Опубликовано: 1700

Газовая дружба

Газовая дружба

Россия и Китай конкурируют за центрально-азиатские энергоресурсы, но в перспективе могут создать союз против поставок центрально-азиатского газа в Европу.

Данной ситуацией могут воспользоваться страны ЦА, чтобы заработать больше денег. Часть первая В ходе своего недавнего визита в Китай президент России Дмитрий Медведев еще раз остановился на активизации энергетического сотрудничества между странами. Совместное российско-китайское коммюнике содержит оценку энергетического сотрудничества как важной составной части российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия. "Россия и Китай продолжат развивать сотрудничество в нефтегазовой сфере и электроэнергетике, в том числе в рамках крупных двусторонних проектов. Стороны договорились создать механизм координации сотрудничества в этой области на уровне заместителей глав правительств двух стран", - сказано в документе. Дружба, как говорится, дружбой, а деньги порознь. Сотрудничество в энергетической сфере не отменяет конкуренцию стран за центрально-азиатские энергоресурсы. Китай уже сегодня испытывает их дефицит, а при нынешних темпах роста экономики он будет лишь усиливаться. В свою очередь, Евросоюз все крепче садится на "российскую энергетическую иглу". В обозримом будущем зависимость Европы от газа и нефти из России станет величиной постоянной с тенденцией роста. Чтобы удовлетворять своих европейских клиентов, Москве необходимо привязать к себе углеводороды из Центральной Азии. Темпы прироста добычи углеводородов в России не смогут обеспечить новые контракты, которые заключают российские ресурсные компании с европейцами. Кремль сумел грамотно воспользовался ухудшением отношений между Ташкентом и Западом, чтобы реанимировать участие этой страны в региональных интеграционных структурах. Еще одним результатом роста влияния России в регионе стало то, что природный газ из Узбекистана фактически стал заложником экспортных труб, контролируемых "Газпромом". Москва платит высокую цену за лояльность Ташкента. Она оказывает всяческую поддержку этой центрально-азиатской стране в региональных спорных вопросах. В частности, по вопросам строительства гидросооружений в соседнем Таджикистане. Когда официальный Ташкент выступил против строительства алюминиевого завода вблизи узбекско-таджикской границы, ссылаясь на то, что основная масса отходов будет оседать на территории Узбекистана, российская компания "Русал" этот проект фактически заблокировала. Неменьшая поддержка оказывается Россией и в вопросе достройки Рогунской ГЭС и строительства Зерафшанской ГЭС. Оба проекта были явно невыгодны Ташкенту по причине того, что таджики могли получить возможность управлять стоком Амударьи. "Русал" практически вышел из проекта достройки Рогуна, тем самым еще раз продемонстрировав приоритеты в регионе. Вместе с тем Москва стремится делать все, чтобы Ташкент не мог в одностороннем порядке урегулировать отношения с Западом. Правда, эта часть вопроса и может стать самым слабым местом внешнеполитической доктрины Москвы в Центральной Азии. Американцы и европейцы все активнее налаживают диалог с Ташкентом. Для себя они уже выбор сделали: конечно, права человека - вопрос очень важный, но не настолько, чтобы страдали экономические интересы Запада. И самый главный на сегодня вопрос - переориентация центрально-азиатских энергоресурсов в Европу и снижение уровня зависимости от России. Страсти по "Алтаю" 21 марта 2006 года во время визита в Китай тогдашний президент России Владимир Путин заявил о намерении российских властей в ближайшее время построить два газопровода в Китай из Сибири. Правда, сама идея газопровода обсуждалась с начала 2000 года. По словам президента, возможно создание новой трубопроводной системы с условным называнием "Алтай" через западную границу РФ и КНР. Как заявил президент, Россия будет поставлять в Китай 60-80 миллиардов кубических метров газа в год. Стоимость нового газопровода может составить около 10 миллиардов долларов. При этом ожидается, что газопровод будет запущен в 2011 году. "Алтай" и стал одним из проектов по диверсификации поставок газа. Работа по нему велась довольно вяло по причине опасений жителей Алтая. Они считали, что по параллельной газопроводу автомобильной дороге начнется активная китайская экспансия в Россию. В сентябре 2006 года состоялось подписание соглашения между правительством Республики Алтай и ОАО "Газпром" о газификации Горного Алтая. В рамках этого соглашения все села вдоль следования газопровода будут газифицированы за счет "Газпрома". В Москве долго спорили по поводу маршрута пролегания газопровода. По первой версии, он должен пройти через территорию Монголии, по второй версии, через имеющийся в Республике Алтай 54-километровый участок госграницы РФ и Китая. Причем, руководство Алтая выступило против газопровода через Монголию. Что касается автомобильной дороги параллельно газопроводу, то споры по ней быстро угасли по причине необоснованности такого проекта. Справка: "Алтай" пройдет как прямой транспортный коридор из России в Китай по территории Горного Алтая, который граничит на юге с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас или Бетсу-Канас. Общая протяженность газопровода, который пройдет по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай, составляет почти 2,7 тысячи километров. Данный маршрут должен заработать в 2011-2012 годах. Общая стоимость проекта - около 14 миллиарда долларов. Идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли, и выставив на всеобщее обозрение в Институте истории и археологии СО РАН. Эксперты не против Российские эксперты отнеслись к проекту газопровода "Алтай" весьма позитивно. Так, директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил важность диверсификации поставок газа из Ямало-Ненецкого автономного округа в Китай. Сегодня российский газ поставляется исключительно в Европу и страны ближнего зарубежья. Однако быстрый рост экономики Китая требует увеличения потребления энергоресурсов. В настоящее время главным видом топлива в КНР является уголь. В результате крупные города этой страны сталкиваются с серьезными экологическими проблемами. Улучшить ситуацию может рост потребления природного газа. Россия, занимающая первое место в мире по величине запасов голубого топлива, готова обеспечить спрос китайских потребителей. Российская сторона столкнулась с проблемами в сфере ценообразования. Китайцы предлагают поставлять газ по льготным ценам, принимая во внимание то, что из Сибири в Китай расстояние короче, чем из Сибири в Европу. Еще в 2006 году российские эксперты с большим скепсисом относились к тому, что альтернативой российским поставкам могут выступить поставки газа из Туркменистана. При этом они ссылались на нехватку объемов газа в Ашгабаде. Вместе с тем, россияне подчеркивали, что у Туркменистана долгосрочный контракт с "Газпромом", в силу чего эта страна не имеет дополнительных ресурсов, чтобы выйти на китайский рынок. Первоначально Ашгабад предложил китайцам найти новые газовые месторождения на правом берегу Амударьи и, если удастся, добыть газ, построить газопровод и начать поставки в КНР. Российская сторона полагала, что это дело далекого будущего, причем перспективы по поиску новых месторождений неясны, делая вывод: китайцам придется закупать газ у России. Но как показал 2007 год, Китай все же нашел альтернативу российским поставкам и вполне может поставить россиян перед выбором. Во-первых, построив газопровод из Туркменистана, заставить "Газпром" перейти к экономически обоснованным ценам. На сегодняшний день газовая монополия предлагала китайцам закупать газ на уровне европейских цен. Во-вторых, сам проект газопровода "Алтай" оказался под большим вопросом. Туркменистан, как показывает последнее время, способен нарастить объемы добычи, выполняя свои обязательства перед "Газпромом" и Китаем. Единственная сегодня проблема заключается в возможностях Туркменистана обеспечить газом инициированный Москвой, Астаной и Ашхабадом Прикаспийский газопровод. По нему как раз и есть проблемы… Продолжение следует Фото с сайта http://static.24.ua

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи