Опубликовано: 1400

Апофеоз союза или начало конца СНГ

Апофеоз союза или начало конца СНГ

Прошедшая политическая неделя на постсоветском пространстве ничем не отличалась от предыдущей.

Сборища сочувствующих на Майдане (Украина) и броуновское движение манифестантов на Ала-Тоо (Кыргызстан) - все было как обычно, оригинальный жест последовал со стороны Москвы. 16 апреля президент России Владимир Путин поручил МИДу РФ уведомить страны-члены СНГ о выходе Москвы из четырех договоров, подписанных в рамках СНГ: - соглашение о межгосударственном рынке ценных бумаг; - конвенция о защите прав инвестора; - протокол к соглашению о помощи беженцам; - соглашение об обеспечении населения лекарствами и медтехникой. Из вышеупомянутых договоров первые два документа заслуживают особого внимания. Так, "Соглашение о регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг" от 22 января 1993 года предусматривает признание сторонами унификацию законодательства о ценных бумагах, а также обязательство применять принцип однократного налогообложения доходов по ним и обеспечивать беспрепятственный перевод законно полученных доходов по ценным бумагам собственнику. "Конвенция о защите прав инвестора" от 28 марта 1997 года фактически запрещает национализацию и реквизицию инвестиций без адекватной компенсации в валюте их осуществления, гарантирует инвестору свободное использование и перевод доходов в любую страну и обязывает стороны своевременно информировать друг друга о ходе, порядке и объектах приватизации. Стоит отметить, что это уже не первый шаг Москвы в направлении дистанцирования от СНГ. Так, 17 февраля 2007г. Российская Федерация вышла из "Соглашения об общем аграрном рынке государств-участников СНГ", подписанного в Москве 6 марта 1998 года. Документ предусматривает прекращение временного применения Соглашения об Общем аграрном рынке государств-участников Содружества Независимых Государств. Фактически, Россия покинула аграрный рынок СНГ. Ранее, в 2003 году Кабинет министров РФ принял решение направить правительствам стран СНГ официальные уведомления о намерении России выйти из ряда совместных договоров. Так, в соответствии с решением правительства РФ, утратили силу следующие соглашения: об общих принципах налоговой политики; о принципах таможенной политики; о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств-участников СНГ; конвенция о транснациональных корпорациях. Соответствующее постановление, подписанное в то время премьер-министром РФ М. Касьяновым, делегировало МИДу РФ отправку соответствующего уведомления в Исполком СНГ. Фактически уже тогда Москва начала демонтаж Содружества. Вместе с тем стоит отметить, что первый шаг Кремль сделал в далеком 2000 году, когда министр иностранных дел Игорь Иванов объявил о прекращении участия России в Бишкекском cоглашении о безвизовом передвижении граждан по территории СНГ 1992 года. Тогда решение Москвы было мотивировано возросшей угрозой международного терроризма и экстремизма, ставящей под угрозу национальную безопасность России. И хотя министр МИД РФ в своем выступлении подчеркнул, что Россия не отгораживается от СНГ, просто теперь соответствующие вопросы будут решаться путем двусторонних соглашений, стало ясно, что произошел запуск процесса развала СНГ. Вполне вероятно, что за Москвой последуют и другие страны-члены СНГ. Этому способствует ряд обстоятельств. Так, изначально соглашение об образовании СНГ, подписанное в 1991 году, предусматривало ряд мер, направленных на сохранение: - единого экономического пространства; - единых Вооруженных сил; - единой согласованной внешней политики. Однако никакой реальной интеграции в рамках блока не наблюдалось. Процессы приняли противоположный характер - государства-члены СНГ стали работать на утверждение и закрепление своей независимости. В результате интеграционный процесс в рамках СНГ в некоторых направлениях стал затягиваться. Сегодня многие политические лидеры стран-СНГ в разных сферах взаимоотношений находят общие точки соприкосновения, но в целом - мало кто может похвастаться коллективными достижениями, и действенными механизмами, способствующими укреплению связей между странами-членами СНГ, что лишний раз послужило бы доказательством выбора верного пути интеграции. Разговоры о том, что СНГ не работает, и все важные вопросы решаются в двухстороннем порядке, стали носить постоянный характер. В результате, становится явным факт дистанцирования России от СНГ, как региональной структуры, потерявшей привлекательность для Москвы. Очевидно, что Содружество Независимых государств, не раз критиковавшееся за свою "неповоротливость" и низкую эффективность, лишенное основного стержня, роль которого выполняла Россия, начнет постепенно распадаться и пополнит список уже вошедших в историю печально известных всем региональных объединений… Рисунок с сайта http://www.geraldika.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи