Опубликовано: 2200

Анатомия коррупции на дорогах

Анатомия коррупции на дорогах

Каждый год Правительство, Парламент и Генеральная прокуратура Казахстана объявляют войну поборам на дорогам. Война, в итоге, должна облегчить жизнь. Правда, непонятно кому: обычным водителям, сотрудникам дорожной полиции или самой власти?

Как показывают результаты рейдов, проводимых дорожной полицией Астаны, в ее сети попадаются как раз автомашины сотрудников вышеупомянутых ведомств. К примеру, сейчас в столичном ДВД разбирают дело очередного злостного нарушителя ПДД, которым оказался никто иной, как прокурор столичной прокуратуры (!). Горе-водитель впервые попал в поле зрения дорожной полиции Астаны еще в прошлом году, когда в состоянии алкогольного опьянения совершил наезд на пешехода. Тогда надзирателю законов не повезло, к нему все-таки применили, пусть и легкое административное, но все же наказание. По решению Сарыаркинского суда №2 он был наказан лишением водительских прав на два года. Однако, несмотря на отсутствие прав, тот, кто должен контролировать исполнение законов в стране и быть примером для других, снова сел за "баранку" и приняв определенную дозу увеселительного напитка устроил ДТП в день весеннего праздника "Наурыз". Кроме того, во время рейдов с участием самого главного дорожного полицейского страны Умурзака Тусумова перед объективами телекамер неоднократно промелькнули государственные и частные машины самих министров и депутатов. С учетом подобной ситуации на дорогах Астаны все больше приходишь к мысли: не сами ли большие чины и их помощники провоцируют коррупцию на дорогах? Не секрет, что среди множеств профессий и должностей, пожалуй, самыми "живучими" по части коррупции остаются работники государственных контролирующих органов. Но по пальму первенства держат сотрудники автоинспекции. О высоком уровне поборов на дорогах известно еще со времен Союза, когда сотрудники ГАИ славились своей высокодоходной палочкой-выручалочкой. Само собой, что и многие казахстанцы в любом сотруднике дорожной полиции видят не стража закона, а обычного вымогателя. Давайте заглянем в статистику. Ежегодно во всех отечественных СМИ громко сообщается, что пойманы десятки, а иногда и сотни сотрудников дорожной полиции. Более того, масло в огонь подливает, формируя негативное общественное мнение, и само МВД. Но если взять общую численность полицейских, задействованных в секторе дорожного контроля по всей стране и сопоставить с количеством обвиненных в коррупции коллег, то получится что удельный вес дорожных полицейских, совершивших преступления, намного меньше, чем сотрудников финансовой полиции, обычных врачей и учителей! Однако дорожные полицейские ввиду специфики работы и благодаря низкой культуре вождения казахстанских водителей наиболее подвержены взяткодательству. Так кто виновен в коррумпированности сотрудника дорожной полиции? Сам полицейский, вымогающий у водителя? Или водитель, активно предлагающий откуп? Ниже мы публикуем результаты собственных исследований, мини-соцопроса, проведенного с 8 декабря 2008 года по 19 марта 2009 года. Вначале при активной поддержке управления дорожной полиции Астаны были определены наиболее частые нарушения, совершаемые столичными водителями. На их основании составлены анкеты и проведены анонимные анкетирования водителей городов Астаны, Алматы, Атырау, Караганды, Петропавловска, Усть-Каменогорска, Шымкента и Москвы. В каждом из вышеупомянутых городов было опрошено по 50 водителей. В Астане проанкетировали 200 человек. Безусловно, этого недостаточно для проведения исчерпывающего математического анализа. Однако вполне достаточно, для того, чтобы сказать, кто кого на дороге покупает. Согласно итогам опроса, от 65 до 89% водителей Казахстана заявили, что в случае нарушения ПДД сами предлагают полисменам взятку. Но лидируют все же столичные водители - 89% водителей Астаны традиционно идут на откуп. От 11 до 23% водителей указали, что в случае нарушения не они, а дорожные полицейские намекают на подношение. И только 2-3% водителей поставили галочки на строку - "сотрудники дорожной полиции требуют взятку". Как видите, согласно сводной таблице, во всех регионах Казахстана уровень запросов дорожных полисменов по взяткам одинаков. Поэтому, когда говорят, что гаишники южно-казахстанских регионов самые коррумпированные в стране - это неправда. Как считают опрошенные водители, пик "насильных" поборов полицейскими пришелся на девяностые годы прошлого столетия. А теперь они лишь выполняют роль аппарата по приему штрафов. Однако, судя по результатам анкетирования, ужесточение штрафов в наших реалиях способствует дпльнейшему развитию коррупции. Кто захочет официально заплатить за нарушение, когда можно откупиться в два, а то и в три раза дешевле и одновременно завести знакомого приятеля в форме дорожного полицейского? Пока наиболее эффективный метод борьбы с коррупцией на дорогах (в условиях приближенных к нашим) демонстрируют некоторые города России, где водители имеют возможность оплачивать штраф кредитной карточной. Для чего у экипажа ДПС существуют специальные сканеры - наподобие, тех, что стоят в супермаркетах. Думаю что, заглянув в нашу таблицу, отечественные водители не только узнают себя или цену тех или иных нарушений. Мы взываем к совести безответственных за рулем, потому что нарушая ПДД, они превращают обыкновенный автомобиль в орудие убийства. Рейтинг самых популярных нарушений правил дорожного движения
НарушениеШтраф в РК*
или наказание
Размер преподношения (взятки), USD
МоскваАстанаАлматыШымкентАтырауПетропавловскКарагандаУсть-
Каменогорск
Превышение скорости на 10-20 км/ч5 МРП10 - 5010 - 306,6 - 303,3 - 203,3 - 303,3 - 203,3 - 303,3 - 20
Превышение скорости на 20-40 км/ч10 МРП100 - 30020 - 6020 - 606,6 - 206,6 - 406,6 - 306,6 - 306,6 - 30
Превышение скорости свыше 40 км/ч15 МРП500 - 100050 - 10050 - 10020 - 6040 - 10030 - 10040 - 100 30 - 100
Остановка или стоянка на проезжей частиОт 5 до 7 МРП10 - 506,6 - 506,6 - 403,3 - 306,6 - 503,3 - 303,3 - 403,3 - 30
Разворот или движение задним ходом, где такие маневры запрещены5 МРП25 - 1006,6 - 306,6 - 302 - 203,3 - 203,3 - 203,3 - 203,3 - 20
Пользование водителем при управлении ТС телефоном, либо радиостанцией5 МРП5 - 206,6 - 306,6 - 302 - 203,3 - 203,3 - 203,3 - 203,3 - 20
Не пристегнут ремень5 МРП5 - 206,6 - 306,6 - 302 - 203,3 - 203,3 - 203,3 - 203,3 - 20
Управление ТС в нетрезвом состоянииЛишение прав на 2 года1000 - 30001000 - 30001000 - 3000100 - 500300 - 1000200 - 700200 - 1500200 - 700
Управление ТС без техосмотра, без документовОт 3 до 15 МРП20 - 20010 - 10010 - 1206,6 - 306,6 - 1006,6 - 5010 - 606,6 - 50
Проезд на красный свет светофора10 МРП50 - 12020 - 6020 - 606,6 - 2012,3 - 4012,3 -  4012,3 -  3512,3 - 30
* 1 МРП = 1273 тенге или 0,8 USD. Цены переведены в доллары США по курсу Нацбанка РК 1 доллар США = 151,2 тенге. Фото с сайта http://avp.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи