Опубликовано: 2500

Чисто техническое дело

Чисто техническое дело

Капитализм основан на частной собственности - это рыночный постулат. Однако право собственности возникает тогда, когда она зарегистрирована надлежащим порядком в установленных Законом госорганах.

А сделать это предприниматель или любой гражданин сможет только тогда, когда имеет акт о технической инвентаризации своего недвижимого имущества. Документ, удостоверяющий многочисленные технические характеристики его квартиры, производственного помещения, дачи, склада или иной недвижимости. Без такого своеобразного технического "паспорта" недвижимость как бы незаконна: ее нельзя ни купить, ни продать, ни перестроить. Казалось бы: что тут сложного, вопрос чисто технический! Компетентные люди, инженеры и техники, на то уполномоченные, приходят на объект, исследуют и измеряют его параметры и через некоторое время выдают владельцу технический паспорт… Теоретически все так, но для наших казахстанских граждан и бизнесменов данное "чисто техническое дело" сегодня сопряжено со многими трудностями и проблемами, потерей времени и солидных денег. Дело в том, что еще в 1999 году, согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года № 343 "О развитии рынка отдельных видов работ и услуг" техническая инвентаризация была передана в конкурентную среду. В результате чего возникли специализированные фирмы по оказанию такой услуги. Этими субъектами малого и среднего бизнеса были созданы новые рабочие места, в конкурентной среде были сформированы коллективы высококвалифицированных специалистов в данной сфере. Кроме того, данная мера в условиях конкуренции привела к снижению стоимости и расширению предоставляемых услуг казахстанцам. Конкуренция - это всегда хорошо. Не нравится один - идешь к другому. Однако со временем выяснилось, что не все подобные частные компании работают честно и хорошо. У них встречались и ошибки, а иногда в этой сфере бизнеса подвизались откровенные аферисты, нарушавшие правила, что приводило к скандалам и конфликтам. К тому же в стране постепенно осознали необходимость создания государственной базы всех зарегистрированных объектов недвижимости и их владельцев. И вот, в 2007 году выходит ряд новых Законов: "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Затем последовало Постановление Правительства РК, по которому пункт 38 "Техническая инвентаризация и паспортизация" был исключен из "Перечня работ и услуг, выполняемых субъектами рыночных отношений в установленном законодательством порядке". То есть - вопрос технической инвентаризации недвижимого имущества передали в компетенцию государственного органа. Им стали заниматься РГКП Центры по недвижимости соответствующих территориальных единиц. Лучше ли стало гражданам и бизнесу? Пожалуй - хуже. Передача технической инвентаризации монопольному государственному предприятию (РГКП) привела к усилению бюрократических и служебных проволочек. Особенно пострадали строительные компании: им дом строить надо, а документы месяцами "бродят" в различных кабинетах… Предприниматели, занимавшиеся технической инвентаризацией, остались без работы, что обострило безработицу в условиях кризиса. Да и обычным гражданам, чтобы получить документ на свою дачу или квартиру приходилось побегать, часами стоять в очередях, дожидаться получения документов на свое имущество по несколько месяцев. Прежде всего, сразу же увеличился срок изготовления технических документов: были приняты подзаконные акты, в рамках реализации Закона Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и срок проведения технической инвентаризации недвижимого имущества увеличился до трех месяцев. И это только официально - часто срок затягивался и до полугода. А ведь раньше частные структуры, специализировавшиеся на технической инвентаризации, осуществляли техническую инвентаризацию недвижимого имущества за 2 - 3 недели! И, что самое важное - по приемлемым, конкурентным ценам. Теперь же цена на техническую инвентаризацию недвижимого имущества выросла в полтора, а то и два раза, а сроки исполнения в три - четыре раза. В итоге, например, застройщики, были поставлены в такие условия, когда они при всем старании не могли завершить строительство в срок, входя в конфликт с дольщиками, и, конечно, были вынуждены выплачивать штрафные санкции. Строитель предполагает, а бюрократическая "волынка" неспешно движется сама по себе. Может, стало больше порядка в оформлении документов, чисто в технической сфере? Увы… Деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества была передана в РГКП "Центры по недвижимости". Однако Центры по недвижимости, и так перегруженные иными функциями, зачастую допускают серьезные ошибки при проведении технической инвентаризации. Например, при занесении сведений характеристики помещений в базу данных и регистрации прав собственности (несовпадение адресной нумерации, появление лишних собственников, как на дом, так и на земельные участки, несоответствие площадей и т.д.). Причем такие ошибки, допускаемые Центрами по недвижимости, устраняются за счет времени и средств самих клиентов! И только при предоставлении дополнительного пакета документов. Кроме того, ранее изготовленные субъектами предпринимательства технические паспорта, Центром по недвижимости необоснованно подвергаются пересмотру, в результате чего население вынуждено повторно оплачивать их изготовление. Деятельность Центров недвижимости по технической инвентаризации давно уже вызывает критику как у предпринимателей, так и у обычных граждан. Очереди, нервотрепка, волокита, многочисленные ошибки… Но и это лишь "полбеды". Данная деятельность Центров, как считают многие, вообще слабо регулируется Законами, что ведет зачастую к злоупотреблениям и нарушениям законных интересам граждан. Недавно депутат Сената Нурлыгаим Джолдасбаева выступила с депутатским запросом к премьер-министру РК Кариму Масимову. По ее мнению, сегодня возникла острая правовая коллизия в деятельности Центров недвижимости, которые занимаются технической инвентаризацией недвижимости. Прежде всего - в ценах на их услуги. Их, по сути, никто не контролирует. Депутат приводит один красноречивый факт: главе крестьянского хозяйства "Акас" К. Ашигалиеву РГКП "Центр по недвижимости по Западно-Казахстанской области" за услугу по государственному техническому обследованию недвижимого имущества выставил вначале сумму 12 млн. тенге. После того, как бизнесмен возмутился и стал разбираться, ее снизили до 7 млн. тенге. Указанный гражданин впоследствии обратился в Комитет с просьбой разъяснить законность установления таких цен за услуги РГКП. На его обращение был дан ответ Комитетом, что прейскурант цен на услуги по государственному техническому обследованию недвижимого имущества утвержден директором РГКП и согласован с Председателем Комитета. То есть - все очень просто. Директор Центра недвижимости сам устанавливает цены на свои услуги, (стараясь, конечно, себя не обидеть, сделать их побольше - это же его прямой заработок!), а Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан их утверждает. При этом, как отмечает в своем запросе сенатор, хотя фактически Центры устанавливают монопольные цены, юридически они под контроль антимонопольного ведомства не попадают! Более того: утверждение цен на свои услуги РГКП и согласование с Комитетом приводит к установлению монопольно высоких цен, что является прямым нарушением прав и свобод граждан. О том же не устают твердить и казахстанские бизнесмены: цены чрезвычайно высокие, волокита в Центрах срывает все сроки проектов, мешает бизнесу, огромные потери времени и денег несут и граждане… Но воз и ныне там. Хотя нельзя сказать, что некоторые государственные мужи и даже сам премьер-министр не видят, что положение надо срочно исправлять. Еще летом прошлого года, в августе, было проведено совещание по вопросу передачи функции по технической инвентаризации недвижимого имущества в конкурентную среду, под председательством и.о. министра юстиции Республики Казахстан г-на Д. Куставлетова. На этом совещании было принято решение о проведении совместных комплексов мер по подготовке концепции развития деятельности по технической инвентаризации недвижимого имущества. Предусматривающей, кстати, выведение данной сферы из монополии государства и ее лицензирование, определение методики контроля за качеством проведения работ по технической инвентаризации субъектами рынка, выделения перечня объектов недвижимости, техническая инвентаризация которых будет относиться к исключительной компетенции уполномоченного органа. Однако, по состоянию на сегодняшний день, никаких мер по передаче технической инвентаризации недвижимого имущества в конкурентную среду так и не произошло. Хотя в последнем Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана говорится: "Мы должны максимально сократить сферы естественных монополий, нам необходимо обновить действующие и разработать новые программы реструктуризации и развития конкурентных отношений в соответствующих отраслях"… Могут сказать: а что, частники помогут наладить нормальную работу? А что же они раньше этого не делали, как быть с их злоупотреблениями, ошибками? Так ведь никто не предлагает полностью отпустить частную инвентаризацию "на волю", чтобы все действовали по принципу - что хочу, то и ворочу! Они должны работать в жестких рамках регламентов, только с помощью специально лицензированных высококлассных специалистов, под неусыпным контролем государственного органа. Их работу нужно периодически проверять. Но так будет все же несравнимо лучше, чем сейчас, когда бизнес зачастую упирается в техническую инвентаризацию, как косяк рыбы в плотину, и - ни вперед, ни назад… А заодно и цены на обычные технические мероприятия сползут с заоблачных высот, и коррупции поубавится.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи