Вообразите, какой-нибудь министр, депутат парламента, аким области, банкир, популярный артист или знаменитый спортсмен пообедает с небедным бизнесменом – не за 19 миллионов тенге, конечно. Сделает селфи на память, чтобы потом перед потомками хвастаться. Ну и заодно свои вопросы порешает с Баке-Маке.
В тему. Во вторник глава комитета дошкольного и среднего образования минпросвещения Гульмира Каримова сообщила о старте спецпрограммы по привлечению учителей в регионы, где наблюдается дефицит педагогических кадров. Это Туркестанская, Атырауская, Мангистауская и Алматинская области. Приз – доплата от 25 процентов к должностному окладу. Заманчиво.
А в среду вице-министр минпроса Гани Бейсембаев, комментируя заявление мажилисвумен Юлии Кучинской, что министерство задолжало учителям около 30 миллиардов тенге по зарплатам и отпускным, не полез за шпаргалкой в карман. По его словам, это вина местных исполнительных органов – они-де отвечают за задержку выплат. И добавил, что почти 28 миллиардов уже перечислены: “Вопрос будет закрыт в течение недели”.
Если я правильно понял, то бонусы педагогам, перебравшимся в глубинку, тоже станут выплачивать из местных бюджетов. Так что задержки не исключены?
А если бы местные акимы провели серию обедов с олигархами из глубинки, то, полагаю, и бюджет пополнили бы, и учителям помогли.
Тут главное – правильно оформить процедуру с финансовой и юридической точек зрения. Ну и чтобы собеседник не ушел обиженным…
В понедельник в парламенте мажилисмены и сенаторы сильно наехали на членов правительства. Кабинет премьер-министра Алихана Смаилова отчитывался об исполнении бюджета за 2021 год. Судя по тому, что исполнен он был с ошибками, недоосвоением выделенных средств на большие проекты и прочими косяками (а это подтвердил и Счетный комитет), трехчасовая экзекуция должна была завершиться неодобрением отчета. Черта с два! Выругали, но одобрили. Гуманисты почище Махатмы Ганди. Но тут важно отметить два комментария.
Первый – от мажилисмена Аманжана Жамалова. Он заявил, что единственный стабильно растущий показатель в экономике страны – инфляция. И правительство должно как-то за это отвечать. А депутат-акжоловец Берик Дюсембинов предложил наделить мажилис правом проводить парламентские расследования по фактам коррупции, хищения бюджетных средств и вообще правильностью их расходования центральными и местными исполнительными органами. Чтобы неповадно было.
Вот Счетный комитет под руководством доброй, но очень злой Натальи Годуновой (я о профессиональном качестве) регулярно фиксирует косяки правительства.
Дальше дело не идет. Точнее, дела соответствующие органы иногда возбуждают. Но наказывают не всех и не всегда. А еще Наталья Николаевна сказала, что госпрограммы так часто корректируют, что ни одна не была доведена до конца: “Ни один из 10 нацпроектов правительства не получил полного финансирования”. И добила шар в лузу: “Должна быть ответственность за недостижение экономического эффекта от использования бюджетных инвестиций”.
По словам г-на Дюсембинова, выявленные факты “послужат основанием для возбуждения дел по выявленным правонарушениям и привлечения чиновников к ответственности”. Хочу напомнить. Лет 10–12 назад акжоловец Азат Перуашев предлагал ввести институт парламентских расследований. Но напоролся на мощное противодействие лоббистов. “Ак жол” всегда звонит дважды? Третий не потребуется? Похоже, благотворительные обеды с высокими договаривающимися сторонами тут будут без аппетита…
Кстати, в среду же мажилисмены одобрили создание общественной палаты при мажилисе, в которую войдут общественники, независимые политики и прочие активисты. А кто именно и по какому принципу станет их отбирать? И зачем? Чтобы выслушивать критику в свой адрес? Сами народные избранники без гласа народа не понимают, какие законы надо принять уже завтра? Как-то подозрительно выглядит эта идея. Я точно знаю, что лысому парикмахер не нужен. Ну и зачем депутатам еще такие погонщики от общественности? Обедать они с ними точно не станут. Хотя я могу и ошибаться. Закон о лоббизме в РК еще не принят. Парламентские расследования – тоже пока вне закона. Так что тут возможны варианты…
В среду Президент Токаев встретился с казахстанскими шахматистками, которые взяли кучу медалей на разных чемпионатах мира. И поддержал их предложение включить шахматы в качестве факультативного предмета в школах. Потому что эта древняя игра на 64 клетках заставляет думать, адекватно оценивать ситуацию, совершать ошибки и исправлять их. Когда за стол садятся два человека, чтобы не пообедать за деньги, а посоревноваться разумом, – это другой расклад.
Я – за шахматы. Только не во время обеда.
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Новый год 2026
Правило двух стаканов: как избежать похмелья
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
Территорию Никольского рынка в Алматы вернули государству: Коспаеву вынесли приговор
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Жители нескольких районов Жетысуской области ощутили землетрясение
Бокс
WBO вынесла новое решение по Жанибеку Алимханулы
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Суд вынес приговор мужчине, который задушил родную мать в Астане
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Назначен начальник полиции Шымкента
Иран
До конца февраля одна из авиакомпаний отменила рейсы в Алматы
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС