепенно, но верно, переходим на международные стандарты. Это относится к технологиям лечения, управления и медицинского обучения. Одним из пунктов Государственной программы реформирования и развития здравоохранения страны на 2005-2010 годы, которую правительству представил министр Досаев, является создание системы управления качеством медицинских услуг. Для этих целей в 2006-2007 годах планируется проведение мероприятий по созданию сети независимой экспертизы, аккредитации и аттестации специалистов. В 2005 году ожидается создание даже специального госоргана по контролю за качеством медицинских услуг. Улучшение качества медицинских услуг: эти слова в отдельности нам понятны по смыслу. Но что это такое "качество медицинских услуг", чем его измеряют, и тем более -улучшают, - вот над этим стоило бы поразмыслить. В связи с переходом на международные стандарты, позвольте привести несколько примеров из стран Европейского Сообщества. В ЕС и США под словом "качество" подразумевают шкалу, по которой измеряют удовлетворение, которое получил (или не получил) потребитель, используя определенный товар или услугу. Возьмем, например, услугу под названием Экстракорпоральное Оплодотворение (ЭКО). Сегодня существует спрос на ЭКО, т.е. можно с уверенностью сказать, что это качественная услуга, но, вот скажем, если бы в 30-х годах врач предложил паре, очень сильно желающей иметь ребенка, использовать методику ЭКО, она бы отказалась. А поступила бы так потому, что тогда никто не знал об ЭКО и его возможностях. Еще Маргарет Тэтчер говорила, что все неизвестное пугает. Следовательно, в далеких 30-х годах ЭКО было бы некачественной услугой. Получается, что одним из критериев измерения качества является наличие спроса. А как еще можно измерить качество? Безусловно, самый верный способ - спросить потребителя понравился ли ему приобретенный продукт или доволен ли он полученной услугой. Но и в этом случае полученный ответ все равно будет лишь верхушкой айсберга. А чтобы действительно разобраться в качестве изготовленного продукта, или предоставленного набора услуг, нужно проанализировать систему управления, которая имеет место на производстве/организации. Опять-таки позвольте обратиться к опыту Соединенных Штатов. После Второй Мировой Войны США приняли на себя роль "внешнего миротворца" и разместили свои военные силы на территориях конфликтующих сторон. Для того чтобы все подразделения могли быстро реагировать на внешние изменения, США пришлось разработать специальную серию процедур и планов. Позднее, чтобы поставленная руководителем цель точно интерпретировалась исполнителями, в военной индустрии Штатов ввели стандарт, так называемую военную спецификацию (англ. US Military Specifications). Чуть позже, Североатлантический союз использовал похожий стандарт, так называемый AQAP (англ. Allied Quality Assurance Procedures). Опять подчеркну, что целью этого стандарта являлось обеспечение единого понимания поставленных целей всеми сторонами (от руководителя до исполнителей). Стандарт AQAP является отцом популярного сегодня международного стандарта качества ISO 9001:2000. Подобную систему менеджмента качества (СМК) сегодня внедряют организации (не только частные, но и государственные), желающие быть уверенными в том, что политика и цели топ-менеджмента правильно понимаются каждым звеном организационной структуры. Стоит заметить, что стандарт не гарантирует качественной продукции и безупречного сервиса, а подразумевает, что организация, в целом, и все ее составляющие звенья, в частности, работают в одном режиме, ясно понимают поставленные перед собой цели, четко разделяют должностные обязанности. В принципе, нашей медицине нужно то же самое: четкое разделение обязанностей всех участников реформ, налаженная система менеджмента, умение быстро реагировать на малейшие изменения в стране и мире. Почему-то сразу вспоминается печальный опыт с закупкой некачественной (но дешевой) вакцины. А ведь при правильном подходе и понимании целей отрасли этого можно было бы избежать… Многие организации, уже внедрившие СМК, ошибочно полагали, что наличие сертификата ISO 9001:2000 - окончательная цель, и что, после того, как его засунут в рамочку и повесят на стену, дело сделано, и машина будет работать сама по себе. Оказывается, не так все просто! Дело в том, что в течение последующих 3 лет, каждая организация, внедрившая СМК, должна проходить независимый аудит, который и выявляет: а все ли правильно понимают цели руководства и не бьют ли баклуши в рабочее время. Сегодня в нашей стране серия стандартов ISO 9000 - переведенная и адаптированная версия. В связи с тем, что мы стремимся в ВТО, наше правительство все чаще говорит о гармонизации международных стандартов. Замечу, что в этом году в силу вступил закон, который подразумевает 30-50%-е снижение налога для тех организаций, которые внедряют международные стандарты. Чувствуется прогресс? Страна развивается, и хочется, чтобы действенный инструмент по улучшению качества менеджмента нашел правильное применение и в Казахстане.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи