Опубликовано: 3300

Казахстанский бизнес рвется на помойки

Казахстанский бизнес рвется на помойки Фото - Таких "могил" с пластиковыми трупами на берегах рек и водоемов, в горах и лесах природных парков в республике тысячи. Фото Тахира САСЫКОВА

Зубные щетки разлагаются в почве почти 500 лет. А ведь из них можно мастерить одежду и мебель, использовать при строительстве домов и дорог. Ассоциация упаковщиков Казахстана и объединение предприятий легкой промышленности “QazTextileIndustry” придумали, как делать деньги из пластикового мусора.

Ежегодно в Казахстане на свалки, по мнению независимых экспертов, вывозят более 5 миллионов тонн твердых бытовых отходов. 350–400 тысяч тонн из них – пластик: бутылки, пакеты, одноразовая посуда, упаковка. Пакеты сгнивают лет за 20–25. Бутылкам, тарелкам, стаканчикам нужно 250–300 лет. Даже, извините, подгузникам больше требуется. А ведь весь этот мусор можно пустить в оборот.

По словам главы упаковщиков страны Батырбека АУБАКИРОВА, несколько предприятий уже производят для швейников синтепон и поли-эфирное волокно из этих отходов. Ну и сырье для мебельщиков – пластиковые столы и стулья в кафе никто не отменял. Штамповка! Всё пока в пилотном режиме. Потому что этим в промышленных масштабах раньше в стране никто не занимался.

– Батырбек, сколько вам нужно сырья для выхода на окупаемость?

– С мая, когда проект стартует, мы готовы перерабатывать до 60 тысяч тонн в год. Можем и больше. Но есть проблемы. Первая – со сбором сырья: мы ставим сетки для сбора пластика, но население их часто игнорирует. А в глубинке вообще беда: люди выбрасывают бутылки где попало. Покупать? Да. Но кто пойдет сдавать 2–3 бутылки из-под минералки или колы за копейки? Вторая – на полигоны вывозят, согласно официальной информации, более 90 тысяч тонн б/у пластика. Мы считаем, что это очень сильно заниженная цифра.

– Почему?

– Там всё крайне непрозрачно. Ни один официальный орган не скажет, сколько на самом деле туда вывозят пластика. Объемы гораздо больше. Мы пытались договориться с владельцами полигонов, предлагали им хорошие цены, чтобы начать свое производство в Казахстане. Но нас не слышат. Или не хотят слышать. Наверное, кому-то это выгодно.

– Коррупция?

– Продают в Россию, в Узбекистан. Почем, какие объемы – нет информации.

Справка “КАРАВАНА”

По мнению маркетолога Сергея КИМА, речь может идти о десятках тысяч тонн. Потому что разница от 90 тысяч (данные от минэкологии) до 400 тысяч тонн (от независимых экспертов) – обалденный профит для теневых владельцев мусорных полигонов.

По словам г-на Аубакирова, альянсу Ассоциации упаковщиков и предприятий легкой промышленности нужна поддержка государства:

– Мы сами можем переработать пластик, создать новые рабочие места. Наши предприятия загружены сегодня всего на 20–40 процентов. Предложили правительству запретить экспорт пластика. Государство должно увидеть, что мы не только предлагаем новые производства, но и за экологию выступаем.

– Батырбек, несколько лет назад в стране приняли программу строительства мусоросжигательных заводов.

– Нам тогда что сказали? Что не переработаем, то сожжем. Это же ущерб экологии! И зачем строить сразу шесть? Постройте один в пилотном режиме. Посмотрите через год, что он дал. А мы можем из мусора делать нормальный товар. Возможные покупатели нашего химволокна – Россия, Китай, Европа. Как дать вторую жизнь мусору: секреты казахстанских бизнесменов

Как считает маркетолог Сергей Ким, всему виной – дикая коррупция в сфере утилизации отходов, отсутствие нормативной базы, регулирующей эту сферу экономики, отсутствие координации между уполномоченными органами – министерствами и акиматами.

– Я бы добавил сюда еще и дурацкую идею – сортировать гражданам мусор: в один бак объедки, в другой – бумагу, в третий – стекло, в четвертый – металл. Сейчас, в наши времена, это бред! Утром приезжает мусоровоз и всё это “добро” закидывает себе в один кузов, – говорит эксперт. – Возле моего дома стоят 5 мусорных баков, я полтора года разделял свои отходы по разным. Потом понял, что (после паузы произносит раздельно) – бес-по-лез-но! Насчет пластика. Заметил, что бомжи активно извлекают его из мусорных контейнеров. Значит, куда-то его сдают? Значит, и точки приема, и цена на товар есть. А официальной политики на этот счет нет?..

– В этом секторе бизнеса мы сильно опоздали, – сокрушается глава Ассоциации упаковщиков РК Аубакиров, – россияне, узбеки опередили нас на 10 шагов. Как-то надо наверстывать? Деньги-то у нас под ногами.

– А вам не дают их подобрать?

– Когда-то у нас ввели запрет на экспорт макулатуры. Объемы переработки в стране сразу выросли на миллиарды тенге. Почему бы не ввести запрет на вывоз б/у пластика из Казахстана?

– Кому-то это невыгодно?

– Вопрос не ко мне. Я знаю, уверен, что переработка пластика в Казахстане, если она избавится от “серого” рынка, может стать прибыльным сектором нашей экономики…

P. S. Недавно под Москвой открылся завод по переработке пластикового мусора и производства из него полиэфирных нитей. Мощность – 60 тысяч тонн в год. Столько же, сколько планируют производить все предприятия Казахстана.

Справка “КАРАВАНА”

По мнению ассоциации по управлению отходами KazWaste, в РК официально собирают не более 20 процентов пластиковых отходов. Перерабатывают не более 3 процентов (данные только на 2019 год. Потому что хоронить пластмассу в Казахстане официально запретили именно в 2019-м).

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи