Опубликовано: 3800

Грузите деньги мешками

Нынешнее состояние денежного обращения в Узбекистане требует хирургического вмешательства. Мало кто сомневается в том, что сегодня узбекские власти должны предпринять кардинальные меры к нормализации денежного обращения.

В противном случае неуправляемая со стороны государства денежная масса будет оказывать мощное давление на экономику, стремясь опрокинуть ее и пустить в неконтролируемое плавание. Несмотря на бодрые заявления властей, что все под контролем, денежное обращение уже давно нарушено, а темпы обесценивания бумажных денег угрожают экономической стабильности. Яркое тому свидетельство инфляционные всплески января и февраля текущего года, когда национальная валюта - сум - подешевела по отношению к американскому доллару на 35-40 процентов. Чем вся эта гонка с препятствиями может окончиться, понятно и непосвященному человеку: гиперинфляцией, и, как реакцией властей на ее первые признаки - приостановкой на неопределенное время выполнения обязательств бюджета. Некоторые экономисты склоняются к мысли о необходимости введения в обращение купюр более высокого достоинства - 50-, и 100-тысячных купюр. При правильном проведении такого рода операции, можно, во-первых, постепенно изъять из обращения купюры мелкого достоинства, во-вторых, избавить граждан от необходимости носить баулы с деньгами. Но эта мера, конечно, половинчатая, и не способна решить основную проблему узбекской экономики - утилизацию лишней денежной массы, по сути и содержанию ставшей стимулятором отложенной инфляции. Сегодня приходится гадать, когда и где эта гремучая масса прорвет плотину и ударит по денежному обращению в частности, и по всей финансовой системе в целом. Мы помним, как все начиналось Указом узбекского президента сум в качестве национальной валюты был введен в обращение с 1 июля 1994 года и является единственным законным платежным средством на территории республики. Поначалу в обращение попали купюры номиналом в 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 сумов, металлические монеты достоинством 1, 3, 5, 10, 20, 50 тийин. Напомним, что с введением узбекского сума Центробанк республики ввел и обменный курс: шесть сумов за один американский доллар, один сум за два казахстанских тенге. В 1997 году узбекский Центробанк ввел в обращение 200-сумовые, 1999 году - 500-сумовые, 2001 году - 1000-сумовые купюры. Одновременно из обращения исчезли металлические монеты, а впоследствии бумажные купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 сумов. Искусственные ограничения в сфере валютного регулирования сделали Узбекистан эксклюзивной страной: наряду с официальным курсом Центробанка в стране на полулегальной основе функционирует "черный рынок". К концу июля устанавливаемый Центробанком курс сума к американскому доллару составил 1500 к одному, тогда как на "черном рынке" он равен 1900 к одному. Спустя 15 лет после введения в обращение сума Центробанк 21 июля текущего года устанавливает курс в 1487,81 сума за один американский доллар, тогда как на "черном рынке" он вышел на уровень 1900-1950 сумов. Получается, что сум подешевел по отношению к американскому доллару почти в 248 раз, а на "черном рынке" - в 310. Еще один факт по динамике потери покупательной способности сума: на сегодняшний день самую крупную купюру 1000 сумов с несколькими степенями защиты и эквивалентную 70 центам подделывать нет никакого смысла. Она стоит гораздо дороже, чем ее номинальная покупательная способность. Почти два килограмма денег в 1000-х купюрах нужно отнести в авиакассу, чтобы приобрести билет на самолет в Москву и обратно (около 440 долларов США). Промежуточный вариант Экономисты воспринимают печать купюр более высокого достоинства (10, 25, 50 и 100-тысячных купюр) как промежуточный вариант. Он даст время на то, чтобы подготовить денежную реформу. Сегодня в условиях Узбекистана она может быть в виде деноминации, когда старые деньги будут меняться на новые деньги, к примеру, в соотношении 1000 к одному. Горячо обсуждаемый на всевозможных форумах вопрос девальвации узбекского сума, надо думать, не актуальный. Во-первых, любая управляемая инфляция в стране с опасной денежной массой в "кубышках" может легко перерасти в неуправляемую. Эту опасность видят узбекские власти, поэтому на сознательное удешевление сума не пойдут. Во-вторых, девальвация предпринимается не только для того, чтобы ослабить давление на золотовалютные запасы страны и прекратить практику поддержки национальной валюты любой ценой. Она должна дать неплохой заряд бодрости экспортерам, ибо подешевевший сум означает снижение себестоимости узбекских товаров и одновременный соответствующий рост конкурентных преимуществ. В-третьих, власти уже давно потеряли контроль над ситуацией, и не отреагировали на девальвацию в России и соседнем Казахстане. Если бы власти еще весной девальвировали сум, то к лету узбекские экспортеры получили дивиденды в виде экспансии на рынки своих крупнейших торговых партнеров в СНГ. Давайте обсудим другой вариант с укрупнением купюр. Итак, в 1997 году были введены в обращение 200-сумовые, 1999 году - 500-сумовые, 2001 году - 1000-сумовые купюры. Экономический рост в Узбекистане зарегистрирован именно с начала 2000-х годов. Конечно, больший эффект для роста узбекской экономики дали, в первую очередь, положительные тренды на мировых сырьевых рынках, во вторую очередь, мощная экспансия узбекских автомашин производства Асакинского завода на российский рынок, и только в третью очередь, введение в обращение более крупных купюр. Надо думать, сегодняшняя ситуация в узбекской экономике мало чем отличается от ситуации в начале 2000-х годов. Правда, за отсутствием очень мощного первого тренда - позитивных сдвигов на мировых сырьевых рынках. Значит, для успеха введения новых крупных купюр необходима мощная экспортная экспансия, с одной стороны, и толчок внутреннего потребления (рынок большой с общим населением почти 27 миллионов человек), с другой стороны. Первая задача благодаря постановлению президента, разрешившему предприятиям-экспортерам продавать свою продукцию по себестоимости и ниже ее, в обозримой перспективе решена. Чтобы решить вторую задачу важно не только закачать ликвидность в узбекские банки, но и стимулировать розничное кредитование населения. Эта задача наиболее сложная и трудновыполнимая. Однако без ее решения укрупнять купюры почти что смерти подобно. Дыхание деноминации Правда, варианты денежной реформы могут рассматриваться в двух вариантах. С промежуточным этапом, когда на рынок выбросят купюры более высокого номинала, и без промежуточного варианта, когда деноминация будет проведена быстро и внезапно. Такой шок жители Узбекистана уже испытали летом 1994 года, когда сум-купоны меняли на сумы. Тогда на полный обмен старых денег на новые деньги дали временной промежуток от середины июня, когда вышел указ президента, до 1 августа, то есть в общей сложности полтора месяца. Понятно, что за такое время перейти от одной денежной системы к другой довольно сложно, поэтому большинство населения были вынуждены излишки сум-купонов размещать на специальные счета в банках. По прошествии времени они обесценились, а их постепенная выдача государством в течение нескольких последующих лет окончательно превратила эти деньги в макулатуру. Именно такого сценария развития ситуации и опасается узбекское общество. Но есть и альтернативный вариант. К примеру, всячески стимулировать население покупать отечественные автомобили. Для этого необходимо реализовывать их по себестоимости и ниже себестоимости собственным гражданам, при условии, во-первых, наличия у гражданина 25-30 процентов всей суммы (от нынешней цены "Матиза" - это 1000-1200 долларов США), во-вторых, растянуть срок платежа минимум на 10 лет, чтобы ежемесячные выплаты не были значительными, в-третьих, наконец, отказаться при продаже собственным гражданам от процентной ставки за кредит. Россия уже пошла по этому пути. Есть также собранные в Узбекистане холодильники, телевизоры, бытовая техника, и другие товары длительного пользования. На них тоже необходимо открыть беспроцентные кредитные линии, чтобы стимулировать потребление. Все эти меры приведут к тому, что деньги, которые население бережет на "черный день" могут быть привязаны к товарам длительного пользования. В случае если власти смогут простимулировать потребительский бум и поддержать экспортную экспансию, то с рынка будут выкачаны излишние деньги и практически утилизированы. Если к тому времени конъюнктура на мировых сырьевых рынках станет благосклонной к Узбекистану, то денежная реформа не будет для узбекистанцев шоком. И - наоборот. Фото с сайта http://foto.nedoma.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи