Опубликовано: 1032

Кто или что важнее?

Кто или что важнее?

Когда мимо проносится кортеж с сиренами, а ты стоишь в пробке и не можешь добраться до работы (больницы) или элементарно перейти улицу, первое, что заставляет вскипать разум возмущенный - обидность и несправедливость разделения на сильных мира сего и простых людей.

Причем, последним таким образом внушаются некие, где зависть, а где и отвращение к тому, чего добились первые, имеющие усиленную личную охрану и дорогие автомобили. Возможно, то, как устраивают охрану и передвижение для высших чинов государства, лишь опосредованно говорит об уровне демократии и развитии общества. Но в той или иной степени - это своеобразный индикатор отношения обычных граждан к привилегиям, предоставляемым первым лицам государства, иногда отражающийся на их мнении и симпатии к институтам власти. На примере разных стран можно проследить каким образом меняется это внимание к важным персонам. Заведенный разговор считаю уместным, ввиду сегодняшней инаугурации американского президента США Барака Обамы. О ней во всех мельчайших подробностях еще за две недели до события говорили американские СМИ, публикуя: план, по которому на нее будет допущено беспрецедентное количество посетителей (по предварительным подсчетам ожидается как минимум 1,5 млн человек, и максимум - 3 млн), улицы, по которым будет перекрыто движение, график работы общественного транспорта в этом районе, предупреждение чрезвычайной загруженности, и многую другую полезную информацию. Секретная служба США сообщила, что с 2 утра до 7 вечера 20 января часть Вашингтона в округе реки Потомак, а именно район Северной Вирджинии, Молл, Капитолийский холм (конгресс США), со всеми мостами и прилегающими улицами будет парализована, а движение личного транспорта - запрещено. Официальные лица заявили, что в этом решении осторожность оказалась превыше неудобства, причиняемого людям, проживающим в данном квартале. Представители полиции заявляют, что такие меры позволят легче эвакуировать людей в случае террористической атаки, если улицы будут свободными насколько возможно. Таким образом, власти США хотя и задействуют для своего удобства все средства, но предупреждают заранее, чтобы люди могли заранее спланировать свой маршрут. Само собой разумеется, даже будучи осведомленными о плане движения в дни особых общественных мероприятий, американцы выражают недовольство. А некоторые из них по простоте душевной даже не замечают этих преград на дорогах, и по чистой случайности сталкиваются с президентским кортежем. Так случилось с одним из незадачливых водителей седана, который чудом уцелел от направленной на него винтовки телохранителя, когда пристроился по пути на один уровень с избранным президентом Америки Бараком Обамой, ехавшим в штаб ФБР в Чикаго. В этой связи интересно было посмотреть как на сайте газеты Huffigton post после статьи о внезапном столкновении простого американца с президентским кортежем высказываются на заданную тему сами американцы. Кто-то говорит, что если президента выбрали, то нужно с уважением относиться к его персоне и всем привилегиям, положенным ему по сану, вне зависимости от того, совпадают ли ваши политические взгляды или нет. Встречаются и более радикальные комментарии: кто-то заявляет, что готов заслонить президента, если в него будет лететь пуля; некоторые считают, что Барак Обама как первый темнокожий президент Соединенных Штатов, который уже получил свыше 500 угроз своей жизни, должен быть обеспечен всеми средствами безопасности, как никакой другой президент Америки. Другие спрашивают насколько справедливо, что Обама собирается вводить ограничение на продажу и использование оружия, в то время как его самого охраняют люди со стволами. "Мы верим в равноправие в нашей стране, так неужели его жизнь стоит больше, чем наша?" С другой стороны, прагматизм американцев доводит до того, что они с пониманием относятся к службе охраны президента и не возмущаются: секретная служба работает, прежде всего, на деньги налогоплательщиков. Следовательно, если их наняли, пусть добросовестно отрабатывают свои деньги. Все американские президенты пользовались усиленной охраной во время выхода к публике, а уж тем более во время своей инаугурации. Однако в 1963 году Джека Кеннеди не смог защитить даже полицейский кордон, в результате чего целых 13 лет ни один из президентов США не осмеливался идти пешком по Пенсильвания-авеню на свою инаугурацию. Джимми Картер в 1973 году снова возобновил эту традицию. Вот вкратце о том, что касается, охраны президентов Америки, ее свободолюбивых и свободомыслящих граждан, требующих заблаговременных разъяснений. Иная ситуация в стране, которая провозглашает себя государством с бурно развивающейся демократией. Возьмем как пример Индию. Там передвижение премьер-министра держится в секрете. По маршруту кортежа, состоящего из 10-12 одинаковых автомобилей, устанавливается усиленная охрана, и, как правило, городское движение отделяют от проезда VIP. Однако, по словам представителя полковника военных сил Индии, эскорт не злоупотребляет своими полномочиями, так как общество уже вошло во вкус демократических прав и свобод и немедленно "поднимает на уши" масс-медиа, в случае каких-либо нарушений. Однако, тот же народ со своей стороны знает не понаслышке о возможностях террористических группировок, поэтому неудобства, которые возникают при визите первых лиц государства, воспринимаются жителями столицы и крупных индийских городов не так болезненно. Абсолютно иная картина в странах Южной Америки. Как рассказывает один из очевидцев, которому пришлось путешествовать с бывшим секретарем безопасности США Вильямом Коэном, в той же Аргентине люди настолько неистовствуют, когда особо важные персоны проносятся по их улицам, что игнорируют их - подходя как можно ближе к лимузинам и всячески насмехаясь, когда кортеж пролетает на красные огни светофоров. В Ираке в 2005 году, когда новое собрание формировалось в так называемой Зеленой Зоне, туда было крайне сложно пройти. Нужно было выходить из транспорта в паре кварталов от Зеленой Зоны (что было весьма небезопасно) и затем проходить через иракские и американские контрольно-пропускные пункты. Наряду с этим президент автономного курдского северного Ирака передвигался со своей собственной военизированной охраной, хотя не имел официальных полномочий в Багдаде или в остальной части Ирака. Но в этой части света все делалось не по законам, а по принципу силы. Итак, мы добрались до постсоветского пространства. Традиция расчищать дороги от горожан существует во многих республиках СНГ еще со времен СССР. В современных странах СНГ ситуация усугубляется, поскольку поводов, из-за которых могут закрыть дороги, стало еще больше. В России, например, теперь полный список чиновников, которым положена госохрана, составляет около 30-40 человек. Для них сотрудники службы охраны совершенно законно могут перекрывать движение на любых магистралях города. При этом в отличие от Америки - опять-таки из соображений безопасности - ФСО нередко уведомляет ГИБДД и городские власти всего за несколько часов до предстоящего транспортного "паралича". Граждане России весьма яро выражают протесты против систематического нарушения конституционного права россиян на равенство перед законом и на свободу передвижения. Среди них был даже депутат Госдумы известный режиссер Станислав Говорухин, написавший открытое письмо Владимиру Путину с просьбой отказаться от практики пышных проездов президентского кортежа, после того, как он сам провел в пробке три часа. Комментарии к статьям на российских сайтах по этой теме вызывают много положительных эмоций, но, в основном, безудержный хохот. Читатели выступают с оригинальными предложениями по передвижению президента Дмитрия Медведева по Москве без перекрытия дорог, например, обустроив его автомобиль всей необходимой офисной техникой, чтобы он наравне со всеми жителями мегаполиса, перемещаясь по пробкам, мог работать в своем президентомобиле. А если серьезно, читатели, хотя и понимают, что без перекрытия дорог президент будет терять много времени, кипят от негодования за многие неудобства, вызванные эскортами VIP-персон. А само ожидание проезда президента называют ритуальным сниманием шапки и знаком подчинения. Практика блокировать движение существует не только в странах СНГ, чаще сюда же попадают и другие государства с режимом близким к авторитарному, например, Северная Корея. Зато во Франции дороги для проезда высоких государственных чиновников не перекрывают. Известно, что президенту Пятой Республики Франсуа Миттерану было как-то отказано мэром Парижа в просьбе перекрыть трассу в аэропорт, когда Миттеран опаздывал на встречу к прилетевший в Париж королеве Великобритании. Исключения, конечно, делаются, но чаще по серьезным международным поводам - например, визитам глав иностранных государств. Различия в том как организуется проезд для глав государств в разных странах, можно перечислять до бесконечности. Но, как правило, наиболее пафосная форма сопровождения своих лидеров присуща молодым государствам с относительно короткой историей независимости. Именно по причине того, что у них не накоплен опыт адекватного использования чьих-то привилегий и власти в новых условиях, их граждане чувствуют определенного рода дискриминацию своих демократических свобод. И благо, когда обыватель выражает свое недовольство, ропща в Интернете, а то ведь реакция публики может быть и куда более непредсказуемой…

[X]