Владимир Бородин: «Прикоснувшись к истории ФАМС РК» - Караван
  • $ 520.02
  • 608.79
0 °C
Алматы
2025 Год
12 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Владимир Бородин: «Прикоснувшись к истории ФАМС РК»

Владимир Бородин: «Прикоснувшись к истории ФАМС РК»

Всех автолюбителей Казахстана когда-то интересовал или до сих пор интересует вопрос истории казахстанского автомобильного спорта, его первых успехах кузницы легендарных пилотов нашей страны и многое другое, напрямую связанного с истоками автоспорта в Казахстане. Мы представляем Вам человека, которого знают многие, так или иначе связанные с автомобильным спортом, человека, который на сегодняшний день уже более 30 лет посвятил делу, которое стало для него не только хобби, но и делом всей его жизни. Вашему вниманию будет представлена одна из наших бесед с Вице-президентом Федерации авто мотоспорта Республики Казахстан (ФАМС РК), основателем школы экстремального вождения и главным пилотом «Степных волков», настоящим семьянином, воспитавшим сыновей-чемпионов еще на генном уровне… У нас в гостях – Владимир Бородин.

  • 27 Декабря 2009
  • 4000
Фото - Caravan.kz

— Владимир Павлович, говорят, что мужская половина семейства Бородиных на автомобилях с рождения ездит. Как такое объясните?

— Наверное, в это сложно поверить, но ездить я стал с 4 класса! И дело происходило так: старший брат Анатолий усаживал меня на колени и давал возможность рулить, чувствовать ускорение машины, когда он нажимал на педаль газа, и решать куда поворачивать или как себя вести на дороге. В пятом классе я уже во всю гонял на мотоцикле именно в этом возрасте, и появилось непреодолимое желание стать автогонщиком.

Пилотом меня все ни как не ставили!

— Как Вы впервые пришли в секцию автомобильного спорта?

— В 18 лет! Я жил тогда в Павлодаре и работал в таксомоторном парке. В 1977 году записался в спортивную секцию ДОСААФа автомехаником. Моим тренером и, признаться, очень судьбоносным человеком в спортивной карьере стал Юрий Брагин – удивительный человек и отличный раллийный пилот.

— Не сложно догадаться, что вскоре он предложил вам должность штурмана в экипаже…

— Это действительно так. Около 8 лет я был штурманом у своего учителя и наставника, но всегда хотел сам сесть за руль именно в качестве раллийного пилота, так как опыт кроссовика и ипподромного гонщика эти годы уже успел приобрести. Но по не понятным для меня на тот момент причинам посадить за руль раллийной машины тренер не решался. Переломный момент наступил в 1989 году, когда я принял решение уйти из спорта.

— А почему снова вернулись?

— Признаться честно хватило меня не надолго, примерно месяцев на 6. Позже я и сам себе задавал этот вопрос, а сейчас по прошествии такого количества времени могу с уверенностью сказать, что это действительно любовь к автомобильному спорту. В ночных сновидениях я по-прежнему мчался по гоночным трассам, участвовал в соревнованиях, готовил машину. Мне не хватало, как воздуха адреналина в крови, путешествий и экстрима. Когда вернулся в секцию, то Юрий сразу предложил мне автомобиль ВАЗ-2101, как раз в преддверии чемпионата Казахстана по зимним ипподромным гонкам. Но вот беда: машину нужно было собирать и готовить к соревнованиям с чистого кузова, как говорится с нуля, но к этому я был готов!

— Вы всегда были в десятке лучших пилотов, но, тем не менее, долгое время не могли выполнить норматив Мастера спорта?

— Около двадцати лет! В то время страна была больше, спортсменов было много, соответственно и требования по присвоению спортивных званий и разрядов были значительно выше, чем на сегодняшний момент. Нам было сложно набрать необходимое количество баллов, поэтому и потребовался такой длительный такой промежуток времени. И лишь в 1996 году я стал Мастером спорта.

Экстремальное вождение – моя стихия!

— Как ваш переезд из Павлодара в Алматы повлиял на открытие здесь школы экстремального вождения?

— В 1998 году я с моей семьей переехал в Алматы, из-за сильной аллергии младшего сына Петра, которая мучила его в северном Казахстане. Ну, а в Алматы нужно было как-то жить, зарабатывать деньги и содержать семью. Так появилась идея основать школу экстремального вождения, которую в 1999 году мы открыли совместно с Николаем Масловым и Галиной Герасименко под названием «КазАвтоРинг». Параллельно с открытием школы мы начали организовывать соревнования по скоростному фигурному вождению, автомобильному кроссу, автопробеги по бездорожью на полно приводных автомобилях.

— Для учеников своей школы и в последствии, любого желающего спортсмена, вы проводили нечто вроде мини-ралли. Значит, ралли в Казахстане существовало и до 2006 года?

— Безусловно, существовало и значительно раньше! И в 70-ые и в 80-ые годы были свои Чемпионы, Мастера и конечно герои того времени, именно они и есть сейчас история казахстанского автоспорта, которую мы продолжаем и не в коем случае не должны забывать. В 90-ые годы, когда я уже был пилотом, ежегодно проводилось множество соревнований городского, областного, республиканского и всесоюзного масштабов. Стать участником республиканских соревнований, не говоря уже о Всесоюзных стоило очень больших трудов и считалось за честь выступать за сборную области или республики. В состав сборной могли попасть далеко не все, а только лучшие из лучших. В 1993 году мне не только посчастливилось выступать за честь сборной Павлодарской области, но завоевать титул Чемпиона в том спортивном сезоне! Затем, в течение нескольких лет, приблизительно до 1996 года был значительный спад, при чём не только в спорте. Соревнований по разным дисциплинам автомобильного спорта проводилось значительно меньше. Но уже к концу 1996 года автомобильное ралли возродилось на два сезона благодаря колоссальным стараниям Николая Маслова, который даже смог обеспечить на соревновании работу судейской бригады из Санкт-Петербурга.

— А когда ралли вновь возродилось в Казахстане, именно в классическом варианте?

— В начале 2000-х годов в рамках школы экстремально вождения мной проводились соревнования по мини-ралли на спортивной трассе и в окрестностях посёлка Кок-Кайнар, которые в дальнейшем стали первой ступенькой в подготовке молодых и новых пилотов в написании стенограмм классического ралли, чтению легенды и т.д. В 2004 году состоялся так называемый подъем в гору Уш-Куныр, в 2005 мы соединили Уш-Куныр с соседним ущельем, в том соревновании уже приняли участие не только наши пилоты, но и гости из Республики Узбекистан. А уже в 2006 году по окрестностям Капчагая пронеслась гонка с необходимым количеством километров и СУ для классического ралли, (спец. участков), о котором вы говорите! Именно в то время и было принято решение создать при ФАМС РК комитет ралли, который возглавил мой ученик Олег Балюк.

Степные волки Казахстана

— Про Федерацию авто мотоспорта Республики Казахстан и её ныне существующие комитеты у нас будет отдельный разговор. Сейчас хотелось бы узнать про команду «Степные волки», созданную по вашей инициативе…

— Кстати сказать, в этом году мы празднуем 10-ти летний юбилей! В 1999 году в команду вошли: Сергей Пан, Олег Балюк, Сергей Левченко, Александр Артемьев, Алия Акназарова, Анатолий Абашидзе и я. На соревнованиях мы выступали в два-три состава. Старались принимать участие в разных дисциплинах авто спорта: автокросс, ипподром, картинг и при этом занимали лидирующие позиции. Но стоит отметить, что к нынешнему названию команды мы пришли не сразу. Изначально мы были «AGA Казахстан» затем «Азия сервис», по названию тех фирм, которые нам помогали. А когда мы приняли решение принять участие в соревновании в РФ, остро встал вопрос о звучном и запоминающемся названии команды, которое должно было нести информацию о нас и нашей стране и тогда общим решением мы остановились на «Степных волках». В 2003 году у нашей команды появился генеральный спонсор Казахская моторная компания «Астана Моторс» во главе с генеральным директором компании Нурланом Еркебулановичем Смагуловым, человек, которому мы безгранично благодарны и не только за нашу команду, но и за неоценимый вклад в развитие автомобильных видов спорта в регионах нашей страны. С его лёгкой руки начало своё возрождение в Казахстане классическое ралли. Все соревнования, о которых я говорил выше, были организованы и проведены при непосредственной поддержке его компании. Соревнования по скоростному фигурному вождению вряд ли на сегодняшний день могли бы иметь такую широкую географию и массовость, без поддержки КМК «Астана Моторс». Благодаря спонсорству компании на протяжении последних нескольких лет у нас появилась возможность выезжать в такие города как: Павлодар, Усть-Каменогорск, Астану, Кокчетав, Петропавловск, Караганду и проводить там соревнования различного уровня, обеспечивать призовой фонд, оплачивать расходы, связанные с подготовкой этих мероприятий. И даже, несмотря на нынешнее тяжёлое время в этом году совместно с КМК «Астана Моторс» было проведено 3 этапа Чемпионата страны скоростному фигурному вождению и весенний этап Чемпионата РК по автомобильному кроссу.

Чемпионство передалось по крови

— В сезоне 2008 года вы стали Чемпионом страны по автокроссу и ипподромным гонкам. Почему не сложилось в ралли в этом году?

— На ралли «Бурлы-2009» мы еще по дороге разбили машину. От машины, на которой мы ехали на соревнования, отцепился прицеп, а на нем была закреплена наша Subaru Impreza, которая умудрилась побить все стекла и естественно, остаться на данном этапе не у дел.

— На ралли в этом году вашим штурманом был младший сын Пётр, которому сейчас всего 14 лет…

— И, тем не менее, в 13 лет он уже был участником национальной сборной, именно во взрослом составе, а на соревнованиях опережал даже Мастеров спорта, включая отца. Не находите, что это случай для книги рекордов Гиннеса (улыбается, — прим. авт.)?!

— Если опередил отца, то однозначно превзошел своего учителя?

— В январе этого года в Алматы проходила синхронная гонка, так вот будучи еще 13 – ти летним мальчишкой он занял первое место в классе D2-1600, второе было за Дмитрием Глушковым, замкнул призовую тройку я. А в классе D2-3,5 (полный привод) все призовые места распределились между мужской половиной семьи Бородиных. Первым был Валерий – мой старший сын, вторым Петя и третьим я. Правда, во время соревнований, я все время высчитывал, кого должен обогнать, а кому проиграть, чтобы не попасть в финальных заездах на сыновей. Сейчас младший сын Кандидат в мастера спорта и лишь с 17 лет сможет защитить звание мастера. И если мы с Валерой гоняем на Subaru Impreza, то Петя пока тренируется на ВАЗ-2108.

— А еще, у вас подрастает доченька, проявляет ли она интерес к автоспорту?

— Ангелиночке сейчас пять лет! Честно говоря, мы стараемся, как можно меньше брать её с собой на соревнования, но, тем не менее, она тоже очень любить быструю езду, наверное, всё-таки гены! Нам же, наверное, больше хотелось бы видеть её в студии хореографии или танцев. Впрочем, любой её выбор, даже если это будет автоспорт, мы его одобрим и поддержим т.к. мы всегда стараемся быть по одну сторону с нашими детьми!

Супругу встретил на улице

— Супруга полностью поддерживает вашу любовь к спорту, даже работает вместе с вами?

— Да, это точно… Не знаю даже, чтобы было бы со мной, не подвези я её тогда до дома…

— Это вы о чем?

— Об истории нашего знакомства! Я долгое время не мог найти свою настоящую любовь, мечтал создать семью, иметь семейный очаг, в котором тебе всегда рады и ждут. И вот однажды вечером я ехал на своей восьмерке по улице и увидел прекрасную девушку, с которой тут же решил познакомиться, но она долго не соглашалась сесть ко мне в машину, пришлось ехать за ней несколько кварталов и уверять в чистоте своих намерений подвезти до дома. Так мы и познакомились с Людмилой, я записал её номер телефона и длительное время не звонил, все как-то времени не было, соревнования, гонки… И только спустя месяц в первый раз набрал её номер и как оказалось, у них долгое время не работал телефон и первым звонком оказался именно мой. Признаюсь, я в первое свидание понял, что она именно та женщина, ради которой я смогу измениться, остепениться и стать домашним человеком, Семьянином с большой буквы! Когда у нас родился сын Петя, Валера уже во всю проявлял интерес к папиному увлечению, так вот и Петя с детства стал гонщиком. Мы его практически с рождения брали с собой на соревнования, а он всегда говорил нам: «Купите мне права, усы и дырку в голове, и я буду гонщиком»!

— А почему усы и дырку в голове?

— В то время я носил усы, а насчет дырки в голове, к тому времени она у меня тоже была, но это уже другая история… Обязательно расскажу!

— Договорились! Ваши сыновья так похожи на вас, а дочка что-нибудь от папы переняла?

— Да, и при чем очень многое. Из забавного: в детстве я за один присест мог съесть 15 жареных яиц, а Ангелина сейчас спать не ложится без омлета или глазуньи, при чем именно в моём исполнении. Так мы и кулинарим с ней каждый вечер, привлекая к позднему мини-ужину наших домочадцев!

Справка «НАШЕГО СПОРТА»:

Владимир Павлович Бородин

Дата и место рождения:1 мая 1958 год, Россия, город Магадан

Образование, специальность: Высшее. Преподаватель физической культуры.

Спортивные достижения: Многократный призёр и чемпион РК по автомобильному кроссу, ралли, ипподромным гонкам, Мастер спорта, тренер Высшего уровня высшей квалификации по автомобильному спорту.

Ученики: Сергей Пан, Олег Балюк, Глушков Дмитрий, Александр Артемьев, Алия Акназарова, Валерий Воронов, Абашидзе Анатолий, Константин Пак, Александр Валитов (и его сыновья), Сергей Левченко, Разия Манатова (ныне гражданка Канады).

Спортивная экипировка:OMP

На снимке: Владимир Бородин с сыном Петром. Фото из личного архива семьи

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы с балкона 12 этажа выпала девушка

МРП 2026

МРП, минимальная зарплата и пенсия в 2026 году: что изменится

Землетрясение

Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды

Бокс

Тайсон решил провести бой в Африке в 59 лет

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В столице несколько автобусных маршрутов изменили схемы движения

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте движение по проспекту Байдибек би ограничат на две недели

Иран

Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера 1XBET - ставки на спорт