И снова начались конфликты между пешеходами и самокатчиками – пользователями электрических самокатов. А МВД РК предлагает ужесточить правила пользования самокатами.
Шеринговые компании готовы обговаривать с обществом и государством правила использования электрических самокатов. Такое мнение высказал руководитель по внешним коммуникациям шеринга Whoosh Даниил КАПЦАН в интервью «Каравану».
- Добрый день, Даниил. Вы сегодня работает не только в Алматы и Астане. Почему вы не заходите в другие города? Причина в доходах населения?
- Алматы - крупнейший город с развитой инфраструктурой. Астана – второй по величине город с большими расстояниями. Присутствие здесь самокатов очень логично. Мы развиваем города присутствия. Нам есть что делать. Мы будем развивать районы присутствия в городах и качество сервиса.
Мы считаем себя дополнением транспорта. Соответственно, мы где-то подход обновляем, где-то с пользователями работаем, прорабатываем зону проката.
Что касается других городов Казахстана – присматриваемся. Критериями для нашего присутствия являются наличие велодорожек, безбарьерная среда, отсутствие большого числа ступенек, бордюров для того, чтобы самокат мог передвигаться между районами. У нас есть аналитическая команда, которая просчитывает все эти условия.
Казахстан - экономически развитая страна и население может пользоваться услугами.
Электросамокат - не люксовый сервис. По стоимости он сопоставим с пользованием общественным транспортом. Если человек не хочет покупать машину, но у него есть ежедневные передвижения, в офис, например, фитнес-центр, то он может их совершать пешком, на велосипеде, на общественном транспорте или электросамокате.
- Куда вы будете развиваться?
- Мы видим, что шеринг стал неотъемлемой частью современного города. С моей точки зрения в ближайшем будущем упор будет делаться на формирование культуры вождения и совершенствовании регулирования. Правила станут четче и проще, ближайшие несколько лет уйдут на гармонизацию присутствия микромобильного транспорта в городе: развитие инфраструктуры, изменение ПДД, формирование у населения – и самокатчиков, и пешеходов, и водителей автотранспорта – навыков, как обходиться с участниками движения и гармонично существовать.
Нам интересно работать с магистралями для самокатов. В Алматы они совпадают с магистралями и велодорожками. Комплимент Алматы – в вашем городе хорошо развита инфраструктура. Мы видим, как передвигаются наши пользователи. Их маршруты совпадают с велодорожками. Значит, они построены в правильных местах. Их нужно поддерживать. Мы бы хотели, чтобы их было больше.
Мы готовы делиться с акиматами нашими данными по микромобильности. Мы готовы подсказывать, где инфраструктуры достаточно, а где ее не хватает. Например, мы видим потребность в велодорожке по улице Гоголя.
В Астане картина использования самокатов совсем другая. Велодорожки проложены в парках, и по ним самокаты вообще не ездят. Они проложены неудобно. Там инфраструктура сделана так, чтобы люди отдыхали. Но в этом году Астана отчиталась, что они хотят изменить инфраструктуру. Дотянуть протяженность велодорожек до 700 км, которые будут удовлетворять как рекреации, так и для транспорта. Более половины велодорожек будут транспортными, и их проложат между районами.
- Сколько тратит обычный пользователь прокатного самоката в месяц?
- Калькуляция сильно отличается по времени поездок. Если вы регулярно пользуетесь самокатом, то у вас есть подписка. Это делает пользование сервисом дешевле: она обнуляет плату за старт. Обычная поездка - от 3 до 7 км. Средний пользователь использует самокат до 2 раз в неделю. Но есть группа постоянных пользователей, которые ездят на самокатах ежедневно. (Одиночная поездка автора от дома до работы обошлась по цене такси. – «Караван»)
Поездки проходят по двум основным сценариям: развлекательный и транспортный. У нас доля транспортных поездок - около 80 %. Но в Алматы – до 90 %. Это деловой город, у которого проблемы с пробками.
Электросамокаты в мегаполисе стали дополнением к общественному транспорту. В Алматы пробки есть. Дополнительные автобусы – это дополнительная нагрузка на дороги. Самокаты помогают разгрузить те же самые автобусы, потому что часть людей пересаживается на электросамокаты, и они двигаются вдоль тех же магистралей.
- Сколько людей сейчас пользуется прокатными самокатами?
- Число пользователей мы не раскрываем. Могу сказать в динамике поездок. Рынок растет. Число поездок в 2024 году по сравнению с 2023-м выросло на 170 %. В 2024 году было 4,2 млн поездок. В день происходит порядка 10-15 тысяч поездок.
В Алматы шеринг работает 10 месяцев в году. В 2023 году мы ушли на зимнюю паузу в середине декабря. В 2024 – в конце ноября. Вышли из паузы в 2025 году в начале марта.
Астана в этом смысле - другой город. Мы здесь не запускались до середины апреля.
Самокатов в Алматы больше 6 тысяч, в Астане больше 3,5 тысяч. Мы выбираем оптимальное число самокатов, чтобы каждое устройство использовалось эффективно. Люди не должны ждать самокат так же, как они ждут автобуса.
Если в городе есть транспортная проблема – в этот район не ходит автобус, пробка, то люди ищут альтернативу.
В день по магистралям – проспект Абая, улицы Толе би и Гоголя - передвигается от 800 до тысячи человек. Это достаточно много.
- Исходя из Ваших слов, Даниил, выходит, что в час пик в Алматы используется в районе 5,5 тысяч самокатов. В Астане около 3 тысяч.
- Цифры немного другие. Часть устройств может быть на техобслуживании, другая часть остается в спальных районах (Данные тепловых карт по Алматы настроены на отметку +4,5К. - Автор).
- Вы отслеживаете настроения в обществе? Вы знаете, что очень много людей в Алматы настроены резко против самокатов?
- Есть эмоциональная часть. Есть рациональная часть. Период максимальной демонизации этого транспорта уже прошел. Нужно снижать эмоциональный фонд и уходить в конструктив: создание правил, коммуникацию для всех участников движения.
Ядро нашей аудитории — это взрослые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Они работают в офисах, белые воротнички. Конечно, есть экстремумы.
- Как вы можете это сделать?
- Мне кажется, это должна быть не индивидуальная работа частного бизнеса. Когда мы говорим и культуре, мы должны думать не только о частном бизнесе. Давайте выйдем на улицы города, и мы увидим, сколько там ездит частных устройств: велосипеды, частные электросамокаты, моноколеса.
Давайте представим, что шеринг ушел из Алматы. Но люди привыкли объезжать пробки на самокате. Что вы сделаете? Закажете самокат в Китае. Но у меня нет уверенности, что этот самокат будет ограничен в скорости 25 км в час. Скорее всего, он будет ехать километров в 70. И он не будет снижать скорость, въезжая в пешеходную зону на Панфилова.
Нельзя ездить на шеринге до 18 лет, нельзя звонить пешеходам в спину, надо аккуратно парковаться. Мы должны донести эти правила и до той мамы с коляской, которая идет по велодорожке, чтобы она осознала, какой опасности она подвергает себя и своего ребенка. Работать надо с широкими слоями населения. Надо объяснять водителям, что при левом повороте надо уступать дорогу пешеходам и самокатам. Даже если они им не нравятся.
- Как снизить аварийность?
- Если есть велодорожка, то самокатчик поедет по ней. И мы это видим по нашим тепловым картам. Проблема в том, что если у автотранспорта есть левый поворот, то машина пересекает велополосу. Это конфликтная зона. Надо разводить транспортные потоки, тогда мы снижаем аварийность.
Для этого надо развивать инфраструктуру и работать со всеми участниками движения. В том числе и с самокатчиками.
Мы собираем свои данные, и могу сказать, что водители не идеальны. То же самое я могу сказать и про пешеходов, про тех же мам с колясками.
- Велодорожка удобнее для коляски, чем тротуар, выложенный плиткой.
- Если у пешехода есть нормальная инфраструктура, он не будет пользоваться другой дорогой. Значит, надо смотреть, что происходит на тротуаре. Почему она не может двигаться по нему?
- Я часто вижу, как самокатчики пересекают дорогу по переходу на самокате. По правилам он должен сойти с транспортного средства и пройти по зебре пешком. Вы это видите?
- Есть нарушители правил. Мы их штрафуем и блокируем. Поездки не анонимны. Мы знаем, кто был на самокате и в каких обстоятельствах проходила поездка. Если мы понимаем, что нарушение было, то служба поддержки связывается с пользователем. Если нарушение незначительное, то мы его предупреждаем. Но если он нарушил грубо или нарушает правила, например, мы его предупреждали, что ездить вдвоём нельзя, а он продолжает это делать, то он будет оштрафован.
Если штраф не поможет, мы блокируем этого пользователя. Например, одно из самых неприятных нарушений, когда родители дают детям кататься на шеринговом самокате, что категорически запрещено. Таких родителей мы блокируем без возможности восстановления.
В 2024 году мы заблокировали 8,5 тысячи пользователей в Астане и более 4 тысяч в Алматы.
- Каким образом фиксируются эти нарушения?
— У нас есть полевые команды. Они обслуживают самокаты, они тоже смотрят. Если кто-то едет вдвоем, они фиксируют такие поездки. Или едет ребенок.
Мы обрабатываем запросы от пешеходов. Вы, как пешеход, могли увидеть грубое нарушение правил: самокат вас подрезал, что-то произошло, и самокатчик скрылся – мы получаем данные о дате, времени и местоположении и обрабатываем их. Также нужна фотография самоката. Нам этого достаточно, чтобы отреагировать. Мы сообщаем пользователю о нарушении и говорим, что должны его оштрафовать.
Часть нарушений мы устанавливаем совместно с административной полицией. Они к нам обращаются, у них бывает видеофиксация.
У нас число поездок выросло на 177 %. Казалось бы, число аварий тоже должно расти. Но если смотреть в доле, то число поездок, которые окончились неудачно, снижается. Меры, которые мы принимаем, все-таки эффективны.
Если нам сообщат дату, время и адрес, мы сами определим нарушителя. Можно сообщить также номер самоката.
- Какая должна быть фиксация? Достаточно ли простого сообщения?
- Мы приветствует фото. Человек все-таки может оклеветать другого человека.
При серьёзных нарушениях помогает система видеонаблюдения в городе. Всегда можно обратиться за помощью к полиции. Но чаще все-таки мы передаем в полицию материалы, особенно если случаются административные правонарушения.
- Даниил, по законодательству Казахстана скорость передвижения на самокате ограничена 6 км в час. Вы можете ограничить скорость, если знаете, что устройство движется не по дороге, а по тротуару?
- В самокате используется датчик GPS-навигации. Его погрешность до 30 метров. Ширина тротуара до 5 метров. Поэтому технически обеспечить контроль в таких узких зонах невозможно.
Мы можем ограничивать скорость в широких зонах. Например, алматинский Арбат – медленная зона для самокатов. Мы можем ограничить здесь квадрат улиц. Но напоминаю: соблюдение скоростного режима лежит на водителе.
- Медленная скорость — это сколько?
- Максимальная скорость в городе – 25 км в час. Минимальная может быть любая. В пешеходной зоне по улице Панфилова стоит ограничение 15 км в час, местами – 10 км в час. Когда устройство понимает, что оно заехало в медленную зону, оно автоматически ограничивает скорость, хотя вы можете продолжать давить на газ.
- Но у нас скорость ограничена 6 километрами.
- А вот эту скорость мы не можем технически ограничить. Это уже будет подвергать риску нашего пользователя. Чем медленне едет самокат, тем труднее на нем выдерживать равновесие. Поэтому мы отдали эту ответственность пользователю. Мне лично сложно ехать на самокате на скорости в 5-6 км в час. Проще держать равновесие на скорости больше 10 км. Так устроена физика. Мы считаем, что это ограничение избыточно.
В этом законе есть пункт, который выдавливает самокаты на проезжую часть дороги. При этом его водитель должен быть старше 18 лет, в шлеме и в светоотражающем жилете. Мы считаем это опасным. Мы против того, чтобы самокат был на проезжей части. Электросамокат на дороге невидим и неслышен. Любой водитель увидит троллейбус. А увидит ли он худенького человека на самокате? Его будут обязательно сбивать.
В Беларуси законом «О дорожном движении» запретили движение электросамокатов по дороге. Именно поэтому. Мы с этим согласны.
- Сколько весит самокат?
- До 35 кг.
- Пешеход, на которого наезжает, тоже будет беззащитен перед 35 кг железа. В данной ситуации самокатчик оказывается в более выгодном положении, чем пешеход.
- Но вы согласны, что при столкновении с автомобилем у самокатчиков намного выше шансы летального исхода, чем с пешеходом? Нельзя жонглировать жизнями людей. Надо выходить из ситуации так, чтобы не подвергать опасности всех.
Надо развивать пропаганду, объяснять людям, что самокатчики - такие же равноправные участники движения.
- Самокаты часто оставляют поперек тротуаров. Это мешает людям ходить. Вы можете отрегулировать такую ненормальную парковку?
- Мы присутствуем в 80 городах. Но в Алматы какая-то аномалия – только у вас люди массово оставляют самокаты посреди дороги. Наши полевые команды помогают навести порядок на улице. Наши пользователи в большинстве своем паркуются правильно. Но когда они видят нарушения, полевые команды поправляют самокаты. Причем не только наши: если мы увидим такой же плохо припаркованный самокат другой компании, мы поставим его рядом. К сожалению, не все пользователи это делают. Поэтому мы их опознаем, отправляем в службу поддержки сообщение и штрафуем.
- Каким образом обычный человек может сообщать вам о ненормальной парковке?
- Зайти на наш сайт и туда запульнуть адрес, место и фотографию с номером самоката. Мы на такие сигналы реагируем. Штраф больше 10 тысяч тенге. При нарушении ПДД – больше 6 тысяч тенге. Надо улучшать культуру, и горожане должны ставить самокаты правильно. Поэтому если вы увидите нарушение – сообщите нам.