Опубликовано: 1400

Формула профессионального образования

Формула профессионального образования

Уровень образованности характеризует граждан любой страны мира. Чем он выше, тем цивилизованнее и успешнее государство во всех сферах жизни.

Приходится с горечью отмечать, что в нашей республике с каждым годом растет число молодых людей, которые не оканчивают даже средней школы. Они идут чернорабочими, чтобы помочь семье, которая, как обычно, относится к категории малообеспеченных. Неквалифицированный труд всегда оплачивался не по самой высокой ставке, но в настоящее время позволяет существовать. Кризис образования в профессиональной сфере пришелся на те же годы, когда разрушались и все остальные государственные институты. Тогда ГПТУ И СПТУ напоминали полигоны для испытания нового ракетного или артиллерийского оружия. С обретением экономической стабильности государственные структуры стали уделять мало-помалу внимание и возрождению системы профессионального образования. Особое внимание в последние три года - на реанимацию профобразования в сельской местности. Возникла парадоксальная ситуация, которую озвучил в своем выступлении на совещании аграриев области директор ТОО "Коркен" Сайран Балкенович Буканов: "Сейчас мы, руководители сельхозформирований, на период посевной и уборки вынуждены набирать механизаторов в Костанае. С этим нужно что-то делать". И руководство области делает. Начальник отдела профессионального образования и подготовки кадров департамента образования Костанайской области Елена Михайловна Диденко рассказала, что в их сфере за последние три года сделан значительный шаг вперед. В шести районах области восстановлены профессиональные школы. В настоящее время идет реконструкция общежитий при них, начала вновь создаваться материально-техническая база, выделяется из государственного резерва земля для практических занятий, налаживаются связи с крупными производителями сельскохозяйственной продукции. К примеру, с холдинговой компанией "Иволга". Здесь стажировку проходят будущие механизаторы. Некоторые из них только за время практики на уборке урожая зарабатывают по сто тысяч тенге. Кстати, почти все трудолюбивые учащиеся берутся на заметку, и им предлагается в дальнейшем место в сельскохозяйственных ТОО этой многопрофильной компании. В целом профессиональное образование базируется на мониторинге потребности в кадрах, который, в свою очередь, становится основой для государственного заказа на ту или иную специальность. В минувшем году госзаказ по начальному профессиональному образованию составил 3208 человек. Имеющиеся в области профессиональные школы почти полностью закрыли эту потребность. В аудиториях ПШ осваивали азы своей будущей специальности 7730 учащихся. Причем, основной контингент приобретает специальность после окончания девяти классов. Любая отрасль, даже и образование, мертва без капиталовложений. Целевое финансирование этой сферы образования ведется из республиканского и местного бюджетов. В минувшем году для укрепления и развития материально-технической базы профессиональных школ и колледжей из областного бюджета было выделено 44,8 миллиона тенге, республиканский бюджет на эти цели ассигновал 17,8 миллиона. Шла работа по текущему и капитальному ремонту профессиональных школ. В минувшем году освоено 154,2 миллиона тенге. Именно эти средства позволили осуществить ремонт общежитий профессиональных школ Ауеликольского и Мендыкаринского районов, сделать ремонт учебных зданий профессионального лицея сферы обслуживания в областном центре, отремонтировать общежитие и столовую Казахстанского агротехнического колледжа, привести в нормальный вид спортивный зал Тобольской профессиональной школы, восстановить учебный корпус и общежитие ПШ Федоровского района. В подъем профессионального образования вносят свой вклад и районные акиматы. К примеру, в прошлом году для этих целей из районных бюджетов выделено Тарановским акиматом 10 миллионов тенге, Ауеликольским-6, Мендыкаринским - 7. А акимат Костанайского района на оснащение оборудованием и мебелью общежития Казахстанского агротехнического колледжа внес более 9 миллионов тенге. В своей деятельности департамент образования Костанайской области не обошел вниманием и категорию граждан, которые преступили закон. Ведь многие из тех, кто оказался по решению суда за колючей проволокой, после выхода на свободу не имеют возможности получить какую-то профессию и снова вступают в конфликт с Законом. Чтобы этого избежать и помочь осужденным реализовать себя на свободе, в трех исправительных учреждениях, базирующихся в поселке Кушмурун, Костанае и городе Житикара открыты филиалы профессиональных школ. В них "оступившиеся" получают профессии газоэлектросварщика, токаря, электромонтажника электрических сетей и электрооборудования. Государственный заказ на получение осужденными профессий выполняется. Преподавание в местах не столь отдаленных ведут высококвалифицированные специалисты. Это позволяет многим осужденным, получившим одну из самых востребованных специальностей на рынке труда, начать новую, трудовую жизнь, а не продолжать преступную. Во всем мире в сфере образования канонической является формула 1-1-5, означающая, что на одного гражданина с высшим образованием приходится один со среднеспециальным и пять квалифицированных рабочих. У нас, в Казахстане, эта формула гротесково трансформировалась в 5-1-1. А это означает, что сама система образования сейчас работает по перепроизводству людей с высшим образованием. К чему это ведет? К примеру, один из руководителей фирм, занятых на выпуске пельменей, хвастливо заявлял, что у него лепщицами работает 18 женщин с высшим педагогическим образованием…. Конечно, государство пытается как-то упорядочить деятельность ВУЗов и колледжей, работающих на коммерческой основе: у некоторых отозваны государственные лицензии на образовательную деятельность. Но это в корне ситуацию не изменило. Помнится, у нас в Казахстане, вначале был только один университет, который располагался в Алма-Ате по улице Кирова 136, напротив Дома правительства. И мы, те кто "грыз гранит науки" в его стенах, очень этим гордились. Затем такой университет открылся в Караганде. А сейчас в каждом областном центре учебных заведений, носящих статус университетов - пруд пруди. А вот качество образования в них желает лучшего. Причин много. Но самая главная - профессорско-преподавательский состав. Потому что талантливые педагоги либо нашли себя или в других более высокоплачиваемых сферах, либо вообще покинули страну... Фото с сайта http://www.gs.promedia.by

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи