Опубликовано: 3405

Гибель пилота

Гибель пилота

Посвящается Алексею Логинову, пилоту, чемпиону…

Он имел почти тысячу часов налета, был одним из лучших дельтапланеристов в Казахстане, обладателем Кубка Игоря Короткого 2003 года. За его здоровье молились аксакалы в тех местах, где он обычно в весеннее и летнее время проводил "опыление" колхозных полей от саранчи и других вредителей, летая на опасно низкой высоте на мотодельтаплане. Однако гибель подкараулила его близ берегов великой Волги, на нынешнем чемпионате России по дельтапланерному спорту. …Погода стояла мрачная, что отодвигало время взлета. Огромные разноцветные крылья дельтапланов дрожали от порывов ветра, пряча под собой съежившихся от холода людей. Вершины гор спрятались в сырых кучевых облаках, обещавших долгий унылый дождь. Богатырского телосложения мужчина, в черном костюме, но с белыми ангельскими крыльями за спиной хотел улететь побыстрей и подальше, однако погода не давала "добро" на взлет, и пилот стоял на краю пропасти, терпеливо ожидая, когда развеется облачность. Это был мастер спорта Алексей Логинов. Времени было более чем достаточно. Ее Величество Погода - женского рода, мы ждали, пока кончатся ее капризы, а пока делились подробностями своих приключений. Алексею Логинову приходилось быть "затянутым" в тучи и мерзнуть на большой высоте, не имея возможности вырваться из объятий облака с градом, бьющим по крыльям камушками льдинок: - Это было в 1995 году. Шла облачность, а я в это время "обрабатывал" восходящий поток, но неожиданно скорость потока усилилась, и он стал значительно шире. Этого нельзя увидеть, но можно ощутить, так как обычно поток метров 100 шириной. А тут - все 500. Как я ни старался, не мог вырваться из штормящей массы и таким образом поднялся довольно высоко. В верхних слоях атмосферы довольно холодно, руки стали коченеть, тем более, что я полетел без перчаток. Высотомер заледенел, покрылся инеем, поэтому определить высоту, на которой я находился в тот момент, не представлялось возможным. Такие случаи иногда заканчивались трагически: весь летающий мир помнит печально известный чемпионат мира в Италии, когда нескольких пилотов засосало в воздушную массу. Оказавшись на неимоверной высоте, они постепенно замерзли, окоченели, а уже затем выпали вместе с дождем…уже трупами! Но мне повезло, я отделался только обмороженными руками. Приземлился, а рук не чувствовал. Ничего, подлечил, прошло. …На протяжении многих лет автору этих строк не раз приходилось приезжать на гору Ушконыр. Паренье в небе - лекарство от скуки и депрессии, спасение от переполняющих порой негативных эмоций. И всякий раз, наблюдая за моментом отрыва пилота от земли, когда смельчак, подойдя к краешку пропасти и разогнавшись с вершины высотой почти в 2000 метров, отдается крыльями восходящим потокам, и летит рядом с орлами, удивляешься тому, что орлы не боятся, наверное, они принимают пилотов за братьев… Но самое интересное происходит в душе каждого пилота: перед взлетом меняется выражение его лица, оно становится светлым ликом, как будто с иконы. В чем загадка этого преображения, в чем его тайный смысл? Желание летать - оно не совсем земное, и заболеть им могут далеко не все. Объявление на столбе Алексей Логинов пришел в республиканский дельтапланерный клуб (РДК) более 17 лет назад. Прекрасным осенним утром он шел на занятия в ПТУ №6, где учился токарному ремеслу, увидел лист бумаги на столбе, прочел объявление о наборе в группу пилотов, и - все, с этого момента жизнь приобрела новые краски, потому что Леша решил научиться летать. После прохождения теоретического курса начались полеты на учебно-тренировочном неуклюжем дельтаплане "УТ", сначала с высоты 5, затем 10, 20, 30, 50, 80, 100 метров, и так далее, все выше и выше. Однако полеты на "УТ" не удовлетворили, хотелось летать на более скоростном дельтаплане. Алексею дали в дельтаклубе более маневренный "С-14", затем "С-15". Спустя какое-то время дали полетать на "Дедале" ручной работы, который сам сшил талантливый конструктор и пилот-ас Мираков (позднее погибший на полетах в конце 90-х). Потом, как полагается, Логинова призвали в армию. Он нес общевойсковую службу на космодроме Байконур, видел старты космических ракет. Вернувшись весной домой после демобилизации, он тут же поехал на дельтадром, где уже начался сезон. Один из асов, Игорь Головченко, который, кстати, и "ставил на крыло" вместе с инструктором Михаилом Котовым самого Алексея, дал ему дельтаплан - лети! С того момента молодой пилот летал, можно сказать, непрерывно, шлифуя свое мастерство, по крупицам собирая бесценный опыт. Терпеливо поднимал свой почти 50-килограммовый дельтаплан на плечах на гору, чтобы слететь с нее, набрать высоту повыше, полетать подольше. Когда спортсмен-дельтапланерист переходит на самую большую (в Алматы) высоту, это означает, что он приобрел достаточный арсенал практических и теоретических знаний, чтобы слетать с горы почти в 2000 метров над уровнем моря, куда с летательным аппаратом можно добраться лишь на автомобиле. С большой высоты полет становится более сложным, со спиралями, с набором высоты, с большей продолжительностью по времени. А затем, после приземления, их, пилотов, вместе с дельтапланами подбирает "ЗиЛ", и уже на краю траектории, в лучах заходящего солнца, в машину загружает свои "сложенные крылья" в пестром, обычно ярком чехле длиной почти 5 метров, застегнутом на гигантскую молнию, тот, кто пролетел дальше всех. Именно для этого дельтапланеристам и нужны машины. Далеко не все и не сразу "улетывают" на рекордную дальность горизонта. Есть такие "чайные" поля, практически под стартовой площадкой на поляне у подножия горы, куда и приземляются так называемые неопытные "чайники". Как-то однажды Алексей признался, что у него нет любимых мест, куда он особенно стремится приземляться. Но есть нелюбимые -чайные поля. Личным рекордом по дальности у Логинова был полет, который он завершил приземлением на 63-м километре с места старта - дальше Узун-Агача, близ поселка Сергеевка. И по длительности был свой рекорд - 180 минут, то есть три часа, на что способен далеко не каждый, потому что на простом дельтаплане пилот во время пилотирования находится все время в позе отжимающегося от пола гимнаста. В битве за урожай, против саранчи Время летит быстрее дельтапланов. В 90-х годах началась золотая эпоха мотодельталетов, способных конкурировать с самолетами на "полях битвы за урожай". Мотодельталет имеет массу неоспоримых преимуществ перед громоздким "Ан-2", которому нужна достаточно длинная и широкая взлетно-посадочная полоса, для которого требуется больше авиабензина, и, наконец, процент КПД самолета на авиахимобработке сельхозугодий, как показывает практика, ниже, чем у мотодельталета, который быстро взлетает и приземляется с небольшой дорожки, тратя при этом во много раз меньше топлива, и более эффективно и виртуозно опыляет рисовые, хлопковые и пшеничные поля. В силу всех этих причин и стоимость работ у дельталетчиков дешевле, а потому "начальники полей" заключают договора именно с ними: пользы больше, расходов - меньше. …Солнце только встало. Пилоты идут по мокрой от росы траве к своим дельтапланам. Желтоватая химическая отрава для сорняков и саранчи заливается в емкости. Заправляется бензином двигатель. Время 5.30 утра. Рассвет великолепен! Итак, полеты начались. Это очень сложно - лететь на минимальной высоте на скорости, почти 80 км/час. Маленькая ошибка - и мотодельталет может просто врезаться носом в землю. Однако пилоты все опытные - призеры чемпионатов, а то и чемпионы. "Гон" - процесс полета на авиахимобработке, проходит как процесс утюжки поля. Тщательно, не пропуская ни одной полоски земли. Результаты труда видны сельчанам: у них не гибнет от вредителей урожай. Логинов, как-то смеясь, говорил автору этих строк: "Мы зарабатываем на мотодельтаплане, а отдыхаем на обыкновенном". Авиахимработы - способ зарабатывания денег, доступный для опытного дельтапланериста, позволяющий приобрести автомобиль или новый спортивный дельтаплан для обычных, безмоторных полетов. Так поступил и Логинов: взлетая на рассвете, и приземляясь на закате, опыляя бескрайние поля, он заработал себе необходимую сумму на новые крылья. Они были белыми, отличными, надежными и дорогими. Почти за 3000 долларов он их заказал на одном из авиационных предприятий Украины. Три-четыре, взлет - на буксире! Интересная традиция: наши казахстанцы едут на Украину или в Россию за техникой, а россияне обожают нашу гору Ушконыр и при каждом удобном случае приезжают к нам полетать. На самой вершине Ушконыра автору приходилось брать интервью у москвича Максима Садовникова, начинающего пилота, программиста по специальности. Вот что он рассказал: - У себя дома, на подмосковных спортивных аэродромах, я взлетаю на дельтаплане с помощью лебедки, на которую намотан трос. Машина едет, трос раскручивается, я приподнимаюсь от земли, таким образом, взлет как таковой осуществляется и начинается сам процесс полета. Он может длиться две минуты и более, но такой способ позволяет производить несколько взлетов и посадок в день. На побережье Черного моря, на склонах крымских гор, можно взлетать и "болтаться" в воздухе часами - там особые потоки, так называемые "динамики". Но возле Ушконыра возникают совершенно иные, "термические" потоки, так называемые "термики", появляющиеся вследствие испарения из теплых влажных слоев почвы. Они прогреваются настолько интенсивно, что соколы и орлы ложатся на такой "термик", "поймав" его, и спортсмены всегда ориентируются на этих птиц в поиске восходящей теплой волны. Ложась на "термик", дельтапланерист может часами парить, именно парить на пару, исходящем от земли, подогреваемой солнцем. Так, мне однажды довелось парить над Ушконыром 2 часа 20 минут! Я был просто счастлив! Грамотно "обрабатывать" "термики" можно научиться только на Ушконыре, чему я, не теряя время, и учусь. Автор не случайно здесь касается этого разговора: чемпион 2003 года, выигравший Кубок Игоря Короткого, мастер спорта Алексей Логинов, всегда летавший на простом дельтаплане только над Ушконыром, впервые решил поехать в Волгоград, на чемпионат России. Алматинский ас, вдоль и поперек облетавший на мотодельталете поля Северного Казахстана и имеющий более 500 часов налета на нем, а на простом дельтаплане налетавший также более 500 часов над Ушконыром и его окрестностями, попал в российском небе в экстремальное положение именно после буксировки дельталета. Случилось необъяснимое, не поддающееся пониманию. Если бы инцидент фиксировался на видеоаппаратуру, то и вопросов не было, достаточно было бы замедленных кадров. Однако в небе над Волгой все обстояло иначе. Последний полет чемпиона Погода была неплохая. Видимость в пределах нормы. Открытый 24-й международный чемпионат России подходит к завершению. Дельтапланы буксируются в небо один за другим. Наступает очередь Алексея Логинова. Его аппарат отбуксирован в небо. Отцеплен от троса. Далее должен следовать обычный полет. Логинов делает спираль, глубокую спираль. Затем что-то, видимо, случилось, так как внимание зрителей привлекло необычное зрелище - рядом с дельтапланом Логинова раскрылся парашют, который вообще-то принято распускать только в экстренных случаях. Возможно, что парашют каким-то невероятным образом зацепился и "вылез" сам, ну а затем наполнился воздухом. Однако что-то было не так! Но самое ужасное случилось, когда приземляющаяся пирамида дельтаплан - парашют - пилот достигла высоты 150 метров… Алексей Логинов, вес которого составлял около 95 килограммов, вдруг оторвался от своих летательных аппаратов и с нарастающим ускорением начал падать... Таким образом, сначала земли достиг сам пилот, а уже затем - его дельтаплан и парашют. Невероятный случай! Эксперты полагают, что причиной выпадения пилота из подвесной системы стало то, что швов на соединительных звеньях "подвески" было меньше, чем положено по стандарту. Если учесть немалый вес пилота (95 кг) можно предположить, что какое-то время подвеска выдерживала его массу, плюс дельталета, но сопротивление воздуха, наполняющего огромные упругие крылья дельтаплана сделало свое дело, швы не выдержали, пилот оказался в гибельном положении. После приземления дельтаплан и парашют были осмотрены, они были целы, не к чему было придраться, но швы - то есть их неблагоразумно малое количество подтверждали предположения экспертов о причине выпадения пилота из "подвески". В это же время на волгоградском дельтадроме находились наши алматинские дельтапланеристы, летавшие с Алексеем бок о бок многие годы над Ушконыром - Александр Даурцев, Николай Баскаков, Виктория Сафонова. Было не просто доставить тело Логинова на родину в Алматы. Однако Сергей Хоменко, директор фирмы "Дельта-С", один из постоянных спонсоров дельтапланерного спорта в Казахстане, а также знаменитый в СНГ ас-дельтапланерист Алексей Кобызев, организатор волгоградских соревнований (муж нашей постоянной чемпионки Виктории Сафоновой), президент ассоциации дельтапланерного спорта Казахстана, постоянный призер и чемпион Александр Козулин, и многие другие люди, приняли участие в организации похорон, которые состоялись в среду, 18 августа. В день, который (наверное, это ирония судьбы Логинова) принято считать днем авиации… В одном из разговоров Алексей говорил мне, что хочет пойти на курсы пилотов самолетов, чтобы совершенствоваться дальше. Овладев необходимыми знаниями, он мог бы, имея большой опыт работы в небе, научиться летать и на самолетах типа "Як-52", "Як-18". Однако мечта погибла вместе с ним… Страна потеряла одного из лучших пилотов-дельтапланеристов. Алексей родился 24 августа 1972 года. Погиб 14 августа 2004 года. Этот дельтаплан был его седьмым по счету… P.S. На горе Ушконыр начался 21-й открытый чемпионат Казахстана по дельтапланерному спорту. Сюда съехались пилоты из России, Башкортостана. Москвичи вырвались на свободу, чтобы полетать над казахстанской знаменитой горой. Но нет среди них Логинова Алексея. Нет его белых ангельских крыльев. Дельтапланерный спорт нынче не спонсируется государством, как прежде, в советское время. Нет юных дельтапланеристов в пионерских галстуках. В то же время тратятся миллионы тенге на "реабилитацию наркозависимых больных". А ведь можно сделать так, чтобы молодежи было интересно жить, чтобы всем, а не только избранным были доступны занятия спортом! Ошибкой стало то, что авиационные виды спорта остались без ДОСААФ. В России та же организация переименована в РОСТО. Работают клубы. В нашей стране с ее огромными просторами тоже необходимо иметь авиационные клубы. Тогда было бы меньше бездельников и наркоманов. А пока крылатое племя пилотов уменьшается с каждым годом. Потери невосполнимы. А притока молодых пилотов ждать неоткуда. Навряд ли сегодня учащийся ПТУ№ 6 увидит объявление на столбе: "Проводится набор пилотов в дельтаклуб"…

[X]