Опубликовано: 1500

Где он, отечественный шоу-бизнес?

Где он, отечественный шоу-бизнес?

Меня умиляют броские названия наших магазинчиков на месте бывших квартир на первом этаже - гипермаркеты, супермаркеты.

Думаешь, как же в две комнатушки хозяева умудряются впихнуть весь ассортимент гиперов и суперов? Ну, это так, придирки вредного потребителя, который раздражается от отсутствия на прилавке любимой марки сигарет, или от реплики уставшей продавщицы "а хлеб уже кончился". Точно такие же ощущения у меня возникают от набившего оскомину созвучия "казахстанский шоу-бизнес". Где он этот бизнес и, собственно, шоу? К примеру, в США шоу-бизнес дает стране не менее 10% дохода в год - это несколько сотен миллиардов долларов. На ежегодный налог от прибыли одной Мадонны можно построить несколько приличных клиник. Интересно, какой процент имеет отечественная казна от родных исполнителей - одну десятую, сотую или тысячную процента? Пока никакому экономисту просто в голову не приходило делать подобные подсчеты, незачем стрелять из пушки по воробьям. Наш шоу-бизнес больше напоминает блошиный рынок, там что-то покупается и продается, часто спонтанно и стихийно, причем товар, как правило, не соответствует нормам приличных магазинов. Да и ассортимент отечественной эстрады ни глаз, ни слух не радует - полтора-два десятка известных исполнителей и такой же список проектов-однодневок. Сложно понять, почему так происходит, всем известно, что поп-музыка в общемировых масштабах считается очень доходной сферой индустрии развлечений. Талантливых исполнителей у нас хватает, продюсеры тоже имеются и главное, спроса на звезд у казахстанцев хоть отбавляй: тот же Руссо в Алматы выступает чаще, чем в любом другом городе России. За свое выступление носитель легенды о сирийском происхождении берет не менее 20 тысяч условных единиц. Я совсем не разбираюсь в музыкальных тонкостях, но думаю, не ошибусь в своих сомнениях по поводу сверхгениальности российского исполнителя. Подавляющее большинство сегодняшних рашенпопзвезд, ездило и будет ездить к нам зарабатывать. Деньги у населения на зрелища есть. Я в этом убедился в канун Нового года. Рестораны в ночь с 31-го на 1-е были забиты, несмотря на цены в среднем в 10-15 тысяч тенге за ночь, а ставки на дедов морозов по выезду с поздравительной программой на полчаса начинались с 7 тысяч тенге. Сам проверял, обзвонил десятка полтора объявлений. Спрос на культурно-массовые мероприятия в обеих столицах РК повышенный, а массовиков-затейников поп-культуры, звезд средней величины российского стандарта, увы, нет. Можно сравнить расценки за выступления российских и казахстанских исполнителей. Опустим цены на совковых мега-звезд, типа Верки Сердючки или Аллы Борисовны, зашкаливающих за 100 тысяч долларов. Возьмем кого попроще, но тоже популярных среди большого СНГовского населения: Дискотека Авария - 20 000 Сливки - 15 000 Блестящие - 20 000 Гости из будущего - 15 000 Отпетые мошенники - 10 000 Рефлекс - 15 000 Самые дорогие местные исполнители Батырхан Шукенов и дуэт "Мюзикола" берут по 7 тысяч за выступление. Нурлан Абдулин - 3 000 Зарина Алтынбаева - 3 000 Дильнас Ахмадиева - 2 000 Группа 101 - 2 000 Рахат Лукум от 1500 до 2 000 Орда - 1500 Музарт - 800 Прайслисты на звезд имеют все агентства по организации праздников. Так что, кто сомневается, может проверить. Почему на казахстанских звезд цены меньше в разы в сравнении с российскими? Дело не в таланте исполнителей и не в наличии особых голосовых данных. В Казахстане не налажен конвейер по производству звезд надлежащего уровня. В отечественных исполнителей предприниматели не вкладывают. Тот же Авраам Руссо так и пребывал бы в безвестности, ну или пел бы, где-нибудь на дагестанских свадьбах, если бы не владелец нескольких московских рынков Тельман Исмаилов, по слухам вложивший в Руссо около 2,5 миллионов долларов. Но, судя по тому, сколько его подопечный снимает за два часа пения - вложения уже окупились. В среднем в России цена доведения начинающего исполнителя до звездного уровня колеблется в районе 400-500 тысяч долларов. Причем срок окупаемости поп-проектов как правило не превышает двух лет. Та же Валерия, по словам известного российского продюсера Пригожина, за пару лет расходы в полмиллиона долларов окупила в три раза. И таких, удачных бизнеспроектов в России не мало. А что имеем мы? Музыкальные бренды "маде ин Казахстан" создают за 40-50 тысяч долларов. Цена на порядок ниже российской "сборки". В эту сумму входят: работа стилиста, запись альбома, съемки одного-двух клипов, ротация на радио и ТВ, уроки пения с профессионалами. Но как показывает опыт, такая сумма даже для гениальных исполнителей недостаточна, чтобы выйти на музыкальный рынок СНГ. Нет, конечно, казахстанские исполнители частенько выезжают в ближнее зарубежье со своим репертуаром, но в основном на мини-концерты или для выступлений в клубах и ресторанах. У нас же, внутри РК, вложенные деньги окупаются в основном корпоративными вечеринками. Таков удел казахстанских звезд - петь перед отдыхающей публикой какой-нибудь бизнес-конторы, ездить на свадьбы и дни рождения VIP-ов средней величины. Производить аудио- и видео продукцию совершенно не выгодно - в 99 случаях из 100 это не окупаемые затраты. Во-первых, много не купят, а если спрос появится, его удовлетворят пираты, которым нет резона делится с исполнителями. Диски для местных исполнителей - это так, визитные карточки и дань фанатам. А всякие там телешоу - всего лишь реклама для того, чтобы публика не забыла, и из меню агентств по устроению праздников не вычеркнули. Беден наш звездный небосклон. Бизнесмены проходят мимо наших шоуменов, и в результате казахстанскому потребителю остается созерцать раздутые проекты российской эстрады и глядеть МTV, а нашим экономистам в отчетах о поступлениях в бюджет страны напротив графы шоу-бизнес - ставить жирный прочерк.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи