Опубликовано: 6200

Черный рынок медицинских масок: кто искал посредников и перепродавал товар в период пандемии

Черный рынок медицинских масок: кто искал посредников и перепродавал товар в период пандемии Фото - Ермек КАСЫМОВ

В разгар эпидемии в Китае в Казахстане появился черный рынок медицинских масок, в который оказались вовлечены десятки тысяч людей. Наше расследование привело нас на подпольные склады. Кто финансировал, искал посредников, перепродавал товар первой необходимости в период пандемии?

В Алматы находятся 7 крупных аптечных складов и около 430 оптово-розничных аптек. На конец 2019 года они располагали резервом масок в несколько миллионов штук. При этом оптовая цена на изделие составляла чуть больше 10 тенге!

В стране на тот момент работали 5 компаний-производителей: ТОО “Медицинская фирма “Мерей” (Караганда), ТОО “MegaPharma” (Шымкент), ТОО “Dolce” (Алматинская область), ТОО “Super-Pharm” (Жамбылская область), ТОО “Мерусар и К” (Павлодар). В обычное время они покрывали потребности населения. В среднем каждая из этих компаний выпускала около миллиона масок в месяц. При наличии сырья.

Но в начале 2020 года, когда мир узнал о возможности эпидемии нового коронавируса, стало очевидно, что необходимость в медицинских масках может возрасти в разы. Конечно, тогда еще никто не знал, какие масштабы приобретет “уханьская угроза”. Казалось, что это проблема касается только Поднебесной. Но хитроумные дельцы уже держали руку на пульсе событий. Четко отслеживали все международные новости и строили свои бизнес-схемы, чтобы заработать побольше и полегче. Как только стало очевидно, что в Китае возник дефицит, активизировались дельцы из соседних стран. Скупщикам было предостаточно времени, чтобы взять в оборот местные торговые точки. Судите сами, Казахстан ввел официальный запрет на вывоз масок только 20 февраля. К этому времени полки аптек с этим товаром уже, мягко говоря, значительно опустели.

В конце января департамент контроля качества безопасности товаров и услуг начал проверки аптек и складов и сообщил, что за поднятие цен (а они выросли) может грозить даже уголовная ответственность. Но чиновники контролировали официальный рынок. Основной спектакль разворачивался вовсе не там.

Сотни “скупщиков” под личиной обычных покупателей смели специфичный товар за несколько недель. Вопрос: куда они его дели дальше?

Черные склады

Пока чиновники усыпляли бдительность рядовых граждан сообщениями, что на складах и в аптеках есть необходимый резерв масок, дельцы не теряли времени.

В нижней части Алматы в частном секторе обычные дома были переоборудованы под неофициальные, или в народе – черные склады.

В районе барахолки это обычное дело. С виду дом как дом. Но стоит зайти на территорию... Правда, попасть внутрь может не каждый. Но если вы пройдете проверку, покажете деньги, то вас проведут в святая святых.

Вот обычный двор, бегают ребятишки, келинки в платках вешают белье, коридор, кухня, где вкусно пахнет лагманом, за ней комната, где мирно беседуют старики. Идете дальше, и вот вместо спальни хозяина перед вами комната, забитая до потолка нехитрым товаром.

Как правило, у таких складов два-три хозяина, в общий бизнес-котел скидывается приблизительно по миллиону тенге. Среди этих предпринимателей много людей, которые до сих пор имеют тесные деловые связи с бывшей родиной, с Китаем. И с ними лучше не шутить, у них “большие семьи”, в которых у каждого своя роль. Немудрено, что им удалось опустошить склады и аптеки. И ведь по закону не придерешься! Обычные люди покупают маски, какое тут преступление? То, что все они несут добычу в один котел, уже закулисье…

Товар – деньги – навар

Теперь проследим, как двигались маски с черных складов. Понятно, что большая их доля ушла в Китай. В пик продаж, когда в Ухане наблюдался дефицит, за каждую единицу товара можно было получить 500 тенге. Но этот период “бешеных цен” быстро перекрыло внутреннее китайское производство. Эксперты назвали бизнес-чудом, когда там с нуля запустили цех по изготовлению масок всего за три дня. Но перекупщикам все же удалось за золотую неделю дефицита заработать миллионы.

После того как рынок Поднебесной наполнился местным продуктом, пришла пора “дефицита” уже внутри Казахстана. Граждане негодовали, еще недавно руководитель департамента контроля качества безопасности товаров и услуг города Алматы Айзат МОЛДАГАСИМОВА говорила, что нехватки медицинских масок в городе не наблюдается, что порядка 2 миллионов масок в общей сложности доступны горожанам. Но, заходя в аптеки, люди видели отсутствие их наличия. "Изобилие и спокойствие против дефицита и мрака": насколько отличается борьба с коронавирусом в Казахстане и Европе

Зато активизировалась продажа масок на торговых сайтах. Так, на одном популярном ресурсе трехслойная маска предлагалась по цене 260 тенге! Рекорд! На самом деле до того, как этот “супердорогой” товар добирался до конечного потребителя, он проходил через десятки рук перекупщиков.

Но давайте перемахнем через этих пешек, которые накидывали в среднем по 1 тенге на каждую маску. В цепочке перепродаж одного изделия их было в среднем 10 человек.

И поговорим о тех, кто перепродавал товар большим оптом. Маржа подобных оптовиков была в среднем около 20 тенге с каждой маски, и их было на каждую партию в среднем по 3 человека.

Выйти на них можно было только по связям. Через WhatsApp ты должен был отправить видеодоказательство, что являешься серьезным покупателем, для этого надо было заснять всю сумму денег и написать свое имя на маске. В ответ продавец высылал свое видеодоказательство и имя. Если клиент и продавец приходили к согласию, забивалась стрелка.

В рядах спекулянтов были и так называемые пустые перекупщики. Они искали клиентов, брали задаток и потом выходили на склады. Многие ночевали под воротами черных складов, карауля завоз.

Но к товару допускали не всех. На фоне этого ажиотажа активизировались и криминальные структуры. Размещались левые объявления, набивались стрелки с условием оплаты задатка, а вместо продавца покупателя ждал гоп-стоп.

– Говорят, такая точка была за ТЦ “Максима”, но эту информацию никто не подтвердит, все продажи были неофициальные, поэтому даже если люди теряли деньги, они предпочитали помалкивать и не обращаться в полицию, – рассказал мне один из информаторов.

Прямой путь

В соседней России работают 15 производителей медицинских масок, которые могут шить 2,5 миллиона изделий в день. Себестоимость их ниже, чем у наших производителей, около 1 рубля за штуку, меньше 6 тенге. Понятно, что это сразу же привлекло внимание наших перекупщиков. Но спустя всего несколько недель после появления “уханьки” в России возник дефицит масок, как в Казахстане, и цена на изделие взлетела до 20 рублей, около 120 тенге. На просторах Казнета появлялись объявления с заманчивыми ценами на маски из РФ по ценам ниже среднерыночных на тот момент. Загадочные продавцы просили переслать им задаток. Но как только они получали деньги покупателя, тут же испарялись, телефонные номера не отвечали, а объявления улетали в архив. Сколько наших горе-бизнесменов погорели на этом, история умалчивает.

Как мы видим, рынок масок стал настоящим полем боя, где кто-то заработал миллионы, а кто-то потерял последнее. Сейчас спекулянты затаились, продажи упали. Как мне пояснили знающие люди, дело в курсе доллара.

Во многих странах проблему нехватки масок и роста цен на них решили кардинальным образом. Там государство становится главным и единственным перекупщиком, закупая дефицитный товар у производителей напрямую и раздавая его населению бесплатно. Почему бы и нам не пойти этим путем?

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи