Опубликовано: 2900

Каспийский "воз" и ныне там

Каспийский "воз" и ныне там

Количество разговоров об экологических проблемах Каспия заметно опережает рост объема усилий по их решению.

Последние скандалы вокруг разработки месторождения Кашаган имели по крайней мере одно позитивное продолжение: хоть косвенно, но привлекли внимание к экологической ситуации на Каспийском море. То есть, к тому, о чем время от времени начинают говорить, но, обычно, без особого результата. Эксперты обращают внимание на такую проблему, как неправильная оценка общественностью потенциальных угроз экологии Каспия. Как заметил один из специалистов недавно, считается, что если у азербайджанского побережья много десятилетий добывается нефть, и не возникало серьезных осложнений, то также будет и у нас. На самом деле, такой взгляд - от недостаточной информированности: есть там и нефтяная пленка на акватории моря, и предельно допустимая и даже многократно превышающая таковую по разным видам нефтепродуктов их концентрация в воде. Ведь не зря массовые падежи тюленей примерно совпадают хронологически с началом крупномасштабной добычи нефти в том регионе. Будет ли иначе у нас? Ведь по некоторым важными параметрам, ситуация у казахстанских берегов Каспия объективно сложнее с экологической точки зрения, чем у азербайджанских. - В Казахстанском секторе аномально высокое пластовое давление, структура подсолевая. Углеводороды в своем составе содержат большое количество особо ядовитых загрязняющих веществ, различных сернистых соединений. По степени воздействия на биоресурсы моря добыча углеводородного сырья из подсодсолевой структуры в тысячи раз опаснее, чем добыча из надсолевой. На сегодня сложилась ситуация, чреватая непредсказуемыми последствиями, а над биоресурсами Каспийского моря нависла реальная угроза исчезновения, - заявил недавно на одной из конференций, посвященных нефтедобывающей промышленности Казахстана, Марат Орынбасаров, Государственный инспектор Министерства охраны окружающей среды по Мангистауской области. В связи со значительным базовым объемом добычи нефти (а, напомним, речь идет о выходе на уровень в 100 млн. тонн годичной добычи нефти), эксперты говорят о возможности роста концентрации углеводородов в морской воде на северном шельфе Каспийского моря. Уровень роста концентрации нефтяных углеводородов в морской воде прямо пропорционален уровню добычи нефти, что объясняется мизерным объемом водной массы на северной части каспийского шельфа, который составляет менее 1% от общего объема воды Каспийского моря. А водоснабжение города Актау базируется на опреснении морской воды - альтернативных источников просто нет. Для этого в свое время, при СССР, был построен целый атомный комбинат. Как отметил г-н Орынбасаров, уже при концентрации нефтяных углеводородов в морской воде в соотношении 1 мг/л ни технология производства питьевой воды методом "обратного осмоса", ни технология производства питьевой воды методом дистилляции не смогут функционировать в нормальном технологическом режиме. - И город Актау может остаться без какого-либо водоснабжения. Тем более, что согласно статистике, каждая 166-я скважина, пробуренная на шельфе моря даёт крупную аварию со значительным ущербом морской среде. А на шельфе Каспийского моря планируется пробурить более 1000 скважин, - заявил эксперт. Таким образом, кроме общих угроз для региона, вроде возможной гибели морской фауны, есть и региональные проблемы, специфические для различных регионов Прикаспия. При этом, даже внутри национальных секторов: то, что может быть относительно безвредно для района Атырау, благодаря наличию Урала и других рек, для Актау может стать принципиальным вопросом дальнейшего жизнеобеспечения. Стоит добавить, что традиционно ситуация с загрязнением нефтью в регионе сложна. В выступлении г-на Орынбасарова приводились такие цифры: ежегодно на крупных месторождениях Мангистауской области - Каражанбас, Узень, Жетыбай, Каламкас, - происходит до 150 случаев порывов скважин и коллекторов. В итоге "на рельеф местности сбрасывается от 145 до 500 т сырой нефти, что и приводит к образованию в компаниях, эксплуатирующих вышеназванные месторождения, ежегодно до 90 тыс. тонн отходов". На начало этого года в Мангистауской области на организованных полигонах и хранилищах таких крупных нефтяных компаний как ОАО "Мангистаумунайгаз", ОАО "Каражанбасмунай", ПФ "Озенмунайгаз", скопилось 1 942 324 тонн нефтяных отходов, в том числе, нефтешлам, замазученный грунт, сырая нефть. Проблема, сама по себе серьезная, но что будет, если вдруг вновь начнется подъем уровня воды в Каспийском море, как это было в 1980-х, первой половине 1990-х годов? Природа периодического колебания уровня воды в Каспии толком не ясна, а, значит, и быть уверенными в том, что рост уровня не возобновится, нельзя. Тогда нагонные волны, а, не дай бог, и сама акватория моря могут дойти до мест сосредоточия этих отходов. Здесь же нельзя не сказать о, наверное, самой давней экологической "бомбе" казахстанского сектора Каспийского моря: ликвидации скважин государственного фонда, находящихся в зоне затопления и подтопления Каспийского моря. Это те скважины, что выработали свой ресурс и были поставлены на консервацию. Существует программа по их ликвидации. Общее количество скважин, расположенных в зоне затопления и подтопления Каспийским морем и находящихся в аварийном состоянии составляет 148 единиц, из них на территории Мангистауской области - 23. - Особую тревогу вызывает состояние прибрежных скважин с истекшими сроками консервации. Непринятие срочных мер по их ликвидации может привести к непредсказуемым последствиям для акватории Каспийского моря. Для снижения текущей техногенной нагрузки на акваторию Каспийского моря, эти скважины должны быть ликвидированы до начала разработки структуры Кашаган, - заявил г-н Орынбасаров. Что добавить к словам эксперта? Что впервые казахстанские СМИ поднимали эту проблему еще в начале 1990-х, а специалисты - и того раньше… Фото с сайта http://elementy.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи