Дефицит хлеба при рекордном урожае зерна? Как КТЖ оказалась снова не готова - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+7 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дефицит хлеба при рекордном урожае зерна? Как КТЖ оказалась снова не готова

Дефицит хлеба при рекордном урожае зерна? Как КТЖ оказалась снова не готова

Второй год подряд железные дороги Казахстана не могут вывезти хлеб и картофель от производителей и доставить потребителям.

  • 11 Ноября
  • 7830
Фото - Caravan.kz

Это уже привело к остановке мельниц на севере страны. И грозит ростом цен на юге. В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

— По данным министерства сельского хозяйства, текущий год стал рекордным не только по зерновым, но и по основным высокорентабельным и востребованным культурам, таким как бобовые и масличные. Так, намолочено 27,1 млн тонн зерна. Пшеницы собрано 20,3 млн тонн, что на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года, — доложил министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров. — Ячменя намолочено 4 млн тонн. Впервые в Казахстане урожай бобовых культур достиг 1 млн тонн. Собран рекордный урожай маслосемян в объеме 4,3 млн тонн.

Для минсельхоза это победа. Это точно отвечает планам, которые озвучивало министерство – регулирование рынком через планы на производство разных видов продукции и субсидии.

Вагоны есть, но их нет

Но узким местом всего этого плана оказалась НК «КТЖ». Железные дороги снова не могут справиться с резким наплывом грузов, которые надо перевезти.

Покупают соседи по региону в основном пшеницу. Так, пшеница 3 класса с клейковиной 23-24 процента в прошлом году стоила 50 тенге, в этом году меньше 80 тенге нет. А Hi-Pro – 130 тенге. Поэтому себестоимость получается 147-150 тыс. тенге. А наши афганские друзья дают цену не больше 115-117 тенге. По этим ценам мы не сможем продать. Получается, Афганистан покупает из России, рассказал генеральный директор комбината «Мутлу» Дос-Мукасан Таукебаев.

Самая большая проблема – направление на юг. На неделе железнодорожные власти РУ объявили, что будут принимать не более 3 вагонов с каждой станции Казахстана в сутки, рассказал один из экспедиторов из СКО. Это при том, что грузовой состав – это 45 вагонов. Вот и посчитайте, сколько узбеки будут разгружать состав. Вот вам 15 дней простоя. Но ведь вслед приходят новые составы.

— За октябрь Казахстан отгрузил на Узбекистан 1,2 млн тонн зерна. Конечно, теперь там все стоит, — возмущается экспедитор. – КТЖ нам вагоны на погрузку подает. Но не отсылает. Компания работает в ручном режиме, сдерживая темп отправки вагонов. Из-за этого срываются наши контракты. Мы видим, что наши вагоны стоят брошенные в поле.

Когда с вагоном работают, то ему присваивают статус. Например, сортировка, подача, разгрузка. У брошенных вагонов никакого статуса нет. С ними ничего не планируют делать. Они просто стоят на перегоне или станции. Поэтому они брошенные.

Из-за недостаточной пропускной способности и нехватки подъездных путей и пунктов перехода компании на границе КТЖ ввела ограничения на погрузку зерновых грузов практически по всем направлениям. 

Продажи ноль, предприятия встали

«Действия КТЖ в части ограничения погрузки носят вынужденный характер и направлены на нормализацию движения экспортных зерновых грузов по сети. Такая ситуация сложилась по причине большой нагрузки на ж/д инфраструктуру сопредельных государств, в первую очередь Узбекистана. Рекордные перевозки зерновой продукции в октябре 2025 года – 1 млн 539 тыс. т (+123 % г/г), в том числе на экспорт — 1 млн 184 тыс. т, привели к большому скоплению гружёных и порожних вагонов на узбекской ж/д», — пишет руководитель комитета аналитики Зернового союза Евгений Карабанов.

— Ситуация непростая: ряд предприятий вынужден приостанавливать работу из-за сбоев в железнодорожной логистике. Вагоны не подаются вовремя, на путях следования образуются заторы и скопление составов, — рассказал Caravan.kz президент Союза зернопереработчиков Казахстана Жомарт МОТЫШЕВ. — Из-за этого планы по подаче и согласованию вагонов крайне затруднены, склады с мукой переполнены. Отгрузки не осуществляются, у предприятий имеются контрактные обязательства, выполнение которых срывается по причине проблем в железнодорожных перевозках. Если проблема с железнодорожными перевозками не будет решена в ближайшее время, это может привести к остановкам производства — из-за переполненных складов и невозможности отгрузить готовую продукцию. Это порча и просрочка продукции, это срывы экспортных контрактов и потеря доверия. Это финансовые убытки, простои, неустойки, штрафы.

В сентябре и октябре основной поток экспорта зерна шел в направлении стран Центральной Азии. Альтернативные направления экспорта были незначительными.

Новые маршруты позволят разгрузить среднеазиатское направление. Это будет возможно, если министерство сельского хозяйства РК изменит правила субсидирования транспортных расходов на экспорт пшеницы.

МСХ должно определиться с направлениями, где будут субсидироваться транспортные расходы, уточнить суммы и размеры субсидий, время, на которое распространяются средства субсидии, и сроки выделения денег.

А это надо сделать, так как, по прогнозу эксперта, в этом маркетинговом году (сентябрь 2025 — август 2026) Казахстан вывезет на экспорт 11,76 млн тонн пшеницы, пшеничной и кормовой муки в зерновом эквиваленте. Это сопоставимо с рекордным значением прошлого года.

КТЖ творит хаос

Свои проблемные зоны есть и у КТЖ. Это прежде всего Костанайское отделение. Здесь проблемы не решаются уже много лет. И много лет осенью зернотрейдеры и мукомолы сталкиваются с одной и той же проблемой — нет возможности вывезти хлеб. Ни на экспорт, ни в другие регионы страны.

Это в Костанайской области у мукомолов забиты склады, и они не могут вывезти хлеб. Такие же проблемы, судя по всему, у зернотрейдеров – элеваторы забиты, оборота зерна нет, излишки хлеба скапливаются у крестьян, которые не могут продать свою продукцию и погасить кредиты.

Костанайская железная дорога была построена еще в советское время. И с тех пор, считают отправители, в развитие отделения деньги почти не вкладывали. Здесь не хватает техники, непонятная ситуация со станционными путями, здесь действует запрет на использование иностранного парка вагонов. Отделение разрешает пользоваться только вагонами, принадлежащими КТЖ, который, конечно, не справляется со всем грузопотоком. При этом в Костанае и Костанайской области работает огромное количество мельничных комплексов.

Все это создает и внутренние проблемы для Казахстана. Большая часть муки в южные более населенные регионы страны поступает с севера. И есть риск, что, пока на дороге будет бардак, запасы хлеба на юге съедят. Опять будет дефицит. Причем при рекордном урожае пшеницы на севере. Это отразится резким ростом цен на хлеб в магазинах.

— Элеваторы на севере заполнены. Вагонов для отправки зерна нет потому, что они брошены в пути. Новое зерно элеваторы принять не могут. Крестьяне тоже сидят с зерном, продать его не могут. Это продолжается уже месяц. Когда это закончится, мы не знаем, — рассказал председатель правления Kazgain Зейнолла АБДУМАНАПОВ. – Сентябрь-декабрь – сезон экспорта масличных культур. В это время есть высокий спрос и высокие цены. Поэтому многие пытаются заработать именно в это время. Но мы не может отправить из-за железной дороги. Более того, планы перевозки с севера на юг тоже висят в КТЖ без согласования. Я думаю, что КТЖ надо вернуть приоритет грузов. Август-сентябрь – приоритет на перевозку угля, сентябрь-декабрь – на перевозку зерна и масличных. Сегодня таких приоритетов нет. Творится хаос. КТЖ обслуживает, кого хочет, в ручном режиме. А по отчетам у них все прекрасно.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Основной въезд в аэропорт закрыли в Алматы

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта