В понедельник 19 мая в мажилисе обсуждали отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за прошлый год. Не обошлось без скандала. В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Депутат Адиль Жубанов в очередной раз предложил ликвидировать фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Поскольку он-де «стал олицетворением кланового обогащения, а не развития отечественной экономики.
«Я знаю людей, которые разбогатели, не занимаясь предпринимательством ни дня, - заявил он. - Они работали в национальных компаниях, нефтегазовой отрасли. Этот человек и его семья очень богаты. Почему? Потому что государственные деньги передают в одни и те же руки».
По словам депутата, 60 процентов госзакупок «Самрук-Казына» проводит из одного источника, что является нарушением закона. «У нас идет война? - поинтересовался Адиль Орынбасарович. - У нас чрезвычайная ситуация? Почему допускается такая схема»?
Ответил народному избраннику член Высшей аудиторской палаты РК Нурлан Нуржанов. Он сообщил, что в этом году палата проводит аудит ФНБ. Закончит его в июле. Это когда парламентарии уже будут на каникулах. Значит, у подозреваемых есть шансы как-то подчистить «грехи»?
Кстати, в мажилисе уже лет 15, если не больше, требуют разобрать фонд на запчасти и пояснить, куда ушли сотни миллиардов (или триллионов?) тенге.
Почему в стране фонд благосостояния есть, а благосостояние граждан не растет?
В начале этого марта мажилисмены проехались танковой колонной по ФНБ. Тогда они разбомбили руководство фонда конкретными примерами.
Депутат Мархабат Жайымбетов заехал с проекта «Комфортная школа»: «Мы посчитали в 2019 году, что строительство 400 школ на 800 тысяч мест составит 1 триллион 600 миллиардов тенге. Отдали проект в «Самрук-Казына». А они через месяц принесли общую сумму в 2 триллиона 600 миллиардов. Целый триллион прибавили без видимых причин»! Ну и контрольный выстрел в самое дорогое: закупки фонда регулируются отдельным законом о квазигосударственном секторе. Мажилисмен предложил объединить «специальный» закон со стандартным, «чтобы снизить коррупционные риски и сделать это процесс прозрачным… В 2016 году фонд обещал проработать изменения… Ничего не изменилось».
Замгендиректора «Самрук-Казына» Нурлан Шарипов тогда парировал: «У нас гибкая система закупок. Мы отдаем приоритет отечественным производителям. А в госзакупках таких льгот нет».
Тут уже взорвался депутат Едил Жанбыршин: «Это не аргумент, закон можно доработать! У «Самрук-Казына» учредитель – правительство Казахстана. Значит, должны быть единые правила».
Депутат Сергей Пономарёв: «Приезжаю на Алматинский завод тяжелого машиностроения, где производят нефтяные качалки, станки. Спрашиваю: «Что продаете «КазМунайГазу»? Отвечают: «Не можем. Оказывается, фонд требует от поставщиков огромные объемы продукции. Из-за чего тендер выигрывает только одна компания… Почему нельзя разбить тендер на лоты и дать работу всем нашим»?.. И напомнил, что до 2010 года такой принцип работал: заказы делили между несколькими поставщиками. «И в КМГ будет меньше скандалов, и ссор после тендеров»…
Ответ г-на Шарипова был вполне ожидаем: «Сейчас все закупки полностью автоматизированы. Чтобы реализовать распределение объемов, нужно модернизировать информационную систему. А это требует времени и денег».
Восхитительно! Еще времени и еще денег? А сколько?
За полтора десятка лет систему модернизировать не смогли, но бонусы и премии руководство себе все эти годы назначало исправно – внуки руководства «Самки» благодарить дедушек будут?
У вас есть три месяца…
Опять март 2025-го, опять мажилисмен Едил Жанбыршин: «В «Самрук-Казына» такая бюрократия, что там сам черт ногу сломит, не то что человек. Я сам несколько раз сталкивался с этим вопросом, когда депутатом не был. Очень сложно у них что-то поменять. Они найдут тысячу причин ничего не делать… Мы оставили вам половину дивидендов. Хотели забрать всё, но вы сопротивлялись!.. Так что не говорите, что у вас нет никаких ресурсов… Вы говорите, что вам нужны время, деньги. Это всё отписки!»...
Депутаты потребовали от руководства ФНБ решить все эти вопросы за три месяца. И предоставить полный отчет.
Напоминаю: это будет июль. Когда народные избранники и почти половина состава правительства будет на каникулах. А за это время некоторые цифры могут или «похудеть», или «поправиться».
И вот теперь интересно: насколько совпадут данные Высшей аудиторской палата и отчет «Самрук-Казына» в июле? Чьи цифры будут убедительнее?
Деньги нацфонда уходили в оффшоры? И кого наказали?
Осень 2023-го. Экономист Магбат Спанов: «Я еще несколько лет назад говорил, что «Самрук-Казына» нужно ликвидировать. Когда закладывали основы существования фонда – была классная идея. Но, как у нас обычно: классные идеи затем сталкиваются с большими проблемами в реализации – с коррупцией, отсутствием профессионализма, кадров… Потом решили, что стране необходимы институты развития, что по замыслу привело бы к модернизации экономики по примеру Сингапура или Норвегии. Но этого не произошло… В итоге все компании, вошедшие в фонд, превратились в финансовый пылесос, стали высасывать деньги из бюджета. При этом они шли не на развитие производства, а просто перечислялись на депозиты в банки. То есть лежали мертвым грузом. Не работали».
Реплика от «Каравана»
Магбат Уарысбекович тогда еще сказал, что «в Казахстане фактически три бюджета. Первый: государственный, который формирует правительство и утверждает парламент. Второй – национальный фонд, в который поступают средства от добывающих компаний. Третий – это бюджеты компаний, которые входят в разные национальные фонды. Их бюджеты только недавно поставили под контроль. Да и то не до конца. Считаю, что бюджеты этих компаний должны «сидеть» в госбюджете и жестко контролироваться».
Тогдашний глава правления фонда Алмасадам Саткалиев ответил на вопрос журналистов – целесообразно ли ежегодно выделять на содержание 10-12 членов правления и совета директоров «Казатомпрома» и «Казахтелекома» по миллиарду тенге (это 6-7 млн на одного руководителя в месяц). «Если компании не показывают роста, то и не выплачивают дивиденды государству»
А себе могут? И правительство с парламентом были с этим согласны?
Справка «Каравана»
Отмотаем пленку еще назад. В 2015 году мажилисмен Мухтар Тиникеев возмутился: «Зарплата топ-менеджеров и руководителей «дочек» ФНБ «Самрук-Казына составляет от миллиона до миллиона 700 тысяч тенге. Плюс ежеквартальные премии и бонусы. Выходит от 20 до 40 миллионов тенге в год».
Не слишком? Напомнить, сколько стоил доллар летом 2015-го? Около 187-189 тенге за «зелёного».
Ущерб по осени считают?
В ноябре 2023 года сразу два эксперта пояснили, к чему может привести ликвидация Нацфонда. На тот момент его активы составляли 37 триллионов тенге.
Экономист Магбат Спанов: «Надо будет решать вопросы с кредиторами и обязательствами. В результате мы получим изменения экономической среды в сторону конкуренции. Полагаю, это пойдет на пользу экономике. Средоточие крупных активов в одних руках всегда приводит к излишним затратам и уменьшению эффективности управления. Это доказано экономической наукой… Стратегический план развития с 2018 года до 2025-го был изменен в 2021 году и все равно был закрыт в 2023-м, хотя на его исполнение потратили триллионы тенге»…
Политолог Данияр Ашимбаев: «Все недовольны работой фонда национального благосостояния. ФНБ был настолько закредитован в предыдущий период, что его ликвидация приведет к тому, что все эти обязательства лягут на бюджет. Правительство вынуждено лавировать, пытаясь что-то решить с «Самруком», который, как показывает практика, не поддается реформированию».
На сайте «Самрук-Казына» есть отчет по итогам 2023 года. Чистая прибыль составила 1 триллион 700 миллиардов тенге. Дивиденды государству – 1 триллион 269 миллиардов. Остальное – на бонусы и премии себе?
Еще пара цифр. Согласно самой свежей информации, прибыльность по активам ФНБ составила 4,6 %. Но все равно долги остались на прежнем уровне – более 7,4 миллиарда. Вроде бы не так много в масштабах страны. Но вопросы остаются.
Осталось напомнить два аспекта. Первый. В апреле 2018 года фонд заявил, что «главным приоритетом отныне станет повышение национального благосостояния через увеличение доходности портфельных компаний».
То есть до этого «повышение национального благосостояния» не было приоритетом?
А еще «продолжит избавляться от непрофильных активов и ненужных компаний, которые не приносят реальную пользу».
За семь лет этих «дочек» стало еще больше. Перефразируя классика, если компании создают, значит, кому-то это нужно? Кстати, избавление от этих «дочек» тоже стоит денег. И это деньги налогоплательщиков.
Справка «Каравана»
Ну и на закуску. Май уже на исходе. А отчетности ФНБ по итогам 2024 года нет до сих пор. Подозреваю, что это связано с проверкой Высшей аудиторской палатой деятельности «Самрук-Казына». Осень обещает быть жаркой?