Опубликовано: 13500

Дилберт - наш человек!

Дилберт - наш человек! Фото - http://juancarrion.files.wordpress.com

Бесспорно, Григорием Александровичем Марченко, председателем правления Нацбанка, мы можем гордиться. Кто еще из госслужащих способен играючи, на великолепном немецком язвить немецким журналистам и после выхода интервью в "Файненшл Таймс" ругать бестолковых лондонских борзописцев за вырванные из контекста цитаты?

Увлекательно наблюдать, как уверенно господин Марченко отвечает (по ходу поругивая журналистов и экспертов) даже на самые неудобные для банковской фигуры и государственного служащего вопросы. Далеко не каждый центральный банк имеет такого активного и продвинутого руководителя. И все-таки Дилберт, которым Марченко якобы обидно называет журналистов - на самом деле очень милый персонаж… Монолог Григория Марченко, в котором он называл журналистов "полными дилбертами", растиражирован в интернете многими казахстанскими и российскими деловыми СМИ. Ресурс "СловоНово" объясняет: дилберт - человек, занимающийся не своим делом или работающий в сфере деятельности, которую он профессионально не знает. В качестве примера употребления неологизма приводится ставшая уже классикой цитата Григория Александровича с пресс-конференции от 12 ноября прошлого года: "В США в 90-ые годы вышла книга - называется "Принцип Дилберта". Этот человек чаще всего делает какие-то неправильные суждения, а иногда ведет себя, как идиот. И у нас таких дилбертов очень много. Журналисты - дилберты!". Раз уж глава Нацбанка так удачно упомянул Дилберта, и тот "пошел в народ", нашему читателю наверняка будет интересно узнать, что он собой являет. Дилберт - забавный герой комиксов карикатуриста Скотта Адамса "об офисной жизни, менеджерах, инженерах, маркетологах, боссах, юристах, сбытовиках, практикантах, бухгалтерах и прочих странных людях". Это некий собирательный образ современного "офисного планктона", который мается в четырех стенах от самодурства и взбалмошности начальства, сплетничает, интригует, и время от времени работает. В Америке этот комикс пользуется невероятной популярностью. "В комиксах с сарказмом и черным юмором обыгрываются его взаимоотношения с некомпетентным начальством и с такими же, как Дилберт, неудачливыми коллегами, - сообщает Википедия. - Первоначально серия карикатур задумывалась как рассказ о жизни инженера вообще, но благодаря отзывам читателей Скотт Адамс понял, что гораздо более насущной темой будет офисное прозябание Дилберта. Кроме почти ежедневных карикатур, печатаемых более чем в 2000 изданиях в 65 странах и на 25 языках, Скотт Адамс написал несколько книг: "Принцип Дилберта", "Принцип Дилберта в действии", "Будущее по Дилберту, процветание глупости в 21 веке", "Совершенно секретное руководство по менеджменту". Стоит заметить, Дилберт - далеко не дурак. Он, что говорится, не в бровь, а в глаз комментирует нелепые указания боссов или глуповатых коллег. В американском английском даже появился глагол "дилбертироваться" - то есть подвергаться притеснению со стороны начальства из-за своего вольнодумия и корпоративной иерархии. Любой "белый воротничок" узнает в бедолаге себя. Этот нудный, но обаятельный инженер-мизантроп трудится в хайтек-компании, и технологии он любит гораздо больше людей. Впрочем, окружающие такого отношения вполне заслуживают своей глупостью, недальновидностью и откровенной скучностью. Вот один из многочисленных диалогов Дилберта и его босса: Босс: Может, кто-нибудь поможет тебе численно выразить ценность твоей исследовательской работы? Дилберт: Люди, которые могут численно выразить ценность исследовательской работы - лжецы или дебилы. Босс: Мы могли бы нанять консультанта. Дилберт: Это просто превращает лжеца в вора. Несмотря на свою угрюмость, этот персонаж вызывает симпатию. А вот выдержка из книги "Будущее по Дилберту": "В мире есть два типа людей: толковые и привлекательные - вроде вас, дорогие читатели книг о Дилберте, - и шесть миллиардов идиотов, которые путаются у нас под ногами. Поскольку этих последних - подавляющее большинство, разум подсказывает не называть их идиотами прямо в глаза. Один хитроумный поклонник Дилберта предложил в качестве заменителя словцо "индивидурал". Преимущество такого выражения в том, что можно оскорбить человека, не рискуя нарваться на телесные повреждения. Пример: Вы: Ты, Тим - самый настоящий индивидурал. Тим: Спасибо". В девяностые Адамс переиначил на свой лад популярные в HR-среде аксиомы. Так, Лоуренс Питер ранее сформулировал несколько весьма жизненных законов. Например, "не все индивидуумы пригодны для выдвижения на более высокие должности" или "в иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности". "Принцип Питера в действии", - говорят теперь во всем мире, когда на руководящий пост выдвигается бездарность или глупец. Адамс по аналогии создал свой сатирический "принцип Дилберта". Согласно принципу Питера, компетентные сотрудники продвигаются по служебной лестнице до уровня абсолютной некомпетентности. Принцип Дилберта - это когда на руководящую должность назначают самого некомпетентного сотрудника, "чтобы предотвратить еще бoльшее пагубное воздействие, которое он может оказать на рабочие ряды", сообщает www.wisegeek.com. Согласитесь, в каждой отечественной компании найдется хотя бы один "парашютист" (спущенный "сверху" родственник руководителя) или "свадебный генерал" - сидящий для вида же родственник или школьный товарищ. Поэтому с мудростью принципа Дилберта многие позже согласились. Посмотреть зарисовки из жизни Дилберта можно по адресу http://www.dilbert.com. Также любой поисковик даст множество ссылок на русскоязычные подборки. Одно американское издание пару лет назад провело конкурс "Афоризмы в стиле Дилберта", в котором участвовали присланные читателями реальные высказывания руководителей, начальников и менеджеров. "Перлы"-победители: - С завтрашнего дня вход в здание будет разрешен только по пропускам. В среду всех сотрудников сфотографируют, и каждый получит свой пропуск в течение двух недель (распоряжение Фреда Дэйлса из Microsoft). - Мне нужно подробное описание всех неизвестных проблем, с которыми мы можем столкнуться (Lykes Lines Shipping). - Этот проект настолько важен, что от него ни в коем случае нельзя отрываться даже ради более важных дел (отдел маркетинга UPS). - Hикто не поверит, что вы за день сделали то, над чем мы работали месяцами! Идите и две-три недели изображайте бурную деятельность, а я дам знать, когда можно будет объявить, что все готово (менеджер из 3M Corporation).

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи