Опубликовано: 5000

Эхо культуры советских времен

Эхо культуры советских времен

Дебаты в клубе "АйтPARK" на этот раз затронули культурную тематику. Гостем клуба стал ректор Казахской Национальной Академии Искусств им. Т. Жургенова, заслуженный деятель РК, в прошлом руководитель Президентского оркестра, вице-министр культуры и информации РК, завсектором Администрации Президента РК - Арыстанбек Мухамедиулы.

Начало обсуждения было посвящено факту смены его фамилии, что в целом - характерное явление для многих казахстанцев после приобретения независимости. Как считает бывший замминистра по культуре, многие люди через смену фамилию пытаются идентифицировать себя или вернуться к своим истокам. "И это правильно, ведь фамилия - это не просто что-то номинальное, она несет в себе определенную информацию. Так по окончанию фамилии и по другим ее частям, можно определить национальную принадлежность человека", - заметил Арыстанбек Мухамедиулы. По акиму и песня Участники дискуссии подняли вопрос насколько народ региона зависит от культурного уровня и от предпочтений акима, возглавляющего на тот момент область. Нередко получалось так, что новый аким привносил в регион свою культуру. Так, например, в одном из регионов активно развивался такой вид устного народного творчества, как айтыс, и устраивались соревнования на крупные призы, одним из которых был автомобиль "Мерседес", и все по простой причине - любви акима к айтысу. Перечислив несколько случаев, участники пришли к выводу, что, действительно, люди являются заложниками вкусов тех, кто ими руководит. И хорошо, если эта тенденция носит соревновательный дух, когда благодаря этому развиваются различные институты культуры - театры, музеи, концертные залы и т.д. Но ведь зачастую у нас все делается с перекосом, развивая один вид искусства, игнорируются проблемные вопросы другого. Но не будем о грустном, тем более, что ректор Казахской Национальной Академии Искусств с радостью отметил, что сейчас культура в Казахстане находится на подъеме. В областях собираются симфонические оркестры - в Павлодаре, (куда приезжал недавно с рабочей поездкой Президент), в Западно-Казахстанской области, в Мангистау недавно открылся Казахский драматический театр, известен своими зарубежными гастролями оркестр города Уральск, под руководством Марата Бисенгалиева, - есть и другие примеры. Протокольные вкусы Арыстанбек Мухамедиулы по долгу своей службы готовил не одно торжественное и развлекательное мероприятие с участием политиков самого высокого уровня. Конечно, было любопытно послушать мнение человека, знающего организацию этих своеобразных "вечеринок" изнутри. Из всего его рассказа стало понятно, что при планировании той же музыкальной программы, вкусы первых лиц государств учитываются в большой степени. Так, например, экс-председатель Китая Цзян Цзэминь, у которого музыкальное образование по классу скрипка, не раз приводил в изумление дипломатический корпус, когда на встречах лидеров просил сыграть "Подмосковные вечера" и потом помогал запевать этот мотив. Поэтому, выбирая мелодии для программы с участием китайского главы государства, обязательно включали популярную песню бывшего Советского Союза. Или, при организации вечера в честь визита Короля Испании Хуана Карлоса в Казахстан, для национальных казахских инструментов были адаптированы испанские мелодии. "Исполнение на домбре, так понравилось королю Испании, что он попросил домбриста подойти поближе к нему и с небольшой долей недоверия наблюдал как это наш музыкант умудряется в точности повторить сложную мелодию и не на какой-нибудь мандолине, а всего на двухструнном инструменте", - с гордостью отметил бывший замминистра культуры. Относительно Президента нашей республики г-н Мухамедиулы заявил, что "глава государства очень музыкальный человек, он знает и любит много песен, но самыми любимыми являются заглавная песня из фильма "Весна на Заречной улице" и казахская - Бiр бала. Еще одним из музыкальных пристрастий Нурсултана Абишевича являются русские романсы 60-х и 70 -х годов. Может благодаря этому и идет возрождение музыкального наследия романсов у нас в республике". Академия - кузница или гнездо? Но все эти вопросы больше относятся к прошлым должностям нынешнего ректора. Поэтому присутствующие поинтересовались и текущей ситуацией в Казахской Национальной Академии Искусств. Сама Академия, имея такое высокое звание, все же не в силах обеспечивать всю республику кадрами. В областях и других городах Казахстана музыканты, актеры, художники и представителями других специальностей культурной сферы готовятся на местах собственными силами. К сожалению, Казахская Академия не имеет той репутации, как известное российское музыкальное училище имени Гнесиных. "И конкурс при поступлении в Академию небольшой. В основном все рвутся на актерский факультет, и на такие специальности, как продюсер и вокальный исполнитель, и уж на худой конец - на режиссера. На эти профессии конкурс - 5-6 человек на место, а самая маленькая востребованность на специальность "народно-прикладное творчество" - 1,5 человека в среднем", - сказал Арыстанбек Мухамедиулы. По словам ректора, Академией запланирован ряд мероприятий, чтобы улучшить свой имидж и стать престижным институтом, аналогичным многим российским. Так, подписываются международные договоры о сотрудничестве и партнерстве с художественными институтами разных стран - с Южной Кореей по развитию анимации, с российским училищем им. Вахтангова по части балетного искусства, с институтами Парижа - в области изящных искусств. Одним словом, большие надежды возлагаются на взаимодействие, которое должно вывести Казахстан в ряды передовых стран с высокоразвитой культурой. В то же время Арыстанбек Мухамедиулы считает, что Казахстан и так уже находится в первой двадцатке стран, если говорить о достижениях в области культуры. "Ведь наши выходцы, такие, как Алтынай Асылмуратова одна из ярких балерин Мариинского театра 90-х годов, художественный руководитель Русской балетной школы, Алия Тыныкпаева - балерина, Рамазан Бапов - танцор, народный артист СССР и РК, работавший 10 лет в США, Марат Бисенгалиев - всемирно-известный скрипач живущий в Лондоне, Олег Янковский - известный российский актер, Елена Ксенофонтова - российская киноактриса, Тимур Бекмамбетов - российский режиссер, сотрудничающий с Голливудом и многие другие, доказывают что, в Казахстане сильны традиции культуры в различных областях, доставшихся нам со времен Великой Отечественной войны, когда к нам приехали лучшие кадры Советского Союза, такие как Александр Селезнев, Галина Уланова и основали здесь училища". Однако, несколько вопросов до сих пор остаются открытыми: если наша страна настолько продвинута в культурном отношении, почему наши балерины получают 40-45 тысяч; почему казахстанцы, проявив свои таланты в какой-либо из сфер искусства, стремятся переехать в другие страны с целью обучения и работы; и как долго высокое искусство будет недоступно, непонятно и неинтересно простым гражданам Казахстана?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи