Опубликовано: 1700

Имейте совесть, хватит воровать!

Имейте совесть, хватит воровать!

В стране наводится порядок с государственными закупками: принят новый закон, сделаны громкие заявления. Только смогут ли одни чиновники внушить другим, чтоб не воровали?

Как-то, листая газеты, я наткнулся на объявление: "Областной акимат объявляет конкурс на поставку джипа "Лэнд Крузер", 2 шт.". Не запросы государственных чиновников, не марка требующихся авто и даже не стоимость поразили меня до глубины души. Поразил цинизм. На "Волги", конечно, наши боссы никогда не пересядут (все-таки это тоже импортный автомобиль!), они будут кататься на сверхдорогих и комфортабельных автомобилях, а если кто-то их спросит: "На что?" - ответят: "Все по закону". Была потребность, потом конкурс, все как положено, за зад не ущипнуть. В общем, не подкопаешься: закон "О государственных закупках" чиновник не нарушил, все формальности соблюдены. А то, что колоссальные суммы потрачены на шик и блеск, а не на предметы первой необходимости - а поди, докажи, что это так. Первый закон, регламентирующий отношения государственных органов с бизнес-структурами, был принят ровно пять лет назад, в 1997 году. Когда стало ясно, что государственный заказ не может уйти в прошлое бесповоротно и окончательно. Потому что жить в обществе и быть свободным от общества чиновник не может. Но если раньше государственный заказ чаще делался чуть не на 100 процентов отечественного производства и очень часто не оплачивалась и половина, то в суверенном государстве взаимодействие должно было быть каким-то особенным. Именно поэтому и придумали так называемые государственные закупки. Стоит отдать должное - финансовые вопросы в этом деле были изначально отлажены с особой четкостью: утром -деньги, вечером - стулья. Кроме того, это верный способ для тех, кто производит качественные товары, работы и услуги получить хороший заказ. Например, у малого и среднего бизнеса, на который делается особая ставка в нашем государстве, осуществляется около 20 процентов госзакупок. Но нашлось немало чиновников, не освободившихся от пут советского менталитета: для них личная выгода - прежде всего… а потом все остальное. Год назад министр финансов Мажит Есенбаев, а комитет по государственным закупкам входит в структуру министерства финансов, печально констатировал, что на практике не обходится без нарушений законодательства о госзакупках: очень часто необоснованно отклоняются конкурсные заявки, тем самым конкуренты устраняются еще на подступах к конкурсам, а победителями, как это ни парадоксально, признаются поставщики, цены у которых выше, чем у других. По его словам, нарушение порядка госзакупок было выявлено в министерстве обороны, министерстве сельского хозяйства, бюджетных организациях Жамбылской области и учреждениях Алматы. К сожалению, конкретные факты нецелевого использования бюджетных средств и нанесения прямого урона бюджету так и не прозвучали с высокой трибуны. Видимо, комиссии потихоньку занимались расследованием и решали этот вопрос "в рабочем порядке". Взять то же министерство обороны - закрытое ведомство, кое-какие секреты, о которых общественности знать не след. Зато министерство сельского хозяйства прославилось на всю страну. Свою лепту внес вице-министр Толеухан Нуркиянов. Занимая не последнее кресло в своем ведомстве, он быстро смекнул, как можно сделать бизнес, "не отходя от кассы". В то время в правительстве как раз минсельхоз пробивал оптимизацию ветеринарной службы. И, наверное, говорились слова о том, что в таком виде, мол, она не только не оправдывает своего существования, но и наносит ущерб животноводству страны. Как только сверху было получено "добро", тут же появилось на свет РГП - "Центральная ветеринарная лаборатория". Факт сам по себе совершенно неудивительный - в последние годы всевозможные РГП растут как грибы после дождя, только вот кадровый вопрос был решен оригинальным способом. Курировать это РГП взялся сам Нуркиянов, а во главе новой структуры встал его близкий родственник. Тем временем были созданы многочисленные ТОО и СП, руководители которых также имели родственные отношения с вице-министром, которые поставили на широкую ногу госзакупку ветеринарных вакцин. Конкурсы, конечно, проводились, но чаще всего - для проформы: победители конкурсов и тендеров всегда были известны заранее. Когда чиновники из Минфина подвели не квартальные, а годовые итоги проверок по выполнению законодательства о госзакупках - прослезились. Оказалось, что в прошлом году дельцы вроде Нуркиянова нанесли бюджету ущерб на сумму свыше 10 миллиардов тенге. Сумма, конечно, шокирующая, но не окончательная - в 2001 году на предмет выполнения законодательства было проверено всего 43 республиканских и местных органов, что, конечно, как капля в море. Резюме председателя комитета государственных закупок Бектаса Мухамеджанова вообще было неадекватным. Он заявил о том, что он и его подчиненные не смогут проконтролировать и навести порядок в сфере проведения государственных закупок, что для этого необходимы усилия всех государственных структур. Вот те и на! Конечно, сегодня можно надеяться на "совесть, компетенцию и квалификацию", но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай! Если уж заинтересованный и уполномоченный орган не может навести порядок, то кто станет рубить сук, на котором сидит? Дураков ведь нынче нет! И это при том, что поле деятельности для чиновников комитета госзакупок, значительно увеличил новый закон, вступивший в силу 23 мая. Теперь им придется проверять не только государственные органы и предприятия, но и акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (раньше они просто были выпущены законотворцами из виду!) и аффилированными с ними юридическими лицами. В нашей республике таких обществ зарегистрировано 156 и, кроме того, 3,5 тысяч государственных коммунальных предприятий. Новый закон эксперты оценивают как вполне состоятельный. По крайней мере, явных пробелов в нем нет. Но вопрос в том, будет ли выполняться буква закона или чиновники опять начнут читать между строк и искать лазейки. Тем более, что пирог, который предстоит откушать в этом году потенциальным поставщикам, может вызвать непомерный аппетит у самих заказчиков. Если в прошлом году для нужд государства были закуплены товары, работа и услуги на сумму 255 миллиардов тенге, то в этом республиканские и местные бюджеты на госзакупки потратят уже 273 миллиарда. Комитет госзакупок благодаря новому закону получил некий карт-бланш. Если его раньше и близко не подпускали к конкурсам, то теперь он имеет право до заключения конкурсной комиссии отменить решение конкурсной комиссии, организатора конкурса или заказчика. Но если договор уже заключен, то комитет имеет право оспорить его в суде. Но радоваться рано. Во-первых, мы знаем, как долго и непредвзято выносятся решения в судах. Во-вторых, один только прецедент обращения в суд, может отвлечь (и обречь!) костяк комитета на бесконечную тяжбу: а кто будет заниматься проверками, выписывать предписания и взывать к совести?

[X]