Опубликовано: 2400

10 прогнозов для Интернета

10 прогнозов для Интернета

Продолжая десятичную эпопею, хочу заметить, что недавно поймала себя на мысли, что есть два слова, которые определенно, причем с пугающей частотой начинают действовать мне на нервы.

Сейчас я выдохну, и сама их напишу, извольте: "эксперты" и "мониторинг". Сколько развелось первых, и какое количество раз в день по всему миру делают второе -страшно представить. Но раз уж размножение первых и штамповка вторых - единственный способ добывать и озвучивать вроде бы объективную информацию, прямо сейчас на ваших глазах начну бороться со своими предрассудками и недоверием. Позвольте восьмой материал цикла посвятить прогнозам и тенденциям. Разумеется, сделанным и озвученным экспертами. И подтвержденным мониторингами. И, конечно, в так любимом нами всеми Интернете. 1. Гуд бай, блоггинг Есть такая компания, GartnerGroup называется. И в преддверии текущего года она обещала, что безудержному и широкомасштабному движению блоггеров осталось существовать не так уж и долго. Вроде бы 2007 - это кульминационный, а не прорывный год, и уже в 2008 количество заводимых дневников начнет уменьшаться. 100 млн. штук - такова программа-максимум и одновременно - рубеж. За которым ничего кроме спада не последует. Аналитики уверяют, что все уже "наелись" этого вида сетевого досуга и дела: от королевы английской, до дворников, подрабатывающих программистами. И те, кто нашел в блог-постах себе подобных, разумеется, из струи никуда не денутся, а остальные, зевающие от скуки и лени - сбегут из этого виртуального идейного вертепа, куда глаза глядят. И между прочим, блоггерам на заметку - хакеры не дремлют: именно в текущем году вероятны масштабные атаки на виртуальные дневники. Заодно могу сообщить, что пользователям ICQ и MSN грозит то же самое. 2. Купить иль не купить? Многие опрашиваемые в Сети накануне 2007 года предрекали, что он не несет ничего позитивного интернет-магазинам. Цены уравниваются, выживают сильнейшие. Например, в Белоруссии онлайновой торговлей теперь смогут заниматься только юридические лица, у которых есть реальные торговые помещения. В онлайне же магазин будет обязан хранить информацию на сервере, расположенном в этой же стране и нигде больше. Конечно, в отличие, например, от торговли в оффлайновых магазинах - в Сети более приемлемые для продавца условия ведения бизнеса, а для покупателя - большая доступность товара по более низкой цене. Но, наведываясь в веб-магазин (мы сейчас говорим не о западном сегменте Интернета), покупатель ориентируется на цену, а не на качество. И самый неприятный недостаток такой торговли - слабая защита прав потребителей или вообще, - полное ее отсутствие. У подавляющего большинства населения стран постсоветского пространства (в частности, в регионах) низкая покупательная способность. И те же российские В2С-проекты ориентируются на зарубежных русскоязычных клиентов. Например, Ozon.ru предлагает книги состоятельным представителям русской диаспоры, оплачивающим покупки кредитными карточками и разбирающимся в электронной коммерции. Кроме того, не стоит забывать и об относительной объективного характера неразвитости электронных платежных систем и логистики (неэффективные системы доставки товаров покупателям). 3. Интернет-реклама - как зеркало сетевой революции Еще одни аналитики, из агентства Piper Jaffray Co. заново пересчитали прогноз роста бюджетов интернет-рекламы. И считают, что ни много, ни мало, но 80 миллиардов долларов по всему миру на интернет-рекламу к 2011 году бизнесмены и прочие потратят. В конце 2006 та же цифра из тех же уст выглядела чуть иначе: 78 миллиардов. В Piper Jaffray уверены, что теперь локомотивом роста рекламы выступают люди, а не технологии. Интернет-аудитория огромное количество времени стала тратить на онлайн, и в немереных масштабах генерить пользовательский контент. С другой стороны, популяризируется видео, порталы вытесняются социальными сетями, меняются и рекламные технологии, чтобы соответствовать сетевым, ну и, разумеется, в итоге, корректируются рекламные бюджеты Другие аналитики уверяют, что рынок интернет-рекламы в тех же США в этом году ждет некоторое замедление темпов роста. Три года подряд он рос по 30% в год, а в этом - больше чем на 19%, - вряд ли. Так думают авторы доклада "US Online Ad Spending: Peak or Plateau?" ("Расходы компаний на онлайновую рекламу в США - пик или стабилизация?"), выпущенного аналитической компанией eMarketer. Снижение темпов роста неизбежно наступает на любом растущем рынке, - подчеркивают авторы доклада: ведь как только общий объем вложенных средств возрастает, каждый новый доллар составляет все меньшую часть общего объема рынка. И, конечно, это связано со снижением темпов экономического роста США в текущем году. Но, несмотря ни на что, интернет по-прежнему в лидерах рекламного рынка США, и темпы роста этого сектора превысят темпы роста в других медиа. И не забывайте: на носу президентские выборы 2008 года и летние Олимпийские игры. 4. Стоп. Кадр! Между прочим, есть еще один фактор, который сдерживает рост рекламной индустрии в Сети. Это - нехватка квалифицированных кадров. Ну нет пока навыков продажи и измерения эффективности рекламы на таких сайтах, как к примеру, YouTube. Интернет в последние годы развивается слишком быстро, и сегодня актуальна та же проблема, что и во время интернет-бума 90-х годов: отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров. Рекламные бюджеты переориентировываются, деньги из традиционных СМИ перекидываются в Интернет, но кто и как их будет осваивать, если наступает "кадровый голод"? С традиционными СМИ давно все понятно: основные рекламные принципы и стратегии разработаны давным-давно, другое дело Сеть, для которой требуется что-то более неординарное и новаторское. А отрасль молода, и осваивается, что называется, пока "методом тыка". Соответственно обучать и растить кадры некому. И пусть объемы средств, выделяемых, к примеру, на телерекламу, пока на порядок выше, интернет-реклама растет высокими темпами, как ни один другой сегмент эдвертайзинг-индустрии. Опять же, широкополосный доступ приносит свои плоды. Популярные соцсети и видеосайты наметили дорожку, на которую вступили вслед за ними многие компании, с целью и надеждой по-быстрому обогатиться, пока сливки не собраны другими. А за чей счет асфальт укладывать? Правильно - за счет рекламодателей. И снова вопрос упирается в кадры, - где бы их взять и побольше-побольше… 5. Безопаснее всего в темноте, под одеялом По словам Натальи Касперской, генерального директора "Лаборатории Касперского" из-за масштабов Глобальной сети и скорости связи будет расти и проблема информационной безопасности, которая, в конечном счете, вынудит интернет-сообщество принимать решительные меры, чтобы избежать системного кризиса. Собственно, это было известно самого начала: Сеть создавалась анонимной системой для безусловной и свободной коммуникации. Про безопасность в самом начале никто не задумывался. А сейчас что-либо менять - поздно. Организм сложился, вырос и окреп. Та же Наталья Касперская говорит, что крупные участники рынка давно предлагают свои варианты решения проблемы анонимности, но пока эффективности от них ноль целых ноль десятых. Например, Microsoft официально закрыл свою инициативу по идентификации отправителей электронных писем Sender ID. Компания Yahoo!, тоже сдалась, пытаясь создать аналогичную систему идентификации - DomainKeys Identified Mail. Ирония судьбы в том, что одними из первых в этих программах приняли участие …спамеры. Они оперативно обзавелись соответствующей регистрацией "добросовестных отправителей". В итоге: наличие сертификата Sender ID стало основным признаком спамовых писем. Выход в Сеть по паспорту, по мнению того же эксперта, - химера почище идентификации, потому что любой пользователь найдет способ сохранить анонимность, если ему это потребуется. А искусственные ограничения неприменимы к открытой сети - они просто не будут работать. Снизить риски можно лишь путем образования закрытых групп пользователей по типу социальных сетей, члены которых будут друг другу доверять. И конечно, внедрять, внедрять и еще раз внедрять технические средства - антивирусы, антихакерские решения, антишпионы и антиспамы. 6. Интернет-трафик. Умножаем на 25 О резком увеличении интернет-трафика говорят давно. То, что будет его "пожирать" называется так: широкополосные подключения, мультимедийный контент, видео по запросу и расширение сектора беспроводной связи. Аналитическое агентство IDC опубликовало прогноз объемов интернет-трафика в 2007 гг. По его мнению ежедневно в Сети будет передаваться 5175 петабит данных против 180 петабит, передававшихся в 2005 (1 петабит равен 1 млн. Гбит). Еще в 2004 году другое агентство Probe Group прогнозировало, что количество данных, передаваемых через интернет, в течение четырех лет будет удваиваться каждый год, а совокупная скорость передачи достигнет к 2008 году 15 терабайт в секунду. Доходы от передачи IP-трафика будут расти пропорционально. И плата за трафик к 2007 в США, Европе и Азии составит $7 млрд. С другой стороны, после десятилетия значительного роста объем международного интернет-трафика вырос едва на 49 % в этом году, сообщает TeleGeography, против 103% в 2004 году. Даже регионы с самым быстрорастущим трафиком, Азия (64%) и Латинская Америка (70%), показывают скромный рост по сравнению с показателями в прежние годы. В середине 2005 года комбинированный средний международный трафик составил около 1 терабит в секунду. TeleGeography предсказывает, что в 2008 году он вырастет до 2-3 терабит/сек. 7. Энциклопедии нам помогут Сами знаете, как иногда приходится метаться и поверять гармонию алгеброй, вычисляя, что же не так в видимой части айсберга, которую в виде текста или так, вслух, аудио-методом вам преподносят на блюдечке, выдавая за аксиому. И вот тут без энциклопедий, порой, как без рук. Нет таких людей, которые бы знали все, да и стремиться к этому вряд ли стоит, но собирать и систематизировать человеческие знания в страновых и мировых масштабах приходится уже давно. Самая цитируемая и индексируемая поисковиками энциклопедия, называется Википедия (Wikipedia). Проект стартовал в 2001 году. Она состоит из научно-популярных статей, созданных массами людей. Массы - это не преувеличение: Википедия поддерживает 250 языков и ежедневно в нее "заливают" по 150-200 материалов, а каждый час в уже размещенное вносится примерно сотня правок. Больше всего статей на английском языке (1,45 млн.), на втором месте немецкий (свыше 450 тыс.), на третьем - французский (340 тыс.), но русский язык скоро догонит и перегонит всех, потому что именно русскоязычная база чрезвычайно динамична. Кроме того, есть много сайтов сродни ей: Викисловарь (толковый, грамматический, фразеологический, этимологический словари на 170 языках), Викицитатник (коллекция цитат и крылатых выражений), Викиучебник (сборник образовательных статей разной тематики), Викивиды (каталог видов, содержащий классификацию форм жизни), Викисклад (хранилище медиафайлов, насчитывающее примерно 1 млн. компонентов), Викитека (сетевая библиотека) и даже Абсурдопедия (шуточная wiki-энциклопедия пародий на классические тексты). Если все эти ресурсы объединить, то, как ни крути - они окажутся крупнейшим в Сети собранием информации научно-популярного, образовательного и развлекательного характера. Ну, а если вернуться к более локальному и русскоязычному сектору, то и здесь много чего на ровном месте выросло: Мультипортал КМ.ru, Мир энциклопедий, Энциклопедия садовых растений, Энциклопедия потребителя, Кулинарная энциклопедия, Медицинская энциклопедия, Вирусная энциклопедия. В общем, не буду отнимать время, идите сюда и выбирайте ту ветку энциклопедического древа, с которой вам позарез требуется сорвать плод. 8. Порносайты умрут и тлен не переживут? Я также как и многие коллеги до меня, провела эксперимент: в Яндексе задала поиск сначала по слову "порнография", а затем - по "ХХХ". По первому запросу результат поиска составил 3 597 196 страниц и не менее 1 611 сайтов. По второму - страниц 2 229 648, а сайтов не менее 2 739. Вообще, как считают специалисты, лидер по количеству порнографии, вываливаемой в Интернет - это Германия (свыше 10 миллионов страниц). За ней следует Великобритания (свыше 8 миллионов) и Австралия (более 5 миллионов). Минимум порносайтов зарегистрировано в странах Ближнего Востока, где, сами понимаете, чуть что, не шутят - смертная казнь и делов-то. Приблизительно такие же драконовские методы и в Китае. Соседка Россия догоняет Запад, плюс превращается в законодателя мод на рынке детской порнографии. Каждый "детский" порносайт приносит своим создателям каждый месяц до 30 тысяч долларов прибыли. Такое "расползание" детской порнографии сильно заботит правозащитные организации, потому что, как считает статистика, более 70% преступлений против детей были спровоцированы именно ее просмотром детской в Сети... А в той же Америке, которая решает свои проблемы в кабинетах психологов и давным-давно открыла Институт сексуальной реабилитации, 25 миллионов человек "погружаются" в порнонирвану от 1 до 10 часов в неделю, а еще около 5 миллионов проводят за этим занятием свыше 11 часов в неделю. Пристрастившиеся к киберсексу, кстати, часто лишаются работы, семьи, сбережений. В Японии борются с порнографией централизованно и полностью автоматизированно, патрулируя "паутину", и проверяя сайты на наличие запрещенных материалов. Обнаруживая порнографию, компьютер посылает сообщение в полицию, а та - находит владельцев преступного сайта. Существует и программное обеспечение, позволяющее отфильтровывать порнографию, поступающую из-за рубежа. И, тем не менее, налицо тенденция: порноконтент, еще недавно так востребованный (по оценке американского National Research Council, оборот порноиндустрии в начале 2000 составил более 1 млрд. долларов) кажется, начинает уступать своим более серьезным собратьям. Компания Hitwise, занимающаяся анализом и мониторингом трафика в Интернете (ежедневно она предоставляет статистику почти для 1 млн. сайтов, а в числе 1200 клиентов Hitwise замечены HSBC, AXA, Google, eBay, CBS News, Ask.com, Ikea, MTV и Qantas), сообщила, что прошлой осенью в той же Великобритании поисковые системы "побили" по популярности порносайты. Да и в Америке "рвать клубничку" ходят все реже, потому что народ ломится на сайты сетевых сообществ и чатов, туда, где завязываются не интимные, но социальные связи: MySpace, Bebo и Facebook. Их посещаемость в США скоро оставит за бортом аналогичный показатель порносайтов. Так что бум порно, который случился на заре развития инета сходит на нет, и, например, эротика привлекает пользователей интернета гораздо меньше, чем, к примеру, тот же бизнес. 9. Концепция Web 2.0 Многим юзерам уже сегодня не терпится попасть в то футуристическое будущее когда: - интернет-сообщества обретут реальное влияние на развитие не только самой Сети, но и других сфер человеческой деятельности; - интернет-среда начнет расти и размножаться, не будучи НИКАКИМ ОБРАЗОМ зависимой от правительств и иных мелких и крупных, влиятельных и не очень общественных организаций, которые в реальности должны (так оно пока и происходит) обеспечивать процесс общения и обмена информацией между людьми из разных стран. - традиционные СМИ будут нервно курить в сторонке. Потому что - каждый сам себе режиссер, оператор и корреспондент. Это будущее закладывается уже сейчас. Регулировать интернет-СМИ как традиционные - практически невозможно. Запретили онлайн-публикацию в одной стране? Ее можно слить на сервер, расположенный в другой части земного шара. Нет физических адресов, счетов, активов и оборудования, которые можно арестовать или уничтожить. Древние и устаревшие механизмы управления общественным мнением пробуксовывают, постепенно теряя свою эффективность. Всякий может осуществить скорую доставку своих мыслей, идей или эмоций до сотен тысяч людей - через блоги, форумы и т.д. В социальной сети MySpace, где есть все: сайт знакомств, хостинг файлов, блог-движок, - существуют и десятки примеров того, как творческие люди "раскрутились", просто заведя индивидуальную страничку. Та самая пресловутая, вынесенная в подзаголовок концепция и предполагает, что все Интернет-сервисы должны быть открыты, доступны, интерактивны, продвинуты, а главное - бесплатны. И тогда в них будет много кого и чего. 10. Google forever И еще одна ключевая тенденция, от которой сегодня сильно зависит развитие Интернета, - появление все большего количества start-up, которые предлагают нестандартные, но востребованные пользователями услуги Как тут не упомянуть самое умопомрачительное достижение .com-индустрии - Google. Которое воплощает мечты в виртуальную реальность. Тут вам и халявная почта, и карты дорог чуть ли не со всего мира, и поиск видео, и конкурент ICQ - Google Talk, и Google Book Search, Google Desktop, Google Page Creator, Google Calendar и даже Google Mars. Google - крупнейшая в мире поисковая компания и один из самых больших по капитализации медиахолдингов на планете. Она создала удобную платформу для привлечения разработчиков и заодно показала направление, в котором будет развиваться Всемирная паутина. И главное, о чем сейчас снятся розовые сны многим специалистам е-отраслей - создать что-нибудь эдакое. Чтобы продать (-ся) Гуглю. Прикладные интеллектуальные системы осваиваются все большим количеством сетевых ресурсов. Контент становится не модно, не эффективно и не прибыльно просто показывать. Его надо сначала обработать так, чтобы он был готов как полуфабрикат к употреблению, с минимальными интеллектуальными и материальными усилиями со стороны потребителя. Именно за счет этого крупные компании контролируют сегодня е-рынок, имея реальную прибыль, эффективные бизнес-модели и обороты в миллионы долларов. Рисунок с сайта http://www.mastertel.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи