Опубликовано: 460

Чем может обернуться занесение каспийского тюленя в Красную книгу

Чем может обернуться занесение каспийского тюленя в Красную книгу Фото - Специалисты отмечают, что проблемы могут возникнуть во время тех исследований, которые касаются поимки животных. Фото Института гидробиологии и экологии г. Алматы

Решение о том, чтобы взять этих животных под охрану государства, было принято еще летом, после того как в Актау произошли 2 вопиющих случая. Тогда тюленей забили палками и камнями. Многие экологи и исследователи Казахстана обеспокоены занесением тюленя в Красную книгу. Дело в том, что теперь, чтобы получить разрешение на исследования этих животных, нужно будет пройти 7 кругов ада. Специалисты отмечают: Красная книга – это не

гарантия сохранения исчезающих животных. К примеру, в заказнике на озере Караколь местные жители спокойно снимают с помощью дрона краснокнижных птиц, распугивая их.

Книга – источник проблем

Решение о том, чтобы взять каспийского тюленя под охрану государства, было принято еще нынешним летом на заседании межведомственной зоологической комиссии. А окончательно этот вид был внесен в Красную книгу РК только в ноябре. Многие из экологов против такого решения. Например, экоамбассадор, председатель совета региональной ассоциации НПО Западного Казахстана “Табиғи орта” Адильбек КОЗЫБАКОВ отмечает, что специалисты поторопились в своем решении.

– Без проработки механизмов решение о том, чтобы внести тюленя в Красную книгу, будет создавать бюрократические преграды для ученых. И не только для них. Те же самые законопослушные рыбаки − если в их сети попал тюлень, они могут вызвать специалистов, чтобы его спасти. А теперь они 100 раз подумают, потому что их могут обвинить в смерти тюленя и выписать огромный штраф, – говорит Адильбек Козыбаков.

Директор Института гидробиологии и экологии г. Алматы Миргалий БАЙМУКАНОВ рассказывает, что проблемы могут возникнуть во время тех исследований, которые касаются поимки животных. А не поймав тюленя, невозможно измерить его вес, оценить состояние здоровья, определить половую структуру и возраст. Нереально будет и сделать метки животным.

− В этом случае Красная книга служит большим препятствием. Просто подсчитать численность – таких исследований недостаточно. Механизмов для прохождения всех ступеней согласований для глубокого исследования нет. Просто написано, что для проведения исследований необходимо постановление правительства РК.

Ученый отмечает – будут проблемы и у тех, кто пытается сохранить этих ластоногих. Например, у актауского центра по реабилитации тюленей.

− Чтобы сохранить больное животное, его ведь нужно отловить, а затем увезти для лечения в центр. А как это будет происходить, неизвестно – механизмов тоже нет. То есть его нельзя будет отлавливать без постановления правительства даже для того, чтобы вылечить. А если его выловили, и оно погибнет, будет очень много вопросов. Мы связаны по рукам и ногам, − добавляет Миргалий Баймуканов.

Адильбек Козыбаков считает: нужно менять саму структуру Красной книги, а также критерии для внесения туда животных.

– Сейчас собирается просто зоологическая комиссия и решает, включать или нет какие-то виды. А никто не задумывается, почему столько животных, которые уже давно включены в Красную книгу, все равно исчезают? По каждому виду должна быть программа, должны быть прописаны мероприятия, что должно делать государство, чтобы численность вида восстановилась и его исключили из Красной книги. У нас почему-то тот факт, что животное стало краснокнижным, воспринимается на ура. Но это очень печальный факт, – говорит Адильбек Козыбаков.

Институт гидробиологии и экологии г. Алматы недавно завершил трехлетние исследования тюленей. По итогам этой работы был разработан план действий по восстановлению лежбищ тюленей и по сохранению этого вида. Он уже одобрен ученым советом и отправлен в комитет лесного хозяйства и животного мира РК. Но пока не принят. Миргалий Баймуканов убежден: план нужно было принимать еще вчера.

− Уже зная о том, что существует намерение занести тюленя в Красную книгу, мы разработали этот план. Мы предлагали не торопиться с занесением, разработать меры, отрегулировать его механизмы так, чтобы он не был тонной бумаги, а начал действовать.

Чтобы сохранить этот вид, институт прежде всего предлагает восстанавливать лежбища тюленей.

Например, на “потерянные” лежбища тюлени уже не заходят – там суда, рыболовные сети и многое другое. Поэтому, считают специалисты института, нужно решать проблему с судоходством, особенно ледоколов, и рыболовством. Миргалий Баймуканов предлагает также развивать научный и экотуризм ради сохранения тюленей. Шевели ластами: как пытаются спасти каспийских тюленей в Актау

− Нужно тюленя показывать, чтобы люди видели, что на самом деле это животное здесь обитает, как оно охраняется, какие меры для этого принимаются. Речь не идет о толпах людей. Это единичные случаи – те или иные ученые могли бы посещать эти места. Всё это указано в нашем плане. Есть еще и более детализированный план, но нужно хотя бы первый принять. У нас мало времени, мы планируем к весне метить тюленей, поэтому важно, чтобы механизмы по отлову тюленей и их изучению были для нас открыты, − говорит глава института.

Наказать нельзя простить

В социальных сетях активно распространяется видео фламинго, снятое на озере Караколь жителем Актау. Видео уже облетело телеканалы не только Казахстана, но и всего мира, собрав более полутора миллиона лайков. Но сам факт съемки на заповедной территории вызвал неоднозначную реакцию общества.

Караколь − озеро, которое расположено в нескольких километрах от Актау. Оно входит в состав Каракия-Каракольского заказника. Сюда на зимовку прилетают птицы, многие из которых занесены в международную Красную книгу.

Азамат САРСЕНБАЕВ, житель города Актау, снял и выложил в Сеть видео фламинго, которые остановились на отдых на озере после долгого перелета. О том, что Караколь – заповедная территория, над которой нельзя запускать дрон, не знал, признается мужчина. Пользователи социальных сетей разделились на 2 лагеря – одни требуют немедленно наказать, другие – выдать премию за столь красивое видео.

Факт съемки на заповедной территории вызвал неоднозначную реакцию общества. Фото – скриншот видео Азамата САРСЕНБАЕВА

Факт съемки на заповедной территории вызвал неоднозначную реакцию общества. Фото – скриншот видео Азамата САРСЕНБАЕВА

“Не считаю себя правым, понимаю, что своим действием нарушил покой краснокнижных птиц, что после моего ролика многие ломанутся в этот заповедник, для того чтобы снять их, тем самым нарушат их покой. Я всё это понимаю! Но, если краснокнижные птицы находятся под защитой, если мы хотим и дальше любоваться этими прекрасными созданиями, при этом не беспокоя их, то почему до сих пор не были созданы условия для их защиты и безопасного наблюдения? Я не видел ни одного предупреждающего знака или таблички вдоль заповедника, ни одного информационного стенда вдоль периметра озера. Разве это трудно? Если бы я увидел предупреждающий знак, я бы тысячу раз подумал, прежде чем выпускать дрон! В общем, я понимаю, что с этической стороны совершил плохой поступок, распугав птиц. Но все равно непонятно, за что отвечать перед законом?!” – написал на своей странице в Facebook Азамат Сарсенбаев.

По словам Габбаса ДОСАТОВА, руководителя областной территориальной инспекции лесного и животного мира, Азамат Сарсенбаев лукавит, рассказывая, что не видел запрещающие знаки.

– В своей объяснительной он указал, что проезжал мимо Караколя и не знал, что на этой территории запрещена съемка. Но там есть стенды, которые указывают на то, что это особо охраняемая территория. Да, конечно, они не через каждые 10 метров, но они есть. Кроме того, у каждого заказника есть утвержденный паспорт – в нем расписаны правила. Одно из них гласит, что запрещается любая деятельность, которая нанесет или может нанести потенциальную угрозу животному и растительному миру. Своими съемками он побеспокоил птиц, которые остановились на озере, – отметил Габбас Досатов на пресс-конференции в Актау.

Есть также статья Закона РК “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира”, по которой над местами концентрации редких видов животных запрещаются полеты любых летательных аппаратов на высоте ниже 1 километра. Но, несмотря на то, что житель Актау нарушил сразу и закон, и правила заказника, инспекция приняла решение ограничиться профилактической беседой.

Эколог Адильбек Козыбаков выступил против такого решения. Он отмечает, что “дело о фламинго” вызвало большой резонанс, поэтому необходимо было вынести административное наказание, хотя бы в виде предупреждения, без наложения штрафа. С таким требованием он уже обратился в Генеральную прокуратуру РК и попросил взять дело на особый контроль.

− После того как Азамата Сарсенбаева не привлекли к ответственности, теперь любой желающий может повторить “подвиг” автора нашумевшего видео и сможет беспрепятственно гонять фламинго и других краснокнижных птиц на особо охраняемой природной территории. А если против кого-то возбудят административное дело, человек может возмутиться, мол, почему “тому парню” можно, а мне нельзя? Если сегодня не проявить принципиальность, завтра последствия могут оказаться необратимыми, так как желающих нарушить покой краснокнижных птиц на озере Караколь будет всё больше и больше, − сказал эколог.

В нынешнем году инспекторами составлено всего несколько протоколов в отношении нарушителей на озере Караколь.

В основном это были такие нарушения, как незаконная рыбалка, порча земли и незаконный выпас скота.

При этом сами инспекторы отмечают, что на такой огромной территории невозможно уследить за каждым нарушителем. В инспекции не хватает специалистов и транспорта. На всю территорию Каракия-Каракольского заповедника, в состав которого входят само озеро Караколь и впадина Карагие, − а это 137 тысяч гектаров, работают всего 4 инспектора на одной автомашине “Нива”.

Актау

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи