«Черный» рынок зерна: будет ли дефицит хлеба в Казахстане

Об этом «Каравану» сообщил вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов.

Сегодня одна из забот у министерства сельского хозяйства РК – максимально освободить зернохранилища для будущего урожая. Но при этом не перейти грань, чтобы не поставить собственную страну перед дефицитом хлеба. И, как оказалось, задача эта не самая простая: никто не знает, сколько запасов зерна в стране, потому что аудит по отрасли не проводили уже лет двадцать.

«Мы не видим достоверности наличия зерна. Аудит запасов зерна МСХ не проводил, так как это очень сложная работа», - сказал А. Султанов.

Это график по запасам зерна в Казахстане. Согласно официальным данным запасы пшеницы в стране никогда не падали ниже 3 млн тонн в год. Это очень странно.

Зачем фермерам оставлять в запасах 3 млн тонн каждый год? Это замороженные оборотные деньги, которые лежат мертвым грузом, да еще и уменьшаются: за хранение зерна надо платить элеваторам. При цене 90 тенге за кило в закромах лежит 270 млрд тенге. Кто в здравом уме будет замораживать эти деньги? Как-то очень похоже на отмывание денег и уход от налогов.

МСХ проблему признает. Тем более что на памяти скандал: когда в 2017 году вдруг исчезло сразу 7 млн тонн пшеницы, несколько крупных компаний признали себя банкротами, а имидж Казахстана как надежного поставщика хлеба был подпорчен. Но сделать министерство ничего не может.

В Казахстане 315 тысяч сельхозформирований, из которых растениеводством занимается более 180 тысяч. Развиты мукомольная промышленность, большое число зернотрейдеров занимаются экспортом и импортом. Очень сложно уследить за всеми. Поэтому нужна система прослеживаемости, считает вице-министр.

«Наличие зерна мы смотрим по отчетам «Продкорпорации», мукомольных и перерабатывающих предприятий и по данным хранилищ сельхозтоваропроизводителей. Самые большие вопросы с последними. Поэтому мы всегда опираемся на систему «Колдау» и данные «Продкорпорации», - рассказал А. Сутанов. - Важно перейти сезон с запасом в 500 тысяч тонн. Сейчас в Продкорпорации в наличии 1,2 млн тонн. Запасы остальных предприятий страны - более 6 млн тонн. Но это пока не означает, что разница – более 5 млн тонн – это черный рынок или хлеб, которого нет», - уверен вице-министр.

Во-первых, у кого есть возможность, будут держать хлеб. Сейчас, по прогнозу, цена на зерно будет расти. Тогда, на росте цены, можно будет продать запасы. Во-вторых, большой объём сидит в семенном фонде. После посева их будут переводить в товарное зерно и продавать.

Пока МСХ внедряет систему прослеживаемости зерна. Все участники рынка – крестьяне, трейдеры, переработчики – должны будут вносить в систему свои данные. Каждая операция с зерном будет отражаться в системе.

«Достоверность системы будет высокой, так как она позволит проводить перекрёстную проверку работы предприятия. Например, через налоговые службы. Если предприятие произвело или приобрело, допустим, 200 тонн зерна, а потом его не оказалось на складе, то у налоговиков возникает вопрос: а не продали ли вы это зерно без уплаты налогов?» - убеждает А. Султанов.

Система даст возможность контролировать и серый импорт. В прошлом году, когда из-за дождей в Казахстане урожай пророс в колосе, массово завозили хлеб из России без уплаты пошлины.