Опубликовано: 1200

Мастерские пиара

Мастерские  пиара

Недавние выборы в маслихаты продемонстрировали, что граждане, рвущиеся в политику, понемногу начинают осваивать политтехнологии, иногда бесстрашно переходя грань, за которой лежит уголовная ответственность.

Но сегодня речь не об этом. Речь о том, что новые приемы успешно осваивают и те, кто в государственной иерархии давно занимает прочные позиции. Политтехнологии (а, может, политтехнология?) - наука новая и неизведанная, но в последние годы находится все больше желающих с помощью особых приемов заявить о себе и добиться своей цели. Обычная, без изысков, реклама сегодня не востребована. Потенциальные потребители такой информации пропускают ее мимо ушей, потому что она неинтересна. А вот если немного поинтриговать, подойти к сердцам потенциальных потребителей с фантазией, то результат, как говорится, превзойдет все ожидания. Недавно в Питере был открыт первый музей политтехнологий. В нем энтузиасты собрали уникальные экземпляры наглядной рекламы, которую предлагают кандидаты разного калибра. Там целый кладезь примеров "черного пиара", собранный с начала 90-х годов. А недавно, когда проводилась агиткампания на выборах губернатора, появились свежие экземпляры, которые свидетельствуют о том, что народ значительно продвинулся в освоении политтехнологий: коллекция "грязного" пиара пополнена за счет целой дюжины фальшивых газет, множества комиксов двусмысленного содержания и даже воздушных шариков с ироничными надписями. Впору и казахстанцам перенять передовой опыт. У нас еще свежи в памяти новые трюки пиарщиков - первый тур выборов в маслихаты завершился совсем недавно. Особенно активно новые технологии обкатывались в Алматы. По городу распространялись фальшивые агитационные листовки, плакаты, объявления, дискредитирующие как в политическом, так и в личном плане кандидатов в основном от блока демократической оппозиции. А в некоторых округах избиратели получали материалы якобы от кандидатов, в которых они отказываются от дальнейшего участия в выборах, хотя сами кандидаты к этому отношения, как считается, не имеют. Но если в избирательной кампании чаще всего используются изощренные приемы дискредитации конкурентов, то в стане состоявшихся политиков и функционеров в моду входят "белые" пиар-технологии. Бесспорный лидер по этой части - сам президент России. Он то и дело нарушает протокол и даже пренебрегает личной безопасностью. Возможно, сказывается простая человеческая привычка делать то, что самому интересно. Но обкатка "белого" пиара налицо. То Владимир Владимирович неожиданно садится в боевой истребитель и взмывает ввысь, то он, прогуливаясь по ночному курортному городу, на изумление местной публики, провожающей трудовой день в местном же ресторанчике, появляется на ее глазах. Эффект неожиданности и непредсказуемости очень хорошо сказывается на рейтингах… Есть последователи у ВВП и в рядах казахстанского истеблишмента, с той лишь разницей, что он навострился делать это по-своему. Не выходя из собственного кабинета и исполняя служебные обязанности. Совсем недавно председатель Национального банка страны Григорий Марченко заявил о том, что он, как гражданин, заключил с "Жилищным строительным сберегательным банком Казахстана" договор номер один. Сам банкир, и это, наверное, понятно, в улучшении жилищных условий не нуждается. Но подрастает сын, и уж тогда точно квартирный вопрос встанет во весь рост. А заботливый папа, каждый месяц в течение 11 лет предусмотрительно откладывавший по 5 тысяч тенге со своей зарплаты, подарит сыну к совершеннолетию ордер на квартиру! Заявление это глава Нацбанка сделал неслучайно. Уж кто-кто, а Григорий Марченко выставлять свою частную жизнь напоказ не любит. Расчет в другом - личным примером показать, что "Жилстройсбербанку", только что появившемуся на финансовом рынке, доверять можно. Народ же как подумает: ну если уж сам Марченко надеется с помощью банка купить в будущем квартиру, то это не обман. Марченко пользуется тем, что его деловая репутация пока безупречна. И потому он смело идет ва-банк, предлагая народу всевозможные банковские услуги. Как помните, а отдельные банки крутят свои рекламные ролики до сих пор, Григорий Марченко разрешил всем без исключения банкам, занимающимся ипотечным кредитованием, использовать 15-секундный "стенд-ап", в котором он самолично высказывается в духе поддержки ипотеки. Ну в самом деле, не туалетную же бумагу он рекламирует! В туалетной бумаге он, может быть, совсем не разбирается, а вот в банковской системе - пожалуйста… Здесь он за свое слово в ответе! Конечно, Григорий Марченко - непревзойденный мастер по части "белых" пиар-технологий. Он и себя забыть не дает, и свои идеи в жизнь продвигает смело. Предшественником главного банкира страны, если помните, был опять же банкир, только бывший - Зейнулла Какимжанов. Под его патронажем проходила два лета назад всем известная легализация теневого капитала, нажитого честным путем (какая уж тут ирония - такие формулировки и были). Все продумало министерство госдоходов, вплоть до анонимности. Но народ не верил в искренность власти и в то, что подобная легализация не наказуема. И тогда на амбразуру кинулся глава ответственного ведомства Зейнулла Какимжанов, который заявил о том, что тоже решил принять участие в легализации, дескать, в свое время он грешным делом использовал кое-какие схемы ухода от налогов. В другом бы государстве подобные откровения чиновнику такого ранга стоили бы должности, но, видно, и в самом деле Какимжанову было дано "добро" сверху (а, может быть, это на самом деле был "белый" промоушн самой кампании, и господин министр не вывел из тени ни тенге из личных теневых сбережений). Но что самое удивительное, народ поверил на слово и "отмыл" столько, что перекрыл самые оптимистичные прогнозы на предмет легализации. Честное слово, был бы капитал у меня, принес бы и я - так подействовало. Если вспомнить дела давно минувших дней, то пара-тройка отчаянных пиарщиков найдется в том же правительстве без труда. Николай Радостовец, например, тоже был сам себе пиар. Пытался на личном примере разобраться со своими ошибочными СИКами. И ведь разобрался, и свой опыт распространил в государственном масштабе, и очень трудная проблема была решена. Как бы то ни было, но прогресс по части политических технологий в нашем обществе имеется. И то ли еще будет! В 2004 году предстоят выборы в парламент, многих чиновников-старожилов вполне может одолеть желание пребывать в своих креслах вечно. Вот тут-то мы и увидим-услышим доселе неизвестные нам приемы "белого" и "черного" пиара. И как бы сегодня ни ругали политтехнологии, наука эта - захватывающая. Разве не так?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи