Опубликовано: 1800

Армия в России: непобедимая и легендарная?

Армия в России: непобедимая и легендарная?

Окончание, начало см.здесь.

"…В 2008 году намечено создание интегрированной структуры, которая позволит сконцентрировать имеющиеся интеллектуальные, производственные и трудовые ресурсы и оптимизировать их использование для сохранения и развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса" (министр обороны РФ Анатолий Сердюков). Но невзирая на слова, произнесенные профессионалом, Военно-промышленный комплекс (ВПК) или, как его сейчас принято называть, оборонно-промышленный комплекс России, - на сегодня вызывает сплошь противоречивые чувства. Так, если взглянуть на численность предприятий ВПК, то она значительна. Если посмотреть на новейшие разработки в области вооружения и военной техники (ВВТ) - то также что-то проходит испытание, где-то появляются новейшие образцы, к которым проявляют большой интерес зарубежные страны. Но если взять во внимание число новых образцов ВВТ в армии, то создается впечатление, что никакого отечественного ВПК в России нет. Напомним, что доля современных образцов ВВТ в российской армии составляет 10-20 процентов. Однако известно, что после распада СССР три четверти предприятий ВПК отошли к России (в конце 80-х гг. в Союзе функционировало более 5 тыс. научных учреждений различного уровня). На сегодня ядро военно-промышленного комплекса России объединяет немногим более 1600 предприятий и организаций, основной деятельностью которых является разработка и производство ВВТ. Наряду с укрупнением и оптимизацией предприятий ВПК, многие организации были закрыты в связи с отсутствием финансирования со стороны государства и потерей квалифицированных кадров. При этом факторы, непосредственно определяющие функционирование российского ВПК условно можно разделить на две группы: 1. внешние (влияющие извне на предприятия ВПК); 2. внутренние (предопределяющие деятельность самой системы и структуры ВПК). К внешним факторам можно отнести: отсутствие у руководства министерства обороны ясности в понимании внешней политики; "размытость" критериев национальной безопасности; отсутствие как таковой военной доктрины; фактически провал реформы Вооруженных Сил; низкую эффективность реализации программ вооружений; непрерывную смену кадров на руководящих должностях ВПК. Внутренними факторами, влияющими на деятельность предприятий ВПК можно считать: ограниченный или минимальный объем финансирования по государственному оборонному заказу; нехватку средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), что негативным образом повлияло на разработку новых образцов ВВТ; приоритет экспорта разработок ВВТ и их лицензий за рубеж; постоянное снижение научно-технического и производственного потенциала по причине недостаточного уровня оплаты высококвалифицированного труда, нерешенности социальных вопросов. Нельзя утверждать, что Москва не предпринимала мер по реанимации ВПК. Так, в начале 2000-х годов в целях устранения возникших экономических проблем в ВПК была разработана Федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". Однако при ее реализации не были достигнуты поставленные цели. Другими словами данная программа была провалена. Так, например, к началу 2004 года в ВПК планировалось создать около 40 крупных интегрированных структур. Однако было создано только 11. При этом в полном объеме функционируют лишь две - ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" и ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Другой попыткой стало принятие очередной Государственной программы вооружений, рассчитанной на 2007-2015 годы. Однако в ней видны не только сильные стороны. Так, новая программа предусматривает сокращение типов ВВТ, что целесообразно, так как большое разнообразие вооружения и военной техники негативно влияет на армейские подразделения. Они, например, вынуждены каждый вид вооружения обеспечивать боеприпасами только требуемого калибра, что при наличии различных типов ВВТ с разными калибрами вынуждает изыскивать дополнительные ресурсы. Другой пункт в программе - комплексное вооружение частей и подразделений новыми образцами. Это также оправдывает себя, так как армия не нуждается в нескольких единицах опытных образцов, а нуждается в перевооружении современными комплексами вооружения и военной техники. И все это должно происходить на уровне подразделений. И самый интересный пункт - выделение почти пяти триллионов рублей на реализацию программы. Цифра уже сама по себе внушает уважение. Но уже сейчас в данной программе можно найти слабые места. Во-первых, очевидно, что в среднесрочной перспективе ожидается дальнейшее сокращение российского ВПК с концентрацией наиболее перспективных производств в рамках нескольких десятков холдингов, которые будут получать основное финансирование за счет экспорта вооружений и продажи промышленного оборудования на внутреннем рынке. При этом госзаказ по-прежнему не будет играть ведущей роли. Во-вторых, не минимизировав влияние внешних факторов на ВПК, действующие структуры опять столкнутся с проблемами при создании новейших образцов вооружения. В результате НИОКР будет растягиваться на длительный срок. Это, в свою очередь, будет способствовать появлению новых, но морально устаревших образцов ВВТ. В-третьих, финансирование ВПК за счет реализации программы в размере 5 трлн. рублей могло бы радикальным образом изменить ситуацию в отрасли при условии 2-3-х летнего ее освоения. В данном случае 5 трлн. рублей нужно разделить на весь период реализации программы - 9 лет. В результате, финансирование направляется не на развитие оборонного комплекса, а только на его поддержку. В-четвертых, подобные объемы финансирования не смогут изменить существующей ситуации в Вооруженных силах России, где наблюдается постоянный процесс старения парка вооружения. В результате и дальше будет расти количество основных образцов вооружения, военной и специальной техники, требующих ремонта. При этом выход из строя вооружения и техники будет, как и раньше, превышать поступления их новых образцов по государственному оборонному заказу. *** Насколько эффективны программы, разрабатываемые правительством и министерством обороны - покажет время. Конечно, здесь можно было бы обсудить и другую Федеральную целевую программу - "Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2007-2010 годов и на период до 2015 года", общий объем которой - 500 миллиардов рублей. В ее задачи входит помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса в переоснащении производства, внедрении современных наукоемких технологий. Но практика показывает: успех от реализации программы наглядно отображается не в отчетах, а в реальности. А она на сегодня такова, что 75 процентов производственного оборудования предприятий ВПК устарело. При этом ВПК загружен заказами только на 20-40 процентов, что вряд ли может соответствовать тезису о поддержании обороноспособности страны. В то же время по подсчетам экспертов, уже к 2015 году до 80 процентов ВВТ, изготовленных еще при СССР, может выйти из строя. Коллаж с сайта http://fin.aif.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи