Опубликовано: 3700

Маленькая школа - большие проблемы

Маленькая школа - большие проблемы

В стране обсуждается проект концепции развития малокомплектной школы (МКШ). Цель проекта - раскрыть особенности МКШ, увидеть их роль в развитии сельского социума.

Всем за парты быстро сесть! Вообще-то заявка на сельский социум - это сильно и слишком. Дорог в селах нет, освещения нет, самым культурным местом считаются местная мечеть и баня. В крупных селах на 100 домов, может стоять школа. А может и не стоять. В десяти минутах езды от южной столицы в любом направлении, как впрочем, и от любого города Казахстана, расположены крошечные населенные пункты, в которых еле теплится жизнь. Но в каждом из таких полудохлых местечек обязательно есть дети. Рано утром они, как горошинки, высыпаются на дорогу и топают километр за километром в школу. В их родных краях нет учебных заведений. А если дождь или снег? Никуда не ходят. Дома сидят. Правительство решило покончить с сидением детей дома. Страна хочет дать возможность учиться всем! Поэтому к малокомплектным школам - снова повышенный интерес. Их надо вернуть детям. Все должны учиться! Конечно, должны, но как?! МКШ - это начальная школа, которая имеет маленький контингент учащихся в классах - не более пяти-восьми учеников, классы могут формироваться в комплекты, то есть преподавание в них может совмещаться. Согласно Закону РК "Об образовании" особенностью такой школы является преподавание одним учителем многих предметов, совмещение руководителем школы административных обязанностей с активной преподавательской деятельностью. Что такое класс-комплект? Комплект может состоять из двух маленьких классов, в отдельных случаях - из трех классов, которые занимаются на одной параллели и могут быть объединены временно на какой-то урок. В общем, МКШ как нельзя лучше подходит для малого села. Но это теоретически. А практически? Хорошо в селе Джетысу Алматинской области с советских времен сохранилось здание барачного типа, в нем даже все окна целы. Возможно, и отопление есть. Там как раз МКШ поместится. А в селе Али никаких удобных помещений под школу нет. Как быть с МКШ? Между тем по данным Министерства образования и науки РК на начало 2002-2003 года количество МКШ в стране составляло 4219, это 52% от общего количества школ, то есть потребность страны в МКШ велика. Но вряд ли их будут строить. В проекте почему-то ничего не говорится о том, откуда должны будут взяться спасительные для сельских детей МКШ? В 630 населенных пунктах республики, в которых проживают 14412 детей школьного возраста, школы отсутствуют. Так вот они там должны быть и все. Трудность на трудности Если быть предельно честными, то все проблемы МКШ можно смело назвать огромными трудностями, но в проекте его разработчики их называют отличительными компонентами. Чем отличаются МКШ? В сельской местности отсутствуют дошкольные образовательные учреждения. Дети не проходят предшкольную подготовку, приходят в начальную школу не подготовленными. Работать в таком первом классе, где нет ни дисциплины, ни умения учиться в коллективе, ни элементарных знаний - очень сложно. На выравнивание класса уходит много сил и времени. А тут еще надо совмещать классы-комплекты, то есть строить урок так, чтобы он был интересен и второму классу, и четвертому. Материал должен уложиться в головы сразу двух разных классов. Кроме того, преподаватель должен быть универсальным. Ему придется преподавать разные предметы в основной и средней школе. Поэтому на каждого учителя, работающего в комплект-классе, ложится гигантская физическая и эмоциональная нагрузка. Министерство понимает, что работать в таких условиях сложно, требуется много знаний, сил, патриотизма и высокого профессионализма. Однако опять же в проекте на оплату труда таким учителям не заложено сверх тарифа ни копейки. Зато через запятую перечислены умения и обязанности учителей МКШ. Пять на ум пошло Министерство образования и науки РК установило основные признаки МКШ и разработало для таких школ свои стандарты. Начальная школа считается малокомплектной при контингенте учащихся до 40, основная школа - до 100 учащихся, средняя - до 280. Свою лепту в развитие МКШ внесло правительство. Это оно сидело и решало, на каких основаниях открывать какой вид МКШ. В результате было принято постановление, согласно которому в каждом населенном пункте с численностью учащихся младшего школьного возраста 54 и более человек гарантируется функционирование начальной ступени школы. То есть живут в селе пятеро детей семи лет, для них будет открыта начальная ступень школы. Если на селе проживают ученики младшего и среднего школьного возраста в количестве 41 и более человек, в населенном пункте должны будет открыта начальная и основная ступень МКШ. Если же на селе имеются ребята младшего, среднего и старшего школьного возраста 81 и более человек, гарантируется функционирование среднего общеобразовательного учебного заведения. Комплект учеников Сегодня уже известны рекомендации чиновников от образования, как полезнее с точки зрения педагогической науки объединять учеников в один класс-комплект. Оказывается число учащихся, объединенных на один урок, не должно превышать 12-15 человек. Это оптимальное число позволит учителю без ущерба для образовательного процесса провести два урока в одном. При этом существуют жесткие рекомендации, какие классы удобнее всего "сливать": старшие классы с младшими. Старшеклассники во время урока-комплекта могут работать парами, учитель же это время сможет уделить ребятам помладше. В условиях начальной школы самыми оптимальными считаются комплекты: второклассников с четвертым классом. Учащихся первых классов запрещено включать в состав класса-комплекта. Говорят, первоклассники еще сильно отвлекаются, они не способны к длительной сосредоточенности, возбудимы, эмоциональны, поэтому их нельзя ни с кем объединять. И еще, согласно проекту, не все школьные предметы подлежат коллективному изучению. Минобраз назвал предметы, которые желательно ни с чем не смешивать, вести их отдельно в каждом классе. Это: математика, государственный, родной, иностранный языки. Особое внимание в проекте концепции МКШ уделено старшеклассникам. Старшие классы комплектуются (имеются ввиду 9-11 классы), если количество учащихся превышает 3-4 человека. А если столько не набирается? Тогда местные органы власти должны организовать подвоз детей в близлежащие учреждения образования или устроить их в интернаты. Учитывая нищету районов, верится с трудом, что местные власти выделят транспорт для старшеклассников. Но Минобраз такую норму заложил в проект, посмотрим, что из этого выйдет. Учитывая, что 9-11 классы являются выпускными, их не совмещают с другими классами ни по каким причинам и поводам, даже при очень маленьком, недостаточном контингенте детей. Хорошо говорить, а делать как? Итак, необходимость МКШ на селе уже не обсуждается. Все говорят о том, что нужна продуманная последовательная и постоянно действующая система поддержки развития села и малокомплектных школ на селе. Необходимо создать Центр по созданию такой системы при академии Алтынсарина. Центр должен будет отслеживать положение МКШ в новых экономических условиях и вносить дельные предложения о развитии МКШ в законодательство, исполнительные, планово-бюджетные органы, будет обобщать отечественный и зарубежный опыт по внедрению оптимальных моделей МКШ. Кроме того, такой центр обязан будет заниматься разработкой учебников для МКШ (при слиянии предметов учителям понадобятся особые учебные книги, которых пока у них на руках нет, и уроки проводятся только за счет знаний и энтузиазма педагогов). В ведении центра должны будут находиться опорные школы для отслеживания динамики развития МКШ. Оставим скепсис, может быть МКШ станут первыми соцобъектами на селе, которые действительно поднимут сельский социум?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи