Мусор на колесах: что творится в автопарке Казахстана - Караван
  • $ 487.37
  • 532.94
+10 °C
Алматы
2024 Год
11 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мусор на колесах: что творится в автопарке Казахстана

Мусор на колесах: что творится в автопарке Казахстана

Программа автокредитования так и не помогла обновить парк автомобилей в стране: число машин старше 10 лет за два года выросло до двух третей.

  • 24 Сентября
  • 24749
Самый старый парк в Жетысу, Алматинской и Жамбылской областях – более 80% автопарка старше 10 лет – Караван

Автопарк Казахстана стремительно растет и также стремительно стареет, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Буквально два года назад – в 2022 году – количество всех зарегистрированных автотранспортных средств было чуть больше 5 млн единиц. По итогам августа 2024 года их число выросло на полмиллиона штук, превысив 5,5 млн единиц.

Но это не повод для радости. Большая часть машин на наших дорогах — мусор на колесах. К сожалению.

Нормальный срок жизни автомобиля – 10 лет. После этого от него стараются избавиться. Но если у населения нет возможности приобрести новую машину, ее эксплуатируют «до железки». Поэтому состояние автопарка – один из главных индикаторов благосостояния населения.

В 2022 году машин старше 10 лет в Казахстане было 66%. В 2024 году – уже 69%. Причем почти половина – 45% от всего автопарка – это автомобили, которые были выпущены до 2004 года — более 20 лет назад.

Старение автопарка – болезнь всех регионов, кроме Астаны. Здесь число машин старше 10 лет «всего» 45%.

Самый старый парк в Жетысу, Алматинской и Жамбылской областях – более 80% автопарка старше 10 лет.

Самый молодой – младше 10 лет – в Атырауской (47% автопарка), Астане (54%), Алматы (41%) и Шымкенте 42%.

Использование старых машин оказывается настолько заразным, что на рыдванах в Казахстане катаются и дипломаты, аккредитованные в нашей стране. На дипломатических номерах зарегистрировано более 9 тысяч автомобилей, старше 20 лет, и еще 12 тысяч – старше 10 лет.

Все это показывает, что все четыре программы льготного автокредитования населения так и не смогли добиться главной цели – дать стране народный автомобиль и обновить автопарк страны. А значит дать толчок к развитию экономики.

С другой стороны – в Казахстане резко выросло производство автомобилей.

За семь лет с момента запуска первой программы льготного кредитования объем промышленного производства автомобилей вырос значительно, говорится в «Экономическом обозрении Нацбанка РК» (№ 3, 2023г.) Так в 2015 году объем производства составлял 12 тысяч легковых автомобиля в год. В 2022 году было произведено 103 тысячи. Рост промышленного производства легковых автомобилей увеличился в 8,5 раз.

При этом в 2015-2016 годах легковые автомашины, приобретенные в рамках программы льготного кредитования, составили значительную часть от количества автомашин, произведенных в эти годы в стране. Так в 2015 году 36% от произведенных в том же году автомашин было продано в рамках льготного кредитования, в 2016 году – 79%. Однако в последующие годы доля реализованных в рамках льготного кредитования автомобилей от общего количества произведенных легковых автомобилей существенно сократилась и не превышала 15%.

При этом объем импорта крупных узлов для легковых автомобилей, используемых в промышленной сборке, ежегодно увеличивается в абсолютных значениях (рисунок 2).

Относительно объема произведенной продукции доля крупноузлового импорта падает (рисунок 2), что, тем не менее, не позволяет однозначно утверждать о снижении крупноузлового производства и перехода автопроизводителей на мелкоузловое производство.

Все эти программы не смогли омолодить автопарк. У них оказался только один плюс: они помогли приостановить старение этого автопарка.

Рост числа автомобилей – за год число автомобилей увеличилось на полмиллиона штук – говорит, что потребность в автотранспорте растет. Причем эта потребность растет быстрее роста населения. Поэтому правительству надо как-то поддерживать стремление людей покупать автомобили. Другое дело как это можно сделать?