Чем отличаются пятизвездочные отели Турции от казахстанских, и что означают звезды на гостиницах - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+7 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем отличаются пятизвездочные отели Турции от казахстанских, и что означают звезды на гостиницах

Чем отличаются пятизвездочные отели Турции от казахстанских, и что означают звезды на гостиницах

Готовясь к путешествию, при выборе отеля мы часто ориентируемся на количество звезд. Но мало кто задумывается, что эти звезды означают и зачем они нужны.

  • 20 Мая
  • 14034
Фото - Caravan.kz

Что же прячется за этой маркировкой? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Пятизвёздочные тараканы

Опытные путешественники часто сталкиваются с такой проблемой, когда ориентировка на количество звезд не оправдала ожиданий. Например, в Турции или Египте отель со скромными тремя звездочками находился на самом берегу моря, отдыхающих в номере ждали белоснежные простыни, а в ресторане каждое блюдо можно назвать шедевром кулинарии. И, наоборот, отель с гордыми пятью звездами находился в получасе ходьбы от моря, кормили там довольно скромно, а в номерах по ветхим застиранным простыням ползали тараканы. Также можно заметить, что пятизвездочные отели в Казахстане не зря носят такое название. Там всегда идеально чисто, простыни и полотенца меняют каждый день, но «олл инклюзива» с неограниченным количеством алкоголя там нет, хотя в турецких отелях бармены не жадничают и там, где на заведении стоит три звездочки.

Для того, чтобы разобраться в этом, достаточно знать, что единой международной стандартизации в присвоении звезд нет. У каждой страны свои требования к комфорту. То есть в каком-нибудь Зимбабве никто не мешает владельцу гостиницы цеплять на мотель с тараканами хоть шесть звезд, а в других странах звезду могут отобрать лишь потому, что у шеф-повара нет сертификата об умении приготовить фуа-гра с трюфелями.

В Казахстане с 2008 года классификация гостиниц — дело сугубо добровольное. То есть если отель не уступает по сервису дубайскому «Рэдиссону», но владелец лишен каких-то амбиций, то гостиница будет совсем без звездочек. Зато посредственная гостиница, наспех переделанная из советского общежития, может получить хотя бы две звездочки, чтобы завлечь туристов и хоть как-то выделиться. Однако существует обязательная сертификация, где учитываются санитарные нормы и условия безопасности. Она обязательна даже для хостелов и кемпингов и с каждым годом становится все строже. Так в 2023 году после пожара в хостеле Алматы размещение гостей в цокольных и подвальных помещениях строго запретили.

Единой международной стандартизации для присвоения звёзд не существует, поэтому в некоторых странах можно прицепить пять звезд даже на хостел

Звезды присваивает специальная комиссия. По большинству необходимых критериев, присвоение звезд обычному путешественнику какого-то особого комфорта не гарантирует. Например, для человека, который остановился тут на пару ночей не важно, какое соотношение одноместных и двухместных номеров на этаже или есть ли в гостинице президентский люкс. Отель с пятью звездами отличается от четырехзвездочного наличием тренажерного зала, бассейна, собственной химчистки и спа. Для того, чтобы получить 4 звезды, необходимы конференц-зал, телефон с международной связью из номера, обязателен мини-бар, халаты и наборы косметических принадлежностей.  Но это не означает, что таких благ не может быть и в отелях совсем без звезд. Разница лишь в том, что для гостиниц со звездами они обязательны. Такая маркировка необходима при выборе места для организации семинаров и тренингов, особенно тех, на которые выделены гранты. Для обычного путешественника все необходимое есть и в трех звездах: завтрак, гигиенические наборы, сейф, фен, телевизор, полотенца и, самое главное, собственный душ и туалет в номере. Еще в трёх звездах постель меняют раз в три дня, а в отелях классом повыше — ежедневно.

В соседней России требования для звезд примерно такие же, но там процедура является обязательной, поэтому грустная одинокая звездочка может красоваться и на затрапезном придорожном мотеле, где весь сервис ограничен застиранным до дыр бельем и одним чайником на этаж.

Вам имя Ибрагим о чем-нибудь говорит?

В популярных у казахстанцев курортных отелях Турции и Египта, кроме звезд, есть еще одно важное условие, без которой нормальный отдых невозможен. Это HV-1 — для четырех и пяти звезд и HV-2 — для двух-трех. Такая маркировка требует обязательное наличие собственного пляжа. Тащиться несколько километров, чтобы искупаться – сомнительное удовольствие. В остальном количество звезд достойного отдыха не гарантирует. В обязательных для пятизвездочных отелей нескольких ресторанных залах могут кормить вялыми овощами и угощать поддельным алкоголем, а в единственном ресторане отеля с тремя звездами — каждый день готовить по несколько мясных блюд, и бармен за неказистой стойкой будет лихо взбивать потрясающие коктейли. Пункт, требующий дизайнерского ремонта в лобби, тоже сугубо формален. Дизайнером может быть и дедушка Ибрагим из соседней деревни, согласившийся за 200 лир по-братски сделать эскиз. Вид из окна звезды тоже не гарантируют. Так, постояльцу пятизвездочного отеля может довестись любоваться стройкой вместо морских волн. В Египте очень распространена практика устраивать в отелях вечный ремонт. Дело в том, что, по местным законам, во время ремонта платить налоги не нужно, так что, если завалить место у бассейна мешками с цементом, можно прилично сэкономить.

Для жарких стран бассейн в отеле — жизненная необходимость. Он позволяет создать на территории нормальный климат. И, наоборот: для Антальи система отопления в номере — это роскошь. Она позволяет принимать гостей не только летом. Для Казахстана батареи необходимы даже на летних турбазах

В Великобритании звезд нет вообще. Вместо них гостиницы оцениваются коронами. Но дополнительную корону могут присвоить и за историчекую ценность заведения, например, за то, что когда-то тут ночевал сам принц Чарльз. Конечно, приятно отдохнуть в том же номере, где когда-то спала венценосная особа, но в стране с такой древней истории аристократии труднее найти гостиницу, где никогда не останавливался какой-нибудь граф или виконт. А делить кровать с клопами, предки которых кусали самого Кромвеля, совсем не хочется. Поэтому сложилось негласное правило: для того, чтобы понять уровень гостиницы, нужно убрать одну корону. То есть британская гостиница с тремя коронами равна двухзвездочной в другой стране.

Такая же система применима и для Греции, только там вместо звезд и корон гостиницы отмечаются буквами латинского алфавита. Правда, греки накидывают рейтинг не за историческое наследие. Там каждая песчинка помнит Эзопа и Гомера, поэтому гордиться этим бессмысленно. Попросту греки слишком неприхотливы, и хорошо выстиранных простыней им уже достаточно, чтобы считать номер люксовым..

В Британии статус гостинице придают исторические события, с ней связанные. При этом комфорт может оставлять желать лучшего

В США, Канаде и странах Карибского бассейна, где чаще всего отдыхают американцы, отели гордятся не звездами, а бриллиантами. Присваивают их сами посетители, примерно, как рейтинг на «Букинге». То есть каждому гостю в отеле вручают анкету и конверт с маркой. Постоялец отвечает на все вопросы и отправляет анкету в единый центр. Там на базе отзывов присваивают или, наоборот, отбирают звезды. Идея принадлежит Американской ассоциации автомобилистов и работает с 1958 года. Конечно, система не идеальна. В ней много субъективного. Так, постоялец может забыть про драные простыни и тараканов в номере, если горничная с ним мило флиртовала, а другой гость оставит в анкете одни минусы, потому что сосед за стеной сильно храпел. Но при большом потоке отзывов картинка все-таки получается ближе к реальной. Ведь далеко не всем туристам нужен сейф в номере, халявный пузырек шампуня и тем более дизайнерский ремонт. Главное, чтобы матрасы были удобными, номера чистыми, а завтрак вкусным. Обычная система присвоения звезд такое не гарантирует. К счастью, в эпоху Интернета, когда можно узнать не только рейтинг, но и прочитать отзывы, американская система оценки стала доступна всему миру.

Красиво жить не запретишь

Откуда же взялась эта странная, запутанная, а главное, как показала практика, почти бесполезная система присвоения звезд?

В 1951 году во Франции ассоциация ресторанов и отелей разработала систему уровней отелей, которую решили оценивать по пятибалльной шкале. Никаких четких критериев не было. В отель инкогнито отправлялись гостиничные критики и субъективно все оценивали. Причем зачастую они обращали внимание не столько на комфорт проживания, сколько на некое искусство ведения гостиничного дела. Примерно такая ситуация сейчас сложилась со звездами «Мишлен»  для элитных ресторанов высокой кухни. Эти заведения общепита получают звезду за мастерское исполнение деликатесных блюд, талант шеф-повара, компетентность официантов и наличие изысканных вин в подвалах. Для тех, кому важно порадовать вкусовые рецепторы улитками по-бургундски с дерзкой нотой розмарина и неожиданным послевкусием жареного миндаля, такая характеристика заведения очень важна. Как и важно умение официантов отличить кьянти 1978-го с южного берега реки Арно от такого же урожая, но с левого берега. А сильно проголодавшийся человек, скорее, побежит в закусочную, где всего за 10 евро ему дадут хорошо прожаренный стейк без изысканных специй и пряностей.

На заре присвоения гостиницам звезд больше внимания уделялось эстетике, а не комфорту

Так и гостиничные критики обращали внимание на антикварную мебель в лобби, живописные полотна на стенах, эстетичность букетов в вазах, покрой формы горничных.

В такой оценке было много снобизма, ведь полотно Пикассо и мебель времен Марии-Антуанетты не гарантировали нормального отдыха. Но другого от гостиничных критиков публика и не ждала. Зато редакции газет и авторы путеводителей этой идеей очень вдохновились и стали составлять свои звездные рейтинги, включая и совсем дешевые ночлежки. Зато тут было больше полезной информации для обычного человека. Вкусен ли завтрак, чисты ли простыни, какой вид открывается из окна, готовы ли горничные прийти на помощь, если в номер забежал таракан.

На базе этих отзывов в 1989 году Всемирная туристская организация ЮНВТО разработала систему стандартизации гостиничного бизнеса. Она носила рекомендательный характер. Градация проходила довольно просто. Три звезды заслуживали номера с базовыми потребностями комфорта, в которые входили отдельный душ и туалет, широкая кровать, элементарная посуда в номере и самые необходимые гигиенические принадлежности. Далее, чем больше капризов гостей мог исполнить отель, тем больше звезд присваивалось. Но капризы — это слишком растяжимое понятие, поэтому специалисты из ЮНВТО после изучения самых частых просьб клиентов выбрали главные. Так, необходимыми стали мини-бар, сейф, фен, бассейн и спа для желающих расслабиться после сложного дня, тренажерный зал для тех, кто из-за поездки не хочет пропускать тренировки, глажка и химчистка, на случай, если деловой костюм гостя испачкался, а времени искать прачечную по всем городу у бизнесмена нет. Если гость прибыл на совещание, то хорошо бы было иметь свой конференц-зал, для удобства клиентов. Также были перечислены самые популярные виды завтрака и блюда в ресторане, которые клиенты заказывают чаще всего.

С развитием Интернета владельцы отелей все чаще ориентируются на хорошие отзывы в соцсетях, поэтому вместо формальных требований для получения звезд они все чаще делают ставку на хорошую кухню и ассортимент бара.

Многие отели стали подстраивать свою работу под стандарты ЮНВТО. Некоторые страны ввели свои стандарты звезд, незначительно отличающиеся от рекомендуемых. В эпоху до Интернета это значительно облегчало жизнь путешественникам. Сейфы, фены и халаты могли быть и в других отелях, но обзванивать каждый или колесить по городу, узнавая, есть ли там необходимые удобства, очень сложно. Гораздо проще глянуть в справочник или сказать таксисту, чтобы он вез в отель, маркированный нужным количеством звезд. Так точно есть гарантия, что все желаемые удобства будут.

Сейчас, когда у каждого в кармане есть смартфон, необходимость в изучении отельных звезд отпадает. Если человек приехал в город лоукостером, то есть совсем налегке, то ему достаточно поискать гостиницу, где в номере дают халаты и одноразовые тапочки, пусть даже у этого заведения совсем не будет звездочек.

Есть и обратная ситуация, когда отель настолько шикарен, что даже пяти звезд для него слишком мало. Так, в миланском Town House Galleria номера отделаны мрамором и сусальным золотом, а каждому гостю на время проживания выделяют лимузин с водителем, отдельный теннисный корт и собственный бассейн, а так же ВИП-пропуск во все музеи. На Town House Galleria висят целых семь звезд, но это классификация неофициальная, потому что стандарты ЕС больше пяти звездочек не предусматривают.

Современные отели с продвинутыми технологиями уже не попадают в стандарты, составленные в 50-х годах

Зато в Дубае с этим намного гибче. Отели проявляют невероятную фантазию, ставят в лобби гигантские аквариумы, креативят с дизайном и меню, отчего количество звезд скоро может сравняться с количеством нолей в счете за проживание.

Пока в мире всего четыре семизвездочных отеля, но некоторые восточные страны, не испытывающие дефицита в бюджете, все чаще заявляют о начале строительства мест отдыха с восемью и более звездами.

По данным Бюро национальной статистики РК за 2024 год, в Казахстане пятизвездочный статус имеют 25 отелей. Похвастаться четырьмя звездочками может 141 гостиница, а три звезды есть у 258. По данным туристического портала 101hotels.com, самый дешевый пятизвездочный казахстанский отель находится в Караганде. Почувствовать себя ВИП-персоной можно всего за 11 400 тенге в сутки, а самый дорогой находится в южной столице, и ночь там обойдется минимум в 123 тысячи тенге.

В Казахстане важным критерием для получения звезд служит смена белья. Санитарные нормы допускают смену простыней раз в пять дней, но в отелях с четырьмя и пятью звездами это должно происходить ежедневно

Всего же казахстанские гостиницы за прошлый год приняли 8,1 млн гостей, причем больше половины наших путешественников, бронирующих отель самостоятельно, остановили выбор на трех звездах. Пять и четыре звезды в основном предпочитают гости из-за рубежа и командированные, которым проживание отплачивает компания. Если с последними все ясно и за чужой счет пожить в роскоши хочется всем, то в случае с иностранными гостями туристы предпочитают переплатить за звезды, потому что не уверены, что в отелях без такой маркировки им будет предоставлен нормальный сервис. Кроме того, гостиницы со звездами чаще попадают в первые строки сайтов для онлайн-бронирования. Зато на отпуске казахстанцы не экономят. 83 % отправляющихся на курорты Турции и Египта выбирают пять звезд. И ни у кого не возникает вопросов, почему пребывание в номере с «олл инклюзив» и безлимитным алкоголем обходится дешевле, чем ночь в посредственной трёхзвёздочной гостинце родного городка с холодной овсянкой на завтрак.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта